• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

В НИУ ВШЭ ведутся социологические исследования передового уровня по широкому фронту, что позволяет демонстрировать глобальную конкурентоспособность по многим ключевым направлениям данной науки. НИУ ВШЭ устойчиво занимает первые места среди российских вузов в международных рейтингах (по итогам 2019 г.: позиции 51–100 в рейтинге QS, позиции 51–75 в Шанхайском рейтинге и позиции 151–175 в рейтинге THE по направлению «Социальные науки»).

Исходя из сложившейся специализации, имеющегося задела (реализованные проекты, базы данных) и кадрового потенциала, а также с учетом формирования новой повестки основными приоритетами будут:

  • социология образования и науки — имеются теоретические заделы и возможна синергия с Институтом развития образования и Лабораторией институциональных исследований;
  • сравнительные социальные исследования — на базе Международной лаборатории сравнительных социальных исследований создана кадровая и теоретико-методологическая база для сравнительного изучения российского и восточноевропейских, а также азиатских обществ;
  • социология рынков и экономическая социология — ядро формирования социологии в НИУ ВШЭ, развитие которого поддерживается разработками и публикациями Лаборатории экономико-социологических исследований и ряда других проектов и проектных групп;
  • городские и энвиронментальные исследования — направление на стыке с урбанистикой и экономической географией, особенно востребованное в связи с актуальными трендами развития социальной среды как российских мегаполисов и агломераций, так и сельских поселений;
  • миграция и демографические тренды в современных обществах — опирается на теоретические, статистические и экспертные заделы Института демографии, позволяет выявлять и анализировать тенденции в области народонаселения и миграционных потоков в России и за рубежом;
  • новые методы сбора и анализа социальных данных — развитие данного направления обусловлено появлением принципиально новых возможностей, связанных с большими данными, а также технологий работы с ними (data mining) в социальной науке и экспертной аналитике;
  • новые социальные процессы и явления в цифровом обществе.

По всем этим направлениям социологи НИУ ВШЭ обладают прочными связями в международном академическом сообществе, активно участвуют в престижных конференциях и публикуются в журналах высокого уровня.

В перспективе все указанные направления позволят регулярно получать новейшие результаты, значимые для анализа как глобальных процессов в современных обществах, так и специфики их протекания в условиях России, в этом смысле обеспечивая как привлечение интереса международного исследовательского сообщества, так и возможность их использования для научного сопровождения государственной социальной и экономической политики в России.

При проведении поли- и междисциплинарных исследований будет усилено взаимодействие с коллегами из других департаментов факультета социальных наук, с других факультетов (факультет компьютерных наук, факультет гуманитарных наук, факультет коммуникаций, медиа и дизайна, факультет городского и регионального развития), а также с Санкт-Петербургским кампусом НИУ ВШЭ на базе привлечения их специалистов в соответствующие исследовательские проекты и центры.

Проводимые в НИУ ВШЭ исследования позволят оценить такие важные для принятия ключевых политических решений факторы, как готовность российского общества к вызовам цифровой эпохи, изменения в структуре человеческого и социального капитала, динамика и характер трудовых отношений; социально-демографические процессы; положение социально ослабленных групп и меры по их поддержке.

При проектировании точек роста в развитии социологических исследований на среднесрочную перспективу (до 2024 г.) необходимо учитывать следующие 5 требований:

  1. междисциплинарность или полидисциплинарность (связка с другими департаментами и исследовательскими подразделениями);
  2. возможность выйти за рамки «транзитологии»;
  3. практико-ориентированность;
  4. возможность синергии с уже работающими научными подразделениями;
  5. возможность развернуть основную образовательную программу вокруг проекта / встроить проект в одну из действующих программ.

Проектируемые центры совершенства должны отвечать или всем, или по крайней мере двум-трем из этих требований и вырастать «снизу». Исходя из сказанного, на перспективу до 2024 г. такими центрами совершенства могут стать:

  • направление «Новые методы анализа данных в социальных науках», которое отвечает первому, второму, третьему и пятому требованиям (в настоящее время готовятся документы к открытию совместно с факультетом компьютерных наук магистерской программы «Цифровая социология бизнес-организаций»);
  • направление «Методы и технологии повышения достоверности собираемых социальных данных», которое отвечает второму и третьему требованиям (будет реализовываться совместно со Всероссийским центром изучения общественного мнения), может быть адаптировано к потребностям образовательной программы (магистерская программа «Прикладные методы социального анализа рынков»);
  • направление «Инклюзивное развитие в условиях трансформационного общества», которое отвечает первому, третьему и пятому требованиям (магистерская программа «Социология деловой и публичной сферы»).

К 2030 г. эти новые направления в сочетании с развитием социологии рынков и сравнительных социальных исследований станут основными направлениями наращивания компетенций. К окончанию данного периода по каждому из этих направлений предполагается создать/расширить имеющиеся международные коллаборации, в том числе за счет привлечения постдоков из ведущих зарубежных центров. Развитие кадровой базы, кроме того, будет опираться на вовлечение студентов (стажеры) и аспирантов (исследователи). Не менее двух профильных журналов войдут в 1-й и 2-й квартили основных баз (на основе превращения в журналы открытого доступа и роста импакт-фактора). В частности, в интересах государственных, бизнес-организаций и некоммерческого сектора и на основе анализа лучших практик инклюзивного трудоустройства НИУ ВШЭ будет осуществлять программы по развернутой и экспресс-оценке инклюзивной культуры организаций («мягкий рейтинг инклюзии»).

Решать столь масштабные задачи предстоит в том числе за счет развития научного сотрудничества как с ведущими российскими учреждениями, так и с зарубежными партнерами. На международном уровне сеть партнерств уже сегодня охватывает практически все значимые центры совершенства в разрабатываемых социологами НИУ ВШЭ областях, особенно центры, занимающиеся изучением социальных процессов и явлений в переходных обществах (в Европе — King’s College London; EHESS, Paris; ZOiS, Berlin; Aleksanteri Institutе, Helsinki, и др.). Развитие партнерств будет осуществляться путем:

  • реализации совместных проектов (на следующих условиях: каждая сторона самостоятельно находит ресурсы для осуществления исследований);
  • перекрестных стажировок аспирантов и постдоков с подготовкой совместных статей в высокорейтинговые журналы;
  • совместных магистерских программ и аспирантских консорциумов.

Интеграция с образованием

Развитие исследований по направлению «Социология» будет поддерживать усиление таких компонентов образовательной деятельности, как:

  • математическая подготовка, в частности в области сбора и анализа данных новыми методами, и создание на этой основе новых магистерских программ и программ ДПО;
  • индивидуализация образовательных траекторий для обеспечения возможности полидисциплинарной и междисциплинарной подготовки студентов;
  • пересборка существующих образовательных программ для повышения гибкости выпускников на рынках труда в будущем;
  • расширение проектного опыта студентов: включение в социальное проектирование, полевые стадии исследований, аналитику реальных социальных процессов, в том числе благодаря сращиванию образовательных программ с имеющимися и новыми центрами совершенства в области исследований и разработок.

В соответствии с этими трендами будут происходить формирование магистерских программ нового поколения (с расширенной проектной компонентой), активное развитие программ двух дипломов с ведущими зарубежными университетами, создание гибридных форм образовательных программ, сочетающих элементы ООП и ДПО.