• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Урбанистика и транспортная политика

В настоящее время Университет располагает компетенциями в сфере развития городов, регионов и транспортных систем — межпредметной области, имеющей богатую историю развития за рубежом, которая будет активно развиваться в России ближайшие несколько десятилетий. Для этой области характерны междисциплинарность и исключительно тесная связь между фундаментальной и прикладной наукой и разработками, прежде всего проектными.

Сегодня российский рынок городских исследований находится в стадии активного формирования. Очевиден запрос на новых специалистов, понимающих сложность и многоаспектность города и способных к его комплексному исследованию, проблематизации и поиску решений. Города заняли важное место в федеральной повестке: именно они стали рассматриваться в качестве драйверов социально-экономического развития страны. Однако вместо создания и сопровождения системных решений функции урбаниста зачастую понимаются как разработчика локального проекта. При этом в общемировой повестке, кроме вопросов городского планирования, землепользования, застройки, транспортного планирования, требующих глубокого и всестороннего анализа с точки зрения не только возможности повышения комфорта, устойчивости и функциональности городской среды, но и экономики, права, социологии, в тренд выходят более конкретные вызовы, требующие качественно иного уровня погружения в проблему. Среди них вопросы экологии (транспорт, влияние среды на качество жизни и долголетие), цифровизации городов (которая, с одной стороны, обладает большим потенциалом, но, с другой — несет высокую угрозу частной жизни и безопасности), городского здоровья, смены парадигм мобильности, кардинального изменения зон притяжения, мультимодальности.

В России вопросами городского развития часто независимо друг от друга занимаются архитекторы, градостроители, экономисты, географы, специалисты по государственному и муниципальному управлению. При этом именно архитекторы и градостроители принимают решения по пространственной организации городов, хотя сложность и комплексность современного города требуют более широкого круга компетенций в области управления, экономики, социологии, географии и т.д. 

Главный вызов развития — отсутствие синхронизации городского планирования как практической деятельности и городских исследований как научного направления, без которого невозможно оценить качество принимаемых решений о развитии территории. Создание Университетом неразрывной связки исследовательской и проектной компонент как при подготовке новых профессионалов, так и при переосмыслении существующих практик — обязательное условие для развития направления в горизонте до 2030 г.

Для Университета стратегической целью развития направления является формирование новой для России профессии городского планировщика и набора практик управления городским развитием. Для достижения цели необходим переход от практики управления урбанизированными территориями по отраслевому принципу к системной, комплексной работе по их развитию. Вместо ориентированной на задачи городского благоустройства урбанистики — развитие городского планирования, воплощающего прикладной, междисциплинарный и антропоцентрический характер деятельности, направленной на изучение и проактивное управление пространственным развитием города. 

Имеющийся задел для развития направления

Потенциал развития направления сконцентрирован преимущественно в рамках факультета городского и регионального развития, в структуру которого входят научные подразделения, занимающиеся вопросами транспорта, регионального планирования, проектирования городской среды, прототипирования. К работе факультета привлечены как практикующие представители специальности из бизнес-структур и проектных организаций, так и молодые кадры, получившие образование по новой, внеархитектурной модели. 

В рамках развития направления факультет будет выполнять роль его ядра, тесно сотрудничая с другими факультетами и институтами, которые имеют смежные компетенции, позволяющие проводить комплексные междисциплинарные исследования: с факультетом социальных наук, факультетом экономических наук, факультетом компьютерных наук, Институтом государственного и муниципального управления, Институтом образования, Институтом экологии, Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. Акцент будет сделан как на городских исследованиях (академический трек), так и на развитии образования и проектной деятельности. В ближайшие годы будет достигнуто органическое единство треков, что станет предпосылкой дальнейшего эффективного развития направления.

Исследовательские фокусы, которые получат наибольшее развитие в рамках предметного направления

На сегодняшний день внутри направления можно выделить несколько имеющихся заделов, по которым будут проводиться дальнейшие исследования:

  • пространственный анализ и пространственное моделирование;
  • эффективность землепользования и совершенствование градорегулирования;
  • новые подходы к стратегическому и территориальному планированию;
  • жилищная политика и развитие застроенных территорий;
  • городской дизайн и градостроительство;
  • сохранение и развитие культурного наследия;
  • социология города;
  • городская экология;
  • городская инфраструктура и коммунальное хозяйство;
  • развитие местных сообществ;
  • медиация градостроительных конфликтов;
  • городское прототипирование;
  • транспортное планирование и моделирование.

Основное развитие будет сконцентрировано на трех направлениях:

  • «Новая мобильность»: изучение аспектов транспортного планирования в современных городах и меняющихся условиях; разработка новых практик и решений в транспортном планировании, новых технологий в сфере транспорта, мобильности как образа жизни. Исследования, основанные на данных, внесут вклад в развитие нормативного регулирования отрасли, уточнение программных и стратегических документов, утверждаемых профильными ведомствами. Тесная связь деятельности Института экономики транспорта и транспортной политики с образовательным процессом обеспечит ресурсную поддержку для образовательных программ факультета городского и регионального развития, возможность прохождения практики, вовлечение студентов и аспирантов в исследовательский процесс. Работы будут осуществляться с опорой на сложившиеся партнерские отношения (UITP, University of Leeds);
  • «Развитие градорегулирования». Изучение регулирующего воздействия градостроительного зонирования является базисом для последующего его использования в качестве инструмента реализации целей стратегии пространственного и экономического развития города, повышения эффективности землепользования. Документы градорегулирования требуют корректировок в соответствии с реальными городскими процессами. Для обоснования корректировки управляющего воздействия документов необходима системная работа по созданию и развитию научных разработок, агрегации городских данных и их анализа, по формированию целостной картины изменений в развитии города и последующему внедрению инструментов анализа городских данных в процесс принятия решений;
  • «Городское прототипирование» (Fab Lab). Ответ на вызовы развития городов подразумевает разработку новых решений в сфере строительства жилья, обустройства пространства, разработки устройств для энергосбережения, выработки и сохранения электроэнергии, повышения комфорта и безопасности горожан и т.д. Вхождение существующей лаборатории экспериментального проектирования городов в международную сеть Fab Lab позволит повысить узнаваемость бренда Университета в данном сегменте, выполнять коллаборативные проекты, а также функционировать в интересах Университета за счет выполнения эскизных проектов по развитию среды НИУ ВШЭ, предоставления студентам площадки для выполнения эскизных проектов. 

Вклад направления в развитие образования

Основной результат направления за первые 5 лет — формирование целостной системы образования — от бакалавриата до аспирантуры и дополнительного образования, позволяющей гибко выстроить профессиональную траекторию в академической, проектной или образовательной деятельности в сферах градостроительства, городского, регионального и транспортного планирования, управления городским развитием. Достижение цели будет обеспечено за счет разработки новых образовательных стандартов, включающих новые наборы компетенций, которые будут востребованы в отрасли в ближайшие 10 лет.

Целевой моделью является переход образовательных программ в отдельное направление подготовки, привязанное к экономике и менеджменту — «Городское планирование», впоследствии и «Региональное планирование». Будет завершен перевод существующих программ в новое направление. Будут также разработаны и зарегистрированы соответствующие ОКВЭД и профессиональные стандарты, развиты треки по дизайну городской среды и градостроительному проектированию.

Развитие блока дополнительного / бизнес-образования

Приоритетная задача блока: создание системы ДПО для подготовки преподавателей/тьюторов, это внесет вклад в выполнение социальной функции Университета по повышению квалификации сотрудников региональных вузов.

Система ДПО включает:

  • Cоздание модульных программ ДПО — набора универсальных тематических (городская экономика, общественные пространства) и инструментальных (анализ городских данных, транспортное моделирование) модулей повышения квалификации, которые будут составлять программы профессиональной подготовки под требования заказчика;
  • Переход на новые форматы ДПО с акцентом на интенсивы (без отрыва от основной работы), проектную деятельность, выработку практических решений во время обучения. Программы ДПО будут разрабатываться на основе реальных запросов/кейсов заказчика и выступать в качестве обучающего и консалтингового продукта;
  • Перевод части общепрофессиональных и инструментальных курсов в формат онлайн для возможности экспорта дисциплин в региональные вузы, а также расширение спектра модулей в рамках программ ДПО.

Ответ на вызовы социально-экономического развития, прикладные исследования и разработки

Для ответа на вызовы социально-экономического развития Университет будет работать по следующим направлениям:

  • Создание системы мониторинга данных о городском, региональном и транспортном развитии, основанного на методах статистического, пространственного анализа и машинного обучения. Поскольку отсутствие данных для принятия решений или разработки программ является в настоящее время существенным барьером развития внутри направления, разработка данного продукта имеет первостепенную важность;
  • Создание и поддержка транспортных моделей (статических и динамических) крупных и развивающихся городов, а также разработка плагинов и дополнений для существующих платформ транспортного моделирования;
  • Разработка решений для формирования университетской среды (как НИУ ВШЭ и ее кампусов, так и других региональных вузов). Если данное направление будет иметь устойчивый спрос, необходимо выделить его в центр развития среды Университета и города;
  • Создание на основе международного журнала «Городские исследования и практики» школы городских исследователей и последующая трансформация журнала в цифровое СМИ научного и экспертного характера, которое будет снабжать рынок регулярными экспертными докладами и прогнозами;
  • Разработка прогнозных моделей развития городов в интересах региональных властей.