• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Публичная история в России: перформансы прошлого в театре и за его пределами»

Мероприятие завершено

Дата проведения: 3–4 ноября 2018 года 

Место проведения: Центр современной культуры «Смена», Казань

Организатор: Лаборатория публичной истории

Партнеры: Комитет гражданских инициатив, Фонд им. Фридриха Эберта, Творческая лаборатория «Угол» 

Третья конференция Лаборатории публичной истории будет посвящена театру и другим перформативным практикам, которые формируют современные способы восприятия прошлого. 

Российский театр последних лет все активнее осознает себя как место памяти, обращаясь как к собственной истории, так и к различным сюжетам и образам коллективного прошлого. Важным этапом этого процесса стала внеконкурсная программа «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска» 2016 года, собравшая несколько спектаклей, которые разными способами обращались к теме Второй мировой войны. Эта программа представила своеобразный срез изменений в понимании прошлого современным российским театром, ставших еще более заметными  в последние два года. Такие разные режиссеры, как Андрей Могучий, Дмитрий Егоров, Максим Диденко, Андрей Стадников, Анастасия Патлай, Александр Молочников и многие другие, обращались к широкому диапазону тем – от Революции 1917 года до историй городов и институций. В этих работах все более заметным становится расширение круга источников для разговора о прошлом: от архивных документов и устных свидетельств до хорошо известных текстов и образов, понятых в новом контексте.

Таким образом, театр сегодня становится местом интенсивного обсуждения ключевых тем публичной истории – от рефлексии о травматических событиях ХХ века и их месте в современном историческом воображении до исследования опыта отдельных людей и их стратегий осмысления прошлого.

С одной стороны, мы предлагаем обсудить причины и механизмы этого процесса. Как изменяется театральная практика, когда она обращается к историческим сюжетам? Как в таких спектаклях соотносятся стремление к исторической точности и использование истории как инструмента рефлексии о современности? Как взаимодействуют театральные практики и историки (как профессиональные, так и любители)? Как история театра – с ее травмами и умолчаниями – позволяет понять его настоящее?

С другой стороны, интерес современного театра к истории представляется нам важной отправной точкой для междисциплинарного разговора о более широком круге практик и проблем. Как сохраняется память о театре в рамках различных институций: самих театров, музеев, архивов и библиотек? Как осмысляется и представляется прошлое в различных перформативных практиках: исторических реконструкциях, театрализованных представлениях, «живой истории»? Позволяет ли теория перформативности создавать новые «генеалогии» практик и институций (например, судебных заседаний)?

Мы предлагаем обсудить эти и другие вопросы в рамках следующих секций:

Память театра: способы сохранения живой истории

Одна из наиболее активных дискуссий в современных исследованиях театра касается возможности сохранения и документирования его прошлого. В рамках этой секции мы предлагаем обсудить особенности сохранения, воспроизводства и осмысления памяти о театре как самим театром, так и другими культурными институциями. Каковы особенности формирования театральных архивов? Как эти особенности влияют на написание истории театра? Как трансформация музейных практик влияет на репрезентацию памяти о театре? Как память театра исследуется его собственными средствами? Как эта память трансформируется в условиях появления цифровых архивов?

«Перформансы насилия»: предельный опыт в театре

Современный российский театр часто обращается к таким трагическим событиям истории ХХ века, как голод 1931-1933 годов, сталинские репрессии, Вторая мировая война и т.д. Эти события могут представлять сложность как для научного, так и для художественного осмысления из-за особенностей связанного с этими событиями антропологического опыта предельных состояний (голода, пыток, смерти и т.д.). Такой опыт с трудом поддается репрезентации из-за его собственных границ. Попытки его воспроизведения, таким образом, ставят перед театром как этические, так и эстетические вопросы. Можно ли понять историю, не «пережив» ее? Как говорить о «правде» этих событий и их жертвах? Какие инструменты проработки такого опыта есть у театра? Насколько действенны инструменты коллективной проработки прошлого, если речь идет о существенно отдаленных во времени событиях и большом разнообразии индивидуальных образов прошлого у зрителей?

Театр и идентичность: практики исследования локальной истории

Современный российский театр обращается не только к историческим событиям, ассоциирующимся с разными версиями национальной идентичности, но и к истории определенных мест – городов, районов, предприятий и т.д. В этой секции мы предлагаем поговорить о театральных практиках, точкой отсчета для которых стал интерес к локальной истории и идентичности. Какие истории конструируются в этих постановках и как они соотносятся с общенациональным историческим дискурсом? Как в них осмысляются языковые и культурные различия? Становятся ли эти спектакли катализаторами интереса к памяти конкретных мест и сообществ?

Театральность суда – театр как суд над историей

Один из самых известных примеров описания суда с помощью театральных метафор – рассуждения Ханны Арендт, наблюдавшей процесс 1961 года над сотрудником 4-го отдела гестапо Адольфом Эйхманом. Арендт противопоставляет театр и закон, критикуя известный процесс за его излишнюю «театральность». Кэтрин Коул, исследовательница работы Комиссии правды и примирения в ЮАР, отметила, что Арендт не столько отказывает театру в возможности быть пространством примирения, сколько сомневается в возможностях закона (как и театра) вместить панораму горя и голосов жертв, порожденную преступлениями ХХ века. Сегодня, когда слово «суд» в России все чаще употребляется в сочетании со словам «театр», мы предлагаем поговорить о том, как эти две метафоры отражаются друг в друге. Можно ли проследить генеалогию современных судов в истории раннесоветских театрализованных судов? Как история советского правоприменения отразилась на истории театра? Берет ли на себя современный театр роль «суда» над историей и современностью?

История повторяется? Реконструкция в искусстве и за его пределами

Из всех перформативных практик, работающих с прошлым, реконструкция (reenactment), на первый взгляд, ближе всего подходит к пониманию истории как «другого», аутентичного времени. Практики реконструкции создают сложные модели темпоральности и возможности для переживания истории в настоящем (Schneider 2011, Kitamura 2010). Мы предлагаем поговорить о различных формах реконструкций – от воспроизведения исторических событий, реперформансов и восстановлений театральных постановок прошлого до использования этого метода другими формами искусства. Насколько близко к исследуемому историческому событию может подойти реконструкция? Какова мотивация для буквального повторения тех или иных событий у их участников? Может ли реконструкция выступать в роли критического инструмента осмысления прошлого и настоящего? С чем связано появляющееся у многих участников реконструкций ощущение возможности «изменить историю»? 

Рабочий язык конференции :Русский

Заявки

Главная цель проводимой Лабораторией ежегодной конференции «Публичная история в России» – диалог исследователей и практиков, интересующихся взаимным влиянием прошлого и современности. Поэтому мы будем рады заявкам на участие как от театроведов, историков, филологов, культурологов и представителей смежных дисциплин, так и от театральных критиков, режиссеров, драматургов, работников архивов и музеев.

Желающие принять участие в одной из секций конференции должны до 30 июня 2018 года прислать тезисы доклада (макс. 500 слов) и академическое CV на адрес: pubhisconf [собака] gmail.com. Обязательно указывайте в теме письма название секции, на которую подаете заявку. Названия прикрепляемых к письму файлов должны начинаться с вашей фамилии на латинице (например: Ivanov_CV; Ivanov_tezisy). О решении оргкомитета кандидаты будут уведомлены до 15 июля.

Оргкомитет располагает ограниченным фондом средств на оплату проезда и проживания в Казани иногородних и иностранных участников. О желании быть рассмотренным на получение гранта необходимо сообщить при подаче заявки.

О Лаборатории публичной истории

Лаборатория публичной истории была создана в 2016 году Андреем Завадским (Свободный университет Берлина), Егором Исаевым (НИУ ВШЭ), Артемом Кравченко (МВШСЭН), Варварой Склез (МВШСЭН, РАНХиГС) и Екатериной Сувериной (Музей современного искусства «Гараж»). Лаборатория занимается проектами и исследованиями в сфере Public History — проблемного поля, включающего теорию и практику существования прошлого в публичном пространстве.

Подробнее о конференции – на сайте Лаборатории публичной истории.