• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

РКИ-перезагрузка 2021:уроки пандемии

18-19 июня в Москве состоялся очный форум «РКИ-перезагрузка 2021: уроки пандемии», который был организован образовательным проектом «Играючи» совместно со Школой лингвистики НИУ ВШЭ. Мы взяли интервью у организатора форума Олега Илясова.

Участники форума РКИ

Участники форума РКИ
Олег Илясов

Олег Юрьевич, какая была основная тематика форума? На кого он направлен?

Основной идеей форума была своего рода перезагрузка, встреча c коллегами-преподавателями русского как иностранного в офлайн — после длительного дистанционного периода. Встретиться очно с коллегами, обсудить творческие планы, рассказать об успехах, новых проектах, учебниках и пособиях. Да и просто обменяться теплом человеческого общения.

Тематически мы разделили событие на несколько блоков: обучение в онлайн, учебники и пособия, дети-билингвы, мозг и обучение. И, конечно, игры, ведь наш проект называется «Играючи» и ориентирован на живую, игровую методику преподавания.

Расскажите несколько слов о спикерах и гостях.

У нас было больше 40 спикеров, большинство из них приехали и выступили очно.
Среди спикеров и гостей были и молодые коллеги, и заслуженные мэтры РКИ. 

Приехали и коллеги из-за рубежа. Например, Екатерина Гуськова, автор пособия «По-русски — легко!», специально прилетела из Стамбула, преодолев при этом по пути границы ещё двух стран, поскольку не было прямых рейсов.

Станислав Капустин, автор и иллюстратор игры «ЛингваПолис», приехал к нам из Екатеринбурга и представил свою настольную игру для изучения русского языка.

Приехали коллеги из Санкт-Петербурга, Саратова, Белфаста, Пекина. Онлайн выступали коллеги из Англии, Испании, Италии, Греции, Китая, США.

Среди спикеров были не только РКИ-сты. Например, Владимир Пахомов, главный редактор портала «Грамота.ру» и председатель филологического совета «Тотального диктанта». Он выступил с презентацией интереснейших ресурсов, которые, на первый взгляд, предназначены для носителей русского, но могут, на самом деле, быть использованы и в преподавании русского иностранцам.

Были игропрактики, работающие, скорее, в сфере бизнеса и личностного развития.

А Нина Здорова, стажёр-исследователь Центра языка и мозга ВШЭ, сделала интереснейшую презентацию о  билингвизме и РКИ с точки зрения психо- и нейролингвистики.

Почему решили проводить форум оффлайн?

На самом деле, идея подобного очного и практико-ориентированного форума была реализована несколько лет назад, когда наша коллега из МГУ Алёна Кальвинковская-Журавлёва организовала форум авторов РКИ на площадке РАНХиГС. Мы решили подхватить это знамя и провести его  — назло пандемии. 

Конечно, легче было организовать просто Zoom-встречу и не «заморачиваться» ни с помещением, ни с кофе-брейками, ни с выставкой книг. Но мы почувствовали запрос  — и от себя, и от коллег — на личное профессиональное общение, необходимость организовать что-то такое, где можно встретиться лично — в противовес пресловутому онлайну.

Какие ощущения остались после форума? Все ли прошло так, как было запланировано?

Ощущения, в целом, прекрасные. Об этом говорят и отзывы коллег. Мы встретились со старыми знакомыми, приобрели новые знакомства. Мы знаем, что некоторые коллеги познакомились на форуме и уже реализуют новые совместные проекты. В Ютубе нас смотрело около тысячи зрителей, а гостей в зале было не менее полсотни.

Ситуация форс-мажора, в которой мы оказались за несколько дней перед форумом, необходимость поиска альтернативного помещения, конечно, внесла свои коррективы. Многое из запланированного не получилось, прежде всего, с технической стороны. Например, мы некоторое время не могли нормально запустить трансляцию в Ютубе. Но в итоге всё заработало. Мы обязательно учтём все недостатки и замечания в будущем.

Какие самые яркие моменты форума вы можете отметить?

Самый яркий момент — это то, что очный форум вообще состоялся, несмотря ни на что. Яркие выступления, яркие люди, яркие знакомства и идеи.

Можете ли вы по итогам форума сделать какие-то выводы об изменениях в преподавании русского языка как иностранного за прошедший год?

Появилось много онлайн-ресурсов. Коллеги стали более квалифицированы в онлайн-преподавании -  жизнь заставила. Многие преподаватели продолжили создавать новые учебники и пособия, при этом с оглядкой на требования времени— современный дизайн, приспособленность к онлайн- и смешанному обучению, ориентацию на новые целевые аудитории, на детей мигрантов, например. В целом можно сказать, что РКИ переживает один из самых динамичных периодов своего развития.

Как часто вы планируете организовывать такой форум? Когда нам ждать следующий?  

Мы планируем провести форум весной-летом 2022 года. Надеемся делать его ежегодно, как и было задумано несколько лет назад.