• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Николая Цыремпилова "Москва как Шамбала. Взгляд бурятского ламы на коронационные торжества 1896 года"

Мероприятие завершено

Лекция пройдет 13 февраля в 18:30, по адресу Ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр.1, ауд. 503.



Николай Цыремпилов
– ассоциированный профессор Департамента истории, философии и религиоведения Назарбаев Университета (Нур-Султан, Казахстан). Автор 70 опубликованных работ, в том числе 6 книг. Фокус его научных интересов направлен на историю буддийских общин в Российской империи и раннем СССР, а также шире историю буддийских институтов в Тибете, Монголии и среди ойратов в восточной части казахской степи. Николай также является специалистом в области монгольского и тибетского источниковедения, составителем целого ряда каталогов и описаний книжных коллекций. Проходил стажировки в Принстонском институте перспективных исследований, Индианском университете, Кембриджском университете, Университете Саппоро и пр. Среди его последних публикаций: “From the Faith of Lamas to Global Buddhism: The Construction of Buddhist Tradition in Russian Trans-Baikal from the Eighteenth to the Early Twentieth Century,” Entangled Religions 8, (2019); “Сангха в эпоху упадка. Реакции российских буддистов на Русскую Революцию и Гражданскую войну,” State, Religion and Church 1/2 (37) (2019); “Ulan-Ude Manuscript Kanjur: An Overview, Analysis and Brief Catalogue,” Buddhist Studies Review 2 (33.1) (2019), pp. 237-265.

 

В докладе на материалах архивных документов и малоизвестных первичных источников анализируется проблема рецепции и интерпретации российскими буддистами смысла российских коронационных торжеств. Торжественная церемония восшествия российских императоров на престол была призвана поражать воображение подвластных народов и внушать им мысль о превосходстве империи и православной религии, с которой тесным образом был связан коронационный обряд. Тибетоязычная поэма бурятского буддийского монаха, являвшегося членом бурятской депутации на коронацию Николая II в 1896 году, выразительно иллюстрирует идею о том, что коронация как политическое и культурное явление обладало большей сложностью, чем можно было предполагать ранее. «Иноверцы» могли не просто разделять торжественный пафос и «верноподданнический экстаз» венчания на власть императора России вместе со своими православными соотечественниками, но и придавать ему свой смысл в рамках собственного религиозного мировоззрения.

Дискутант: Вадим Трепавлов - главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений.


При необходимости заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ просьба обращаться к Наталии Бересневой (nberesneva@hse.ru).