• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Екатерины Скворцовой "Портреты Екатерины II в русском костюме: национальное, историческое, социальное в репрезентации власти"

5 октября в рамках Лектория Международной лаборатории региональной истории России прошла лекция Екатерины Скворцовой (СПбГУ) «Портреты Екатерины II в русском костюме: национальное, историческое, социальное в репрезентации власти».

Слайд из презентации Е. Скворцовой

Слайд из презентации Е. Скворцовой

Во время выступления Екатерина Скворцова отметила, что портреты монарха в костюме, отсылающем к национальным традициям, были частью европейской традиции (например, портреты представителей династии Габсбургов в венгерском коронационном платье, британского короля – в шотландском костюме и др.) В Российской империи подобная традиция берет свое начало во второй половине XVIII в., когда национальный костюм появляется для репрезентации образа Екатерины II. Европейский контекст, в который Екатерина Скворцова помещает портреты российской императрицы, позволяет по-новому взглянуть на значение “русского платья” и костюма, приближенного к народному.

Лектор отметила, что так называемое “русское платье” – придворный костюм, обладающий определенными особенностями кроя (откидные рукава, вертикальная отделка на переде платья и пр.), – использовалось для ряда официальных мероприятий. Екатерина II впервые появилась в “русском платье” в 1770 г.; сохранилось множество портретов как самой императрицы, так и великих княгинь и придворных дам в платье подобного типа. Однако на портретах Екатерины II кисти С. Торелли и В. Эриксена императрица облачена в костюм иного плана, более приближенный к народному костюму соответствующей эпохи (костюм “на русский манер”). Екатерина Скворцова предположила, что этот вариант костюма появился раньше, а условия его бытования были отличны от ситуаций, когда использовалось придворное “русское платье”.

Автор также подробно остановилась на истории создания указанных портретов Екатерины II кисти С. Торелли и В. Эриксена, включая появление списков с портрета последнего.