• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Дарьи Чагановой "Морское право и статус акваторий в советском учении о войне 1917-1945 гг."

28 апреля в рамках Лектория Международной лаборатории региональной истории России (международный семинар «Российский берег») состоялся доклад студентки аспирантуры НИУ ВШЭ Дарьи Чагановой «Морское право и статус акваторий в советском учении о войне 1917-1945 гг.».

Освоение северного морского пути

Освоение северного морского пути
Российский государственный архив фонодокументов

Доклад был посвящён пониманию морского пространства и развитию морского права в Советском Союзе. Дарью Чаганова проанализировала, каким образом взаимодействие в морском пространстве различных акторов отражается в правовых документах и как советские правоведы и теоретики конструировали политико-юридический статус морей и суши. Особый интерес у слушателей вызвало то, как доктрина марксизма-ленинизма на практике взаимодействовала с международными вызовами и какое отражение это взаимодействие получило в советской теории войны в целом.

Территория СССР выходила к трём океанам: Северному Ледовитому (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море), Тихому (Берингово море, Охотское море, Японское море) и Атлантическому (благодаря выходу к Балтийскому морю через Финский залив). Также Советский Союз владел Белым, Аральским, Чёрным и Азовским внутренними морями, последние из которых связывали Советское государство с Атлантическим океаном. Замкнутый водоём, называемый Каспийским морем, в отечественной литературе также относится к внутренним морям СССР. Все эти обширные морские пространства получили неравномерное осмысление в ранний советский период. Докладчица упоминает о том, что в довоенный период дискуссии о море и его использовании оперировали такими категориями как «открытое» и «закрытое» морское пространство, что подразумевало под собой выработку разных правовых концепций. 
Молодое советское государство также столкнулось с необходимостью выработать новые философско-правовые основания для функционирования и развития государственного военно-морского флота. Несмотря на это, Кодекс морского права, который бы освещал основные правила взаимодействия на море, так и не был принят.

В своих рассуждениях по теме Дарья Чаганова приходит к выводу, что в отечественной правовой литературе 1920-х – 1930-х годов, посвящённой взаимодействию на море, можно увидеть отражение стремления СССР стать частью международного миропорядка. Однако приоритет отдается вниманию к деталям правопроизводства и заключению договоров, а не выработке политико-философских оснований для использования морских территорий. С началом Великой Отечественной войны потенциал развития советского морского права в контексте военного столкновения судов также не был раскрыт. Докладчица указывает, что в целом дискуссии о столкновении на море в указанный период не привели к выработке философско-правовой концепции морского права.