• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юрий Акимов на конференции «Значение преобразований Петра I в новой и новейшей истории России» (ИРИ РАН)

17–19 мая на базе Института российской истории РАН прошла международная научная конференция «Значение преобразований Петра I в новой и новейшей истории России», где выступил ведущий научный сотрудник Лаборатории Юрий Акимов с докладом на тему «Христианизация коренных народов Сибири при Петре I: к вопросу о взаимодействии светских и духовных властей».

Добровольский Н.Ф. Здесь будет город заложен. 1880.

Добровольский Н.Ф. Здесь будет город заложен. 1880.
Центральный военно-морской музей

Аннотация:

Доклад посвящен проблеме взаимодействия светских и духовных властей в ходе кампании по массовой христианизации коренных народов Сибири, развернувшейся в первой четверти XVIII века по личному указанию Петра I.

На первом этапе (в 1700-е гг.) представители РПЦ пытались обратить сибирских аборигенов в православие, используя преимущественно религиозные аргументы, не прибегая к какому-либо силовому давлению и/или материальному стимулированию. При этом они действовали изолированно от светских властей. Такой подход не принес сколько-нибудь значимых результатов. В начале 1710-х гг. с санкции царя был взят курс на насильственное крещение «иноземцев». Для новообращенных вводились разного рода льготы, а к упорствующим должна была применяться сила. Очевидно, что все это можно было осуществить только при условии активной поддержки миссионерских усилий служителей церкви со стороны местной светской администрации.

Основное внимание в докладе уделяется отношению сибирских губернаторов М.П. Гагарина, А.М. Черкасского и М.В. Долгорукова к миссионерской деятельности митрополита Филофея (Лещинского, в схиме Федора), Иоанна (Максимовича) и Антония (Стаховского). Опираясь на документы, отложившиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Государственном архиве Тюменской области (ГАТО), можно сделать вывод о том, что светские власти в Сибири по-разному реагировали на запросы миссионеров. Имели место как случаи тесного взаимодействия священнослужителей и чиновников, так и случаи игнорирования последними нужд проповедников. В докладе вскрываются как объективные, так и субъективные причины такой ситуации; показано, как воспринимали новое направление аборигенной политики «центра» представители светской власти «на местах».