• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление Екатерины Мельниковой в рамках Лектория лаборатории

20 апреля в рамках Лектория лаборатории региональной истории России состоялось выступление Екатерины Мельниковой (Европейский университет в Санкт-Петербурге) с докладом на тему "Советское наследие Валаама: от голой земли до Северного Афона".

Выступление Екатерины Мельниковой в рамках Лектория лаборатории

Из личного архива Екатерины Мельниковой

В качестве дискутанта выступил Борис Степанов, доцент школы философии и культурологии, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований.

Валаамский архипелаг одновременно и типичный, и уникальный объект в советской истории наследия. Слава и популярность монастыря, устроенного в XIV веке на далеких и труднодоступных островах Ладожского озера, определялась мифологией, сложившейся в позднеимперское время, когда архипелаг занял прочное место в качестве географического, политического и религиозного форпоста на северо-западных окраинах России. Значительная поддержка со стороны царской фамилии сделала его одним из самых привлекательных направлений паломничества для художников, литераторов и композиторов, создавших образ "дивного острова" – воплощения севернорусской природной красоты и православных традиций благочестия. Однако в 1917 году Валаам вместе с другими приграничными территориями на Карельском перешейке и в Южной Карелии стал частью независимой Финляндии, взяв на себя роль православного центра лютеранского государства и точки притяжения представителей российской эмиграции. С началом Зимней войны (1939-1940) монахи покинули остров, основав Ново-Валаамскую обитель в Хейнявеси (Финляндия), а архипелаг вошел в состав Советского Союза в качестве одного из трофеев советско-финской военной кампании. 

В своем докладе Екатерина Мельникова обратилась к истории архипелага во второй половине XX - начале XXI веков, когда он оказался объектом множества культурных проекций, став одновременно символом исчезающего наследия и экологической катастрофы, предметом художественного поклонения и местом духовных поисков, а позже – неформальной политической ареной и туристической меккой, снискавшей славу Северного Афона. Историю появления, распространения и столкновения этих проекций докладчик рассматривает в контексте превращения территории в "наследие" в широком значении этого понятия, имея в виду, что наследие нельзя потерять или обнаружить, украсть или вернуть обратно, наследие – это та "ценность", которая добавляется к различным, существующим в настоящем объектам. В то же время наследие рассматривается не как политический проект объективации тех или иных ценностей, утверждавшихся меняющимися государственными идеологиями, а как пространство социального взаимодействия и арену борьбы различных социальных групп за право определять и утверждать эти ценности. 

Хотя Валаам не был уникальным местом на советской карте исторических мест, канонизированных в форме музеев и заповедников в 1960-1980-е годы, насыщенность, плотность и разнообразие культурных проекций, связанных с деятельностью разных групп, сделали это место важнейшим локусом исторического и культурного воображения, пережившего и созданные там советские институты, и последующие социальные и политические трансформации.