• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке обсудили практики вовлечения в науку

Центр научной интеграции принял участие в конференции «Кадровая политика университетов: практики управления вовлеченностью»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

12-13 ноября 2020 года Высшая школа экономики провела IV Всероссийскую конференцию «Кадровая политика университетов: практики управления вовлеченностью». Конференция прошла в онлайн-формате и объединила участников из российских вузов от Москвы до Владивостока. Директор Центра научной интеграции Юлия Фалькович вместе с Андреем Кожановым, директором Центра академического развития студентов, стала со-организатором сразу двух секций в рамках конференции.

В рамках тематического направления «Практики вовлечения в решение научных задач» участники из российских университетов и грантовых организаций обсудили актуальные подходы к созданию «точек входа» в наукудля студентов и аспирантов и поделились практиками развития научной деятельности в университетах. О грантах как инструментах вовлечения в научную деятельность рассказала начальник отдела по связям с общественностью и редакционно-издательской группы Российского научного фонда Мария Михалева. Историей создания Международной лабораторией статистической и вычислительной геномики поделился ее заведующий, Владимир Щур. Он уделил особое внимание тому, как при создании лаборатории помог опыт его научной работы за рубежом, а также рассказал, как вынужденная онлайн-коммуникация помогла организовать проведение научно-исследовательских семинаров для ученых из разных стран и часовых поясов.

Об опыте создания научной группы TERS-team в Томском политехническом университете рассказала профессор, руководитель группы Евгения Шеремет. Евгения назвала вклад студентов в работу группы определяющим, подтвердив важность развития молодежных научных инициатив и поддержки начинающих исследователей. Рассказ о том, как выполнение реальных научных задач на начальных этапах помогает вовлекать студентов в серьезную исследовательскую работу, продолжил Руслан Садуов, доцент Башкирского государственного университета. Его студенты изучают «языковой ландшафт», работают «в поле», а затем используют полученные данные в научной работе.

Кейсы вовлечения студентов в научную деятельность представили Дарья Гвоздева, аналитик Центра научной интеграции, и Григорий Банников, менеджер Центра академического развития студентов. Они представили широкий спектр возможностей развития студенческой науки в Высшей школе экономики от участия в научно-исследовательских семинарах и работе в научных лабораториях до поддержки мероприятий, направленных на популяризацию науки и академических поездок студентов. Помимо случаев успешного развития научного потенциала у начинающих исследователей, коллеги рассказали и о вызовах, с которыми сталкиваются администраторы, ученые и сами студенты. Обилие общего потока информации, сложность поиска собственного «входа в науку», высокая учебная загруженность могут стать препятствием для научной деятельности на ее начальных этапах. Коллеги также представили основные проекты Центров, связанных с развитием студенческой науки – программы научных ассистентов и стажировок в научно-исследовательских подразделениях Вышки, проекты «Республика ученых», конкурс научно-исследовательских работ студентов и «Научные бои».

В рамках второй совместной секции Юлии Фалькович и Андрея Кожанова прошел круглый стол «Истории возвращения в науку». Коллеги из разных вузов обсудили личные истории возвращения из индустрии в университет. Для большинства участников основной причиной возвращения стала необходимость научного поиска, постоянного изучения нового, желание продолжить работу в университетской среде.

Помимо научной и практической ценности обсуждений, конференция стала важным объединяющим мероприятием для всех участников. Дистанционная работа неизбежно трансформирует интеллектуальные практики в академической среде, однако прошедшие обсуждения в рамках пленарных сессий, докладов и круглых столов показали, как много общих проблем и достижений связывают ученых, администраторов и преподавателей со всей страны, а формат онлайн-конференции позволил организовать их обсуждение, несмотря на все эпидемиологические преграды.