• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «Школа для жизни»

Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.

«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.

Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.

Школа № 61 — одна из шести партнерских школ ВШЭ в Чувашской Республике — расположена в рабочем районе на окраине Чебоксар. Отбора детей здесь нет, с других концов города на учебу сюда, как правило, не ездят, после 9-го класса почти половина выпуска уходит в близлежащие техникумы. Несмотря на это, она дважды входила в топ-500 лучших школ России, а в августе этого года несколько ее учеников по итогам конкурса смогли поучаствовать в Летней профильной школе ВШЭ.

Педагогический отряд

Массивное школьное здание из красного кирпича построено в начале 1990-х годов — возводили его в чистом поле, как и весь окрестный микрорайон. В позднем СССР была такая разновидность комсомольских строек — МЖК (молодежный жилой комплекс), когда представители рабочих профессий объединялась в кооператив, строивший для своих членов жилье с элементами коллективистского быта. В составе чебоксарского МЖК создали педагогический отряд — учителям выделили 30 квартир, и за это они должны были учить детей членов кооператива, пока те заняты на стройке или на другой работе. В первый год, пока школа строилась, учебный процесс шел в приспособленных помещениях жилых домов.

Главное требование, которому должна была соответствовать школа МЖК, — полная занятость детей: чтобы, не выезжая за пределы микрорайона, они с утра до вечера были под присмотром, при деле, и у родителей не болела бы голова об их досуге. Так, задолго до принятия новых образовательных стандартов, сделавших обязательной внеурочную деятельность, в Чебоксарах появилась школа полного дня. В ее состав сейчас входят два подразделения дополнительного образования — спортивная школа и школа искусств. Миссией школы изначально был объявлен успех каждого ребенка, и неважно, в какой сфере, главное — чтобы было из чего выбирать.

Рассказывают, что однажды к учительнице в 61-ю пришли в гости ее собственные дети, которые учатся в другой школе, и через несколько часов спросили: «Почему здесь ученики все время улыбаются?»

Набирая на работу учителей, первый директор школы Сергей Капранов предъявлял два требования: чтобы были молодые и красивые, остальное приложится. Опыта набирались в процессе работы — на деньги МЖК, сумевшего выжить в «лихие 90-е», ездили по стране, выбирая для школы педагогические методики. Так здесь появилось развивающее обучение Эльконина-Давыдова, на принципах которого впоследствии были разработаны образовательные стандарты второго поколения, и разноуровневое обучение, когда, например, уроки математики проводятся одновременно для детей из нескольких классов одной параллели, но дети делятся не по классам, а по уровням сложности освоения предмета. Впрочем, от последнего подхода со временем пришлось отказаться из-за переполненности школы — сейчас здесь учатся 1600 детей, в два раза больше, чем положено по проектной мощности.

«Здесь обстановка теплее»

В холле первого этажа на стенах нет пустого места — развешаны портреты отличников, всевозможные дипломы, полученные школой в разные годы, плакаты об учебе, правильном воспитании, реклама спортивных секций, на общем фоне выделяется объявление о секции карате с девизом «Мы против преступности и наркомании». В школе два бассейна — маленький для начинающих и 25-метровый для профессионалов, на стенах — рыбки и морские звезды, в раздевалке — таблицы рекордов и фотографии лучших пловцов школы. Рядом с кабинетами для занятий искусством развешаны картины детей — среднерусские пейзажи, церквушки, Пушкин, гуляющий на набережной. Выставка постоянно обновляется, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя востребованным художником.

В школе живет кот по имени Борис — черный с белой манишкой, приблудившийся три года назад. Чтобы избежать претензий Роспотребнадзора (однажды, когда школу проверяла очередная комиссия, кот появился перед проверяющими в самый неподходящий момент), ему сделали нужные прививки и выправили паспорт международного образца. Утром он встречает детей у входа, а когда начинаются уроки, садится на подоконник в директорской приемной на первом этаже. Присутствует на планерках и педсоветах, следит за соревнованиями с бортика бассейна и наведывается в подвал, где — и дети, и учителя в этом твердо убеждены — спасает школу от нашествий грызунов. «Он для нас очень важен, потому что создает атмосферу дома, — говорит директор Наталья Михайловна Гурьева, — а для наших учеников школа — второй дом».

После 9-го класса дети иногда уходят в более престижные школы, пусть даже для этого нужно ездить в другой конец города, — с хорошим аттестатом из 61-й их в любую чебоксарскую школу берут без экзаменов. Но были случаи, когда после первой четверти некоторые возвращались назад, объясняя, что здесь лучше, обстановка теплее, подход не столь формальный. Рассказывают, что однажды к учительнице в 61-ю пришли в гости ее собственные дети, которые учатся в другой школе, и через несколько часов спросили: «Почему здесь ученики все время улыбаются?»

Несмотря на то, что МЖК давно не существует, школа по-прежнему включена в жизнь микрорайона. Бассейн и спортивные залы по вечерам и в выходные открыты для взрослых, раз в год местном доме культуры с характерным названием «Салют» на школьный гала-концерт собираются жители окрестных домов.

Разные таланты

Контингент в «эмжэковском» районе непростой — рядом расположено несколько больших муниципальных общежитий, так что дети в школу приходят разные, в том числе не самые благополучные. Есть семьи, где родители на заработках, а дети живут с бабушками и дедушками, а то и вообще остаются одни. В отличие от лицеев и гимназий, куда поступают по конкурсу, 61-я школа учеников не выбирает, конкурс есть только в 10-е классы на свободные места.

При этом результаты школы — средний балл ЕГЭ, количество победителей олимпиад, количество выпускников, поступивших в ведущие вузы, — сравнимы с аналогичными показателями статусных чебоксарских школ. Выпускники поступают и на технические, и на гуманитарные направления. «Это значит, что система, которую мы создали, позволяет учить всех детей, дает им возможность проявлять разные таланты», — говорит директор.

В школе считается, что дело чести каждого учителя — подготовить за учебный год хотя бы одного призера или победителя предметной олимпиады, пусть это будет даже муниципальный этап Всероса. Для этого и учителям, и детям, проявившим особые способности, создаются специальные условия. Например, если ребенок выходит на олимпиаду, его на время могут освободить от посещения части уроков, и учитель-предметник в свои «окна» занимается с ним по индивидуальному графику. Словесник Ирина Леонидовна Ефремова для подготовки к олимпиадам собирает разновозрастные группы, и старшие дети выступают в роли наставников младших.

Были случаи, когда на городском этапе Всероса по математике по количеству победителей и призеров 61-я опережала некоторые лицеи, в которых на математику отводят в два раза больше часов. У учительницы математики Ольги Александровны Ильиной ученики трижды становились абсолютными победителями на республиканских математических боях (так называют командные олимпиадные состязания по математике), опять же опережая профильные лицеи. В финал Всероса по разным предметам в прошлом году прошли три человека, один стал призером, и для обычной школы это огромное достижение. В рейтинге топ-500 2015 года Чувашия представлена девятью школами, и 61-я среди них — единственная общеобразовательная.

В Вышке преподают люди высокой культуры. Я несколько раз ездил в Москву на другие курсы для учителей — там у преподавателей снобизм сплошной, а здесь мы равноправные субъекты, хотя, конечно, я ощущаю их интеллектуальное превосходство

Без подготовки к ЕГЭ тоже не обойтись. Учитель истории и обществознания Владислав Николаевич Коновалов специализируется на подготовке к ЕГЭ по обществознанию — ведет занятия в 10-11 классах. «Я вообще не ориентируюсь на конкретный учебник, использую материалы из разных источников, — рассказывает он. — Основа — это материалы для подготовки к ЕГЭ, потому что без целенаправленной подготовки получить высокий балл невозможно. Я, наверное, не рекордсмен по количеству победителей олимпиад, но с результатами ЕГЭ у моих детей все в порядке, меня даже за это администрация премирует».

«В лицеях и гимназиях считается, что все дети мотивированные, поэтому они должны много времени уделять самостоятельной работе, а учитель должен только их направить, — говорит Наталья Гурьева. — У нас, конечно, тоже без этого не обойтись, но учителя стараются сами по максимуму работать с детьми». В отличие от лицеев и гимназий, где за низкую успеваемость ученика могут отчислить, в 61-й школе такое исключено в принципе: «Мы должны сделать так, чтобы на базовом уровне научить всех, и даже если у ребенка тройка, то честная, ненатянутая».

«Разрыв шаблона»

Один из принципов школы — постоянное повышение квалификации учителей, причем не только в традиционных для общего образования постдипломных институтах. В последнее время наиболее активно в этом плане развивается сотрудничество с Вышкой — учителя участвуют в школах педагогического мастерства.

«На курсах в Вышке мне понравилась технология „вычерпывания“ смысла из маленького текста, — говорит Ирина Ефремова. — Нам о ней рассказала модератор нашей группы Фрида Семеновна Юганова (одна из лучших московских учителей-словесников — Б.С.), я эту технологию применяю. Медленно читаем с детьми текст, выделяем детали и обсуждаем их. А вообще на уроке для меня важен диалог с детьми — я им заранее даю вопросы, о которых мы будем говорить на следующем уроке, они их заранее в группах обсуждают, на уроке делают презентации».

Владислав Коновалов, учитель с большим стажем, на курсы в Вышку ездил дважды: «То, что нам преподавали, я делю на две части: для практической работы и для общего развития. То, что нужно для практической работы, тщательно конспектирую, а для общего развития — млею от удовольствия, умных людей послушать всегда приятно. В Вышке преподают люди высокой культуры. Я несколько раз ездил в Москву на другие курсы для учителей — там у преподавателей снобизм сплошной, а здесь мы равноправные субъекты, хотя, конечно, я ощущаю их интеллектуальное превосходство».

Другой учитель истории Александр Васильевич Владимиров учится в магистратуре по очно-заочной программе «Информационные ресурсы исторической науки».

В 61-ю он пришел работать в этом году. Несколько лет назад его ученик победил на заочном этапе одного из вышкинских конкурсов и съездил в Москву на очный. Контакты учителя — наставника одаренного ребенка — в Вышке сохранились, и спустя несколько лет Александру Васильевичу пришло приглашение почувствовать в заочном конкурсе на обучение по этой программе. Конкурс он успешно прошел, уже полтора года отучился, в мае предстоит защита.

«Я привык работать традиционно, а Вышка ломает шаблоны, — рассказывает Александр Васильевич. — Например, я узнал о технологии перевернутого обучения, когда учитель записывает лекции на видео, ребенок слушает их дома, а в классе мы практические задания делаем. Для учителя это непросто, есть психологический барьер — если записываешь лекцию, ты же себя выставляешь на всеобщее обсуждение. На сессиях в Москве я много общался с такими же учителями, как я, из других регионов — сидели, разговаривали до полуночи, нас уже из здания выгоняли. Я десять лет работаю в школе, но кажется, что становлюсь учителем только сейчас. И когда меня в 61-ю школу брали на работу, кандидатур было много, и директор сказала, что ключевую роль сыграло то, что я учусь в магистратуре Вышки».

Еще когда Александр Владимиров писал диплом в Чебоксарском государственном университете, пользовался работами профессора ВШЭ Игоря Данилевского: «Мне нравится его источниковедческий подход, он не просто теорию выдвигает, а целый чемодан аргументов приводит, спорить бесполезно. И учеба у него для меня стала культурным шоком, тоже разрывом шаблона — я вообще не мог представить, что мы с ним вместе будем ехать в метро на экскурсию по московским школам и вот так запросто общаться».

Мечта

«Все лето я жила у бабушки и дедушки, и в одно прекрасное утро, которое совершенно не предвещало ничего неожиданного, раздался телефонный звонок. В мою комнату, можно сказать, влетела бабушка и сказала, что срочно надо ехать в Чебоксары, чтобы написать сочинение „Я и моя будущая профессия“ для конкурса на участие в летней профильной школе при Высшей школе экономики в Москве...» Так начинается статья в школьной газете «Знай наших!» ученицы 9 класса 61-й школы Лизы Шапошниковой. Далее рассказывается о «восхитительных лекциях», вкусной еде, командных соревнованиях и замечательных консультантах, с которыми школьники по вечерам вели разговоры при свечах — летняя профильная школа прошла в Учебном центре ВШЭ в Вороново в августе этого года. Елизавета собирается поступать в Вышку на программу «Компьютерная безопасность», чтобы потом «работать в престижной организации, в государственном предприятии или в банке...»

«Для меня Вышка — это мечта, — говорит 11-классница Настя Меметова, еще одна участница летней школы, — но туда очень сложно поступить. Летняя школа помогла мне понять мои сильные и слабые стороны, в каком направлении двигаться дальше. Нас учили выделять свои преимущества и недостатки и работать над недостатками. Например, я хорошо умею работать в команде, а чтобы лучше выступать перед аудиторией, надо больше практиковаться. В Вышке такая атмосфера, что сразу в нее влюбляешься, и нужно приложить все усилия, чтобы там учиться».