• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 2 из 2

«Разрыв ценностей» в политическом диалоге Россия – Европейский союз (1994 – 2010)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Ярошенко Любовь Анатольевна
Оппоненты:
Рыжков Владимир Александрович, Барабанов Олег Николаевич
Дата защиты:
11/23/2011
Необходимость приверженности «общим ценностям» как основы реализации успешного сотрудничества – тезис, проявляющийся в большей или меньшей степени в дискурсе официальных политических лиц на протяжении всего периода взаимоотношений России и Европейского союза (Евросоюза), особенно с начала 1990-х гг. При этом в качестве «общих ценностей» выступают «европейские ценности», прошедшие в своем развитии несколько исторических этапов и представляющие крайне динамичную и  трудно определяемую категорию. Евросоюз, в силу тех изменений, которые происходили в системе международных отношений на протяжении XX века, фактически монополизировал право символизировать Европу и то, с чем ассоциировалась европейская система ценностей: основные права и свободы человека, либерализм в экономике и политике, равноправие всех перед законом и верховенство закона. На разных этапах своего исторического развития Россия по-разному решала вопрос о взаимоотношениях собственной системы ценностей с системой ценностей, объединяющей в единое целое западноевропейские государства. Периоды относительного сближения с европейской системой ценностей, сменялись периодами значительного удаления от нее, при этом обе системы ценностей оказывались чрезвычайно подвижными. Фактически любое текущее сравнение европейской системы ценностей и системы ценностей России не может происходить без учета исторического динамизма содержания категории «ценность», и в случае Европы вне России, и в случае самой России. Интерпретация значения тезиса о необходимости приверженности «общим ценностям» в политическом диалоге России и Евросоюза требует понимания исторической эволюции содержания категорий «европейские ценности» и «ценности России», определения ключевых точек их относительного сближения и удаления. В начале 1990-х гг. воспринимая Европу в лице Евросоюза в качестве интеллектуального и экономического лидера, Россия добровольно согласилась на политико-правовой формат взаимоотношений, в рамках которого приверженность «общим ценностям» воспринималась как условие существования политического диалога  и сотрудничества с Евросоюзом в целом. Со временем подобный подход выявил множество проблем. Категория «общие ценности» постепенно превратилась в инструмент нагнетания напряжения между Россией и Евросоюзом в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. Отсутствуют четкие критерии соблюдения категории «общие ценности». Существует различная интерпретация ее содержания, различное понимание место и роли, которые закрепляют Россия и Евросоюз за данной категорией. Все эти факты делают дискуссию о сближении или разрыве систем ценностей России и Евросоюза особенно острой. Нередко она используется в качестве фактора, объясняющего неудачи в сотрудничестве России и Евросоюза по направлениям, не связанным с реализацией политического диалога. В связи с этим для дальнейшего сотрудничества России и Евросоюза особенно важным представляется провести комплексный сравнительный анализ подходов сторон к определению содержания, места и роли категории «общие ценности» в рамках политического диалога. В то же время противоречивая история диалога об «общих ценностях» между Россией и Евросоюзом требует также предварительного рассмотрения процесса становления и развития системы европейских ценностей и ценностей России, выявления общих и отличительных черт. Подобный сравнительно-исторический анализ позволяет оценить контекст, на фоне которого происходит современный диалог России и Евросоюза об «общих ценностях» и глубже объяснить возможные причины трудностей данного диалога. Актуальность исследуемой темы, безусловно, определяется также задачами внутреннего развития России, которые были поставлены российским политическим руководством, а именно модернизацией различных сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной.  В России присутствует определенное осознание того, что вопрос укрепления условно «европейской» составляющей ее системы ценностей – это, в первую очередь, вопрос ее дальнейшего внутреннего развития, а также внешнеполитической и внешнеэкономической конкурентоспособности. В тоже время, подход, связанный с оценочными суждениями относительно степени прогресса России на данном направлении, по опыту 1990-х гг., вызывает отторжение и неприятие. Объектом данного исследования  выступает политический диалог России и Евросоюза, определенный в рамках первого двустороннего юридического документа, СПС (1994), как процесс, направленный на сближение позиций сторон по международным вопросам и на сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека. Предметом исследования  является место и роль категории «общие ценности» в политическом диалоге России и Евросоюза. Автора диссертации интересует, прежде всего, то, как каждая из сторон определяла содержание категории «общие ценности» и одинаково ли значимой являлась данная категория при реализации политического диалога для России и для Евросоюза.  Выделяется в качестве дополнительного предмета исследования содержание категорий «европейские ценности» и «ценности России» в их сравнительно-исторической ретроспективе. Данный сравнительно-исторический анализ предваряет исследование места и роли категории «общие ценности» в политическом диалоге России и Евросоюза. Он позволяет  более широко взглянуть на дискуссию об «общих ценностях» между Россией и Евросоюзом с точки зрения того, имеют ли ценности России и Евросоюза, декларируемые в качестве «общих», единые исторические корни. Выявление исторических этапов сближения и расхождения европейской системы ценностей и системы ценностей России, а также причин этого в прошлом, дает возможность для проведения исторических параллелей и более четкого объяснения современных позиций России и Евросоюза по поводу содержания, места и роли категории «общие ценности» в рамках политического диалога. Появление дополнительного предмета исследования находит свое отражение в обзоре степени разработанности темы в литературе и в самой структуре диссертационного исследова-ния. Целью  диссертационного исследования является комплексный анализ формулирования содержания категории «общие ценности» в политическом диалоге России и Евросоюза, места и роли данной категории в процессе развития взаимоотношений России и Евросоюза, а также места и содержания понятия «общие ценности» в рамках текущего состояния политического диалога. 
Автореферат [*.pdf, 363.57 Кб]

НАТО в Афганистане (2003 - 2009 гг.):проблемы выработки и реализации политической стратегииКандидатская диссертация

Соискатель:
Бурлинова Наталья Валерьевна
Оппоненты:
Сотников Владимир Иванович, Богатуров Алексей Демосфенович
Дата защиты:
5/26/2010
С 2003 года Организация Североатлантического договора (НАТО) находится в Афганистане, где возглавляет созданные в 2001 году по решению Совета Безопасности ООН Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) – International Security Assistance Force (ISAF). НАТО возглавляет Международные силы уже более шести лет, а положение с безопасностью в Афганистане существенным образом не улучшилось. Несмотря на многолетнее участие альянса в судьбе афганцев, нестабильность в этой стране, непрекращающееся сопротивление со стороны талибов, дестабилизация обстановки в соседнем ядерном Пакистане, сложная ситуация с безопасностью в регионе Центральной Азии в целом делают необходимым осмысление политической стратегии НАТО в Афганистане, ее основных задач и инструментов. В условиях беспрецедентного роста террористической активности на фоне религиозного Ренессанса начала XXI века провал Международных сил под эгидой НАТО в противостоянии «Талибану» и «Аль-Каиде», без сомнения, будет способствовать подъему международного терроризма в других регионах мира, в том числе в России. В этой связи особенно важным представляется проанализировать концептуальный подход альянса к достижению намеченных в Афганистане целей, оценить его реализацию на практике, определить слабые стороны афганской политики НАТО, а также дальнейшие перспективы миссии альянса. Кроме того, актуальность исследуемой темы, безусловно, определяется той значимостью, которую война в Афганистане имеет для НАТО в условиях переживаемого этой организацией на протяжении последних лет очередного этапа политической и военной трансформации. Цель этого процесса – повысить политическую значимость НАТО в вопросах региональной и международной безопасности, а также адаптировать альянс к новым вызовам и угрозам XXI века. Операция НАТО в Афганистане является подтверждением глобальных амбиций, которые Североатлантический альянс начал проявлять с окончанием «холодной войны». Сегодня военно-политическая организация НАТО впервые в своей истории ведет наступательную операцию за пределами не только своей традиционной евроатлантической зоны ответственности, но и за географическими границами Европы. Афганистан стал для Североатлантического альянса своего рода экспериментальной площадкой, на которой союз не только испытывает на прочность политическую солидарность по линии «США – европейские члены организации», но пытается найти для себя новое место в мире путем обновления собственных функций и пересмотра географической зоны ответственности. Поэтому на сегодняшний день миссия НАТО в Афганистане признана в официальных документах главной миссией альянса, «важнейшим приоритетом» (key priority) и будет оставаться таковой по крайне мере в ближайшие несколько лет. Объектом данного исследования выступает Организация Североатлантического договора, единственный трансатлантический и крупнейший военно-политический союз в Европе, объединяющий двадцать восемь стран. Предметом исследования является политическая стратегия Североатлантического альянса в отношении Афганистана и ее реализация в рамках командования Международными силами содействия безопасности в этой стране. Автора диссертации интересуют, прежде всего, политические аспекты натовского курса, поэтому в исследовании не рассматриваются вопросы, связанные с военной стратегией НАТО и США в рамках афганской кампании. Целью диссертационного исследования является комплексный анализ формулирования и дальнейшего развития концептуальных положений политической стратегии НАТО в Афганистане, оценка их содержания, основных положений и инструментов реализации, а также эффективности применения и соответствия реальной ситуации в этой стране.
Автореферат [*.pdf, 344.01 Кб]