• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 4 из 4

Ожидания учителей и академические достижения учащихся, различающихся по уровню академических и социально-эмоциональных навыков в начальной школеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
5/30/2024
Ожидания учителя являются предметом исследований в области психологии образования уже более 50 лет. Тем не менее, в этой области все еще остаются нерешенные вопросы. Известно, что ожидания учителей относительно будущих академических достижений учащихся могут служить основанием выбора учителем методов обучения и стиля проведения урока, способствовать академическим успехам учеников или сдерживать их. Однако учительские ожидания могут быть искажены и не всегда отражают реальный уровень возможностей ребенка. Эффект ожиданий педагога на академические достижения учеников может зависеть как от характеристик самого педагога и имеющейся у него информации об учениках, так и от социально-эмоциональных навыков обучающихся. Причем этот эффект особенно ярко проявляется в начальной школе. Диссертационное исследование позволило углубить знания в этой области. В рамках диссертационного исследования были поставлены и решены четыре исследовательские задачи, которые были сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, изучался процесс формирования учителями своих ожиданий. А с другой, был сделан еще один шаг в изучении опосредованной связи ожиданий учителя и академических достижений учащихся.
Диссертация [*.pdf, 1.16 Мб] (дата размещения 3/22/2024)
Резюме [*.pdf, 305.01 Кб] (дата размещения 3/22/2024)
Summary [*.pdf, 284.64 Кб] (дата размещения 3/22/2024)

Разработка и валидизация русскоязычной версии инструмента международного сравнительного исследования навыков учащихся на входе в школу и их прогресса за первый учебный год: проблемы адаптации и локализацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/9/2021
Диссертация посвящена процессу разработки и валидизации русскоязычной версии международного инструмента iPIPS. В работе анализируются вызовы, с которыми сталкиваются международные сравнительные исследования, и в частности, исследования, ориентированные на детей младшего школьного возраста. На примере международного проекта iPIPS описываются возникшие проблемы проведения адаптации и локализации частей инструмента по чтению и математике, а также их решения. Кроме того, в данной работе обсуждаются возможности разведывательного сопоставительного исследования результатов стартовой диагностики первоклассников и их прогресса за первый год обучения по чтению и математике, полученных с помощью оригинальной английской версии и впервые для проекта iPIPS неанглоязычной версии инструмента. Для решения задач эмпирической части исследования использованы данные проекта iPIPS для двух стран Великобритании и России (нескольких регионов и за несколько лет). Методология работы основана на Раш-подходе к измерениям. Основные результаты работы отражены в 4 научных публикациях. Комплекс мероприятий, проведенных в ходе исследования, позволил валидизировать использование и интерпретацию результатов оценивания, полученных с помощью русскоязычной версии инструмента iPIPS для чтения и математики. Применение изложенной в работе методологии позволило обеспечить сопоставимость результатов оценивания для двух языковых версий инструмента.
Диссертация [*.pdf, 5.73 Мб] (дата размещения 7/9/2021)
Резюме [*.pdf, 373.02 Кб] (дата размещения 7/9/2021)
Summary [*.pdf, 222.61 Кб] (дата размещения 7/9/2021)

Методология измерения родительской вовлеченности в образование детейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
11/12/2020
Исследование посвящено методологии измерения родительской вовлеченности в образование детей в дошкольный период и в начальной школе. В первой части исследования показано, как меняли фокус исследования родительской вовлеченности с 1960-х гг. Описаны типичные трудности, с которыми исследователи сталкивались на этапе измерения (разработки и анализа качества опросников) родительской вовлеченности. В работе представлен процесс многократной доработки опросника дошкольной родительской вовлеченности, адаптированного на основе контекстных анкет международных исследований PIRLS-TIMSS 2011, а также описана принципиально новая методология разработки опросников для оценивания сложных конструктов - сценарный подход, основанный на принципах Раш измерений и теории фасетов Л. Гатмэна. Показано, что сценарный опросник обладает отличными психометрическими свойствами и стабильностью результатов и может быть использован в исследовательской практике и для решения прикладных задач
Диссертация [*.pdf, 1.34 Мб] (дата размещения 9/11/2020)
Резюме [*.pdf, 372.55 Кб] (дата размещения 9/11/2020)
Summary [*.pdf, 322.56 Кб] (дата размещения 9/11/2020)

Методология использования данных международных сравнительных исследований для изучения учительского корпуса РоссииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/12/2019
Целью диссертационного исследования является разработка и применение методологии работы с данными международных сравнительных исследований, направленных на изучение учительского корпуса, для проведения сравнительного анализа характеристик учителей как на национальном, так и на международном уровне. В качестве опытно-экспериментальной базы для демонстрации разработанной методологии выбраны два МСИ учителей – исследование TALIS - крупнейшее международное сравнительное исследование учителей и NorBA – международное сравнительное исследование установок учителей математики. Разработанная автором методология базируется на методах современной теории тестирования IRT (Item Response Theory) и методах КФА (конфирматорный факторный анализ) для оценки эквивалентности конструкта и эквивалентности заданий. Также в работе представлен способ расчета индекса стилей ответа для контроля смещения результатов, полученных методом самоотчета.
Диссертация [*.pdf, 1.75 Мб] (дата размещения 10/11/2019)
Резюме [*.pdf, 530.85 Кб] (дата размещения 10/11/2019)
Summary [*.pdf, 340.79 Кб] (дата размещения 10/11/2019)