• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 2 из 2

Интеллектуалы и интеллигенция: история понятий, социальная функция и типология интерпретацийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Черновская Мария Алексеевна
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/28/2022
Научная новизна диссертации состоит, во-первых, в том, что проведено комплексное исследование проблематики понятий «интеллектуал» и «интеллигенция» с использованием целой группы методов – история понятий, социальная история, концептуальная экспликация основных теорий. Во-вторых, впервые проблематика интеллигенции исследуется на таком широком материале. В-третьих, сквозным образом теории интеллигенции выделяются в нескольких национальных традициях. В-четвертых, впервые дана систематическая типология этих теорий, которые эксплицированы на значительном материале существующих работ, посвященных проблематике интеллигенции и интеллектуалов. В-пятых, впервые в отечественной литературе даны детальные экспликации теорий интеллигенции Яна Вацлава Махайского и А.С. Изгоева.
Диссертация [*.pdf, 2.04 Мб] (дата размещения 8/25/2022)
Резюме [*.pdf, 738.07 Кб] (дата размещения 8/25/2022)
Summary [*.pdf, 464.64 Кб] (дата размещения 8/25/2022)

Философия и университет: социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знанияКандидатская диссертация

Соискатель:
Завалей Анна Игоревна
Оппоненты:
Сапрыкин Дмитрий Леонидович, Филатов Владимир Петрович
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
10/30/2012
Научная новизна исследования состоит в том, что :1. Проанализированы границы применения основных эпистемологических и социологических подходов в изучении социально-культурного контекста производства знания.2. Предложена эпистемологически-оптимальная модель применения различных типов объяснительных подходов при анализе конкретных эпизодов истории знания.3. Предложенная модель апробирована на материале истории современной философии (немецкой философии в рамках исследовательского Гумбольдт-университета).4. Исследовано влияние когнитивных посылок, сформулированных в немецкой классической философии, на формирование исследовательской модели немецкого университета, и последующая трансформация содержания философского знания под давлением организационных норма реформированного университета.Объектом исследования являются социально-эпистемологические концепции объяснения связи социальных и когнитивных факторов, используемые в современной социологии знания и социальной эпистемологии, а также, в частности, применяемые в анализе истории современной философии.Целью исследования является совершенствование теоретических подходов к кейс-анализу институциональных структур знания, путем разрешения сложившегося в социальной эпистемологии концептуального тупика, состоящего в варьировании топологической оппозиции «знание производит социальность»/«социальность производит знание» без существенного обновления исследовательских стратегий.Предметом исследования являются эспистемологические возможности и ограничения социально-эпистемологических моделей, используемых в социальной эпистемологии, их эпистемологически-продуктивная применимость для объяснения конкретных эпизодов истории философии, а именно, истории немецкой философии XIX в., локализованной в рамках исследовательской модели университета (Гумбольдт-университета). 
Диссертация [*.pdf, 1.09 Мб]
Автореферат [*.pdf, 273.16 Кб]