• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 7 из 7

Переживания студентов в учебной деятельности и качество мотивацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Клейн Константин Георгиевич
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
1/19/2024
Диссертация посвящена прояснению статуса понятия «переживание в деятельности» и его связи с качеством мотивации. Представлены материалы серии эмпирических исследований. В количественном исследовании №1 обнаружены значимые связи между качеством мотивации одной деятельности и качеством переживаний, сопровождающих эту деятельность. Однако в разных деятельностях значимых связей не наблюдалось. В частности, автономные формы мотивации положительно связаны с переживаниями удовольствия и смысла и отрицательно – с переживанием пустоты, а контролируемые формы мотивации продемонстрировали обратный эффект. Результаты исследования №2 показали, что переживания в деятельности не являются ни чертами, устойчиво присущими личности вне зависимости от ситуаций, ни состояниями, изменяющимися во времени.
Диссертация [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 10/26/2023)
Резюме [*.pdf, 692.04 Кб] (дата размещения 10/26/2023)
Summary [*.pdf, 773.89 Кб] (дата размещения 10/26/2023)

Личностные изменения: феноменология и диагностика в контексте развивающих практикКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/26/2023
Диссертация посвящена проблеме личностных изменений и поиску индикаторов и средств диагностики личностных изменений в контексте развивающих практик. Понимание феномена личностных изменений предполагает выход в широкий динамический контекст жизни и вряд ли может ограничиться изменением отдельных черт и других элементов личностной структуры. В качестве ключевой мишени в контексте интересующих нас задач выступает субъективное восприятие жизни и отношение к ней. Субъективное восприятие жизни может быть представлено в виде визуального образа жизненной траектории. Выбор визуального образа для характеристики собственной жизни связан с чертами и личностными переменными (энергичности, эмоциональной стабильности, удовлетворенности жизнью, смысложизненными ориентациями, рефлексии, перфекционизма, переживания одиночества). Отношение к жизни может быть выражено через понятие жизненной позиции личности и включает в себя три измерения: гармония с жизнью, осознанность жизни (или рефлексивность жизненной позиции), а также активность (субъектность) в отношении собственной жизни. Данное поисковое по своему характеру исследование помогает сделать шаг в решении методической задачи поиска индикаторов и средств диагностики личностных изменений.
Диссертация [*.pdf, 8.81 Мб] (дата размещения 2/24/2023)
Резюме [*.pdf, 910.64 Кб] (дата размещения 2/24/2023)
Summary [*.pdf, 216.30 Кб] (дата размещения 2/24/2023)

Индивидуальные особенности психологических реакций на ситуации неопределенностиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/23/2022
Диссертация посвящена роли индивидуально-личностных характеристик в психологических реакциях на ситуации неопределенности. Работа включает в себя серию исследований, в которых раскрывается феноменология отношения к ситуациям неопределенности и совладания с ними; мировоззренческие установки, относящиеся к свободе/предопределенности/непредсказуемости; роль индивидуально-личностных характеристик в психологических реакциях на ситуации неопределенности. Согласно полученным результатам, феноменологическое представление о неопределенности и совладании с ней зависит от ситуативного контекста, что объясняет разнообразие категорий описания. Вера в свободу проявила себя как более активный фактор успешной саморегуляции и психологического благополучия, чем установка на непредсказуемость. Индивидуально–личностные характеристики, выраженные в самоэффективности, толерантности к неопределенности, чувстве связности, субъективной витальности, вере в свободу, когнитивной рефлексии и жизнестойкости, представляют позитивные личностные ресурсы, которые выполняют буферную функцию при взаимодействии с субъективной неопределенностью. Психологические ресурсы, выраженные в толерантности к неопределенности, гармонии с жизнью, самоэффективности и вере в свободу имеют связь с динамикой изменения отношения к ситуациям неопределенности, которая показывает более успешную адаптацию к стрессовым факторам.
Диссертация [*.pdf, 1.39 Мб] (дата размещения 10/22/2022)
Резюме [*.pdf, 432.27 Кб] (дата размещения 10/22/2022)
Summary [*.pdf, 314.65 Кб] (дата размещения 10/22/2022)

Мотивационные и личностные предпосылки жизненного призванияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Белобородова Полина Михайловна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/30/2019
In recent years scholars are increasingly interested in the concept of life calling. Stemming from religious background, this ancient idea emerged into the modern concept focused on self-actualization. Despite salience of the concept of calling for different cultures, research involves mainly Western samples. Additionally, the mechanisms underlying the process of its discernment remain obscure. In the present research we attempted to address those gaps. The research contains two studies and a report on the practical application of the findings. In Study 1, qualitative document analysis, was used to examine open-ended responses from HSE and MEPhI students (N = 104) regarding their concept of calling. The results indicated that they saw it as something more than a mere job, were intrinsically motivated to find it and dedicate themselves to it, and associated calling with the usage of their abilities. Study 2 examined temporal relationships between calling, life meaning, and personal life position (awareness, agency, and authenticity). Data were collected at two time points nine weeks apart from a sample of HSE students (N = 61). Hierarchical regressions’ results revealed that perceived deficit of meaning in life is one of the main factors motivating individuals to actively search for their callings, and a sense of harmony between oneself and one’s actual course of life contributes to the increase in the sense of calling. The report on practical applications includes general recommendations for practitioners, as well as the results of preliminary test of an intervention aimed at helping college students to discern their callings. Additionally, results of the investigation of personal characteristics of individuals in active search for calling are presented and discussed.
Диссертация [*.pdf, 1.29 Мб] (дата размещения 10/29/2019)
Резюме [*.pdf, 290.71 Кб] (дата размещения 10/29/2019)
Summary [*.pdf, 161.55 Кб] (дата размещения 10/29/2019)

Характеристики целей как факторы субъективного благополучияКандидатская диссертация

Соискатель:
Сучков Дмитрий Дмитриевич
Оппоненты:
Зарецкий Виктор Кириллович, Сергиенко Елена Алексеевна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/19/2017
Диссертационная работа посвящена изучению взаимосвязи ряда характеристик повседневных целей и субъективного благополучия индивида с позиций деятельностно-смыслового подхода и теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райна. Показано, что отечественная традиция исследования мотивационно-регуляторной сферы гармонично вписывается в контекст современных эмпирических исследований целевой проблематики. Показано, что субъективное благополучие и качество жизни определяется такой характеристикой мотивационной сферы, как качество мотивации, в терминологии теории самодетерминации. Обосновывается, что термин «качество мотивации» соотносится с представлениями о структуре мотивационной сферы в культурно-деятельностном подходе и понятиями «личностный смысл» и «внутренняя мотивация». В эмпирической главе работы приводятся данные о том, что на уровне мотивации учебной деятельности качество мотивации положительно коррелирует с глобальными показателями субъективного благополучия. Также предлагается модель конкордантности, описывающая взаимосвязь ряда характеристик повседневных целей (уровень автономности целей, намерения к достижению целей, прогресс в достижении поставленных целей) и их влияния на показатели субъективного благополучия.

Объявление о защите (дата размещения 07.07.2017):
защита диссертации состоится 19 сентября 2017 г. в 17:00 по адресу: 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, ауд. 414.
Диссертация [*.pdf, 1.36 Мб] (дата размещения 5/16/2017)
Автореферат [*.pdf, 737.26 Кб] (дата размещения 7/7/2017)

Рефлексивные предпосылки личностной зрелостиКандидатская диссертация

Оппоненты:
Аникина Вероника Геннадьевна, Сапогова Елена Евгеньевна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/19/2017
Диссертационная работа посвящена изучению взаимоотношений параметров личностной зрелости и особенностей рефлексивных, аутокоммуникативных механизмов и самодетерминации личности. В рамках данной работы принимается подход к определению личностной зрелости, при котором она рассматривается как процесс постепенного усложнения форм саморегуляции. При этом личностная зрелость в современном ее понимании обнаруживает относительную независимость от возрастных и гендерных особенностей. Учитывая неоднозначную роль самих рефлексивных механизмов и процессов аутокоммуникации в процессе становления личности, а также дефицит знания о взаимосвязях этих механизмов с другими особенностями личности, данное направление представляется важным шагом исследований в этой области. Проведенное эмпирическое исследование с участием 430 человек в возрасте от 14 до 25 лет продемонстрировало, что конструктивные формы рефлексивной регуляции, а также конструктивные формы аутокоммуникации — конструктивный внутренний диалог и позитивное одиночество — выступают в качестве внутренних условий личностной зрелости. При этом конструктивные и неконструктивные формы рефлексии начинают дифференцироваться, начиная с определенного уровня личностного развития (с уровня развития эго E5 Самосознания и далее). На более низких уровнях личностной зрелости рефлексия проявляет себя недифференцированно. Конструктивная (системная) рефлексия выступает значимым предиктором уровня личностной зрелости и опосредует связь между открытостью опыту и уровнем личностной зрелости.

Объявление о защите (дата размещения 07.07.2017):
защита диссертации состоится 19 сентября 2017 г. в 15:00 по адресу: 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, ауд. 414.
Диссертация [*.pdf, 1.79 Мб] (дата размещения 5/17/2017)
Автореферат [*.pdf, 1021.97 Кб] (дата размещения 7/7/2017)

Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Сулимина Оксана Владимировна
Оппоненты:
Марцинковская Татьяна Давыдовна, Сапогова Елена Евгеньевна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
5/17/2016
Диссертационная работа посвящена изучению личностного развития социальных сирот и не сирот в период перехода от детства к взрослости. Произведен анализ отечественных и зарубежных научных подходов, понимающих личностное развитие через качественные изменения в структуре личности, прежде всего в личностной саморегуляции, а также подходов к особенностям становления личности в условиях детских домов и интернатных учреждений. Акцентировано внимание на позитивной роли личностной саморегуляции и самодетерминации в преодолении затруднённых условий социализации вне семьи. Показано, что у социальных сирот в силу отсутствия семьи большую компенсаторную роль в личностном развитии играют внутриличностные механизмы саморегуляции. Независимо от условий социализации выявлены четыре паттерна личностного развития: «автономный», «конформный», «симбиотический», «импульсивно-отчужденный», содержательно отличающиеся друг от друга развитостью механизмов личностной саморегуляции. Сделан вывод о том, что личностное развитие в период перехода от детства к взрослости является сложным полидетерминированным процессом, но затрудненные условия социализации не препятствуют становлению личностной саморегуляции и самодетерминации, хотя и оказывают определенное влияние на них.

Объявление о защите (дата размещения 15.03.2016):
защита диссертации состоится 17 мая 2016 г. в 15:00 по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 46Б, ауд. 210.
Диссертация [*.pdf, 4.30 Мб] (дата размещения 2/8/2016)
Автореферат [*.pdf, 626.80 Кб] (дата размещения 3/15/2016)