Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 1 из 1
Подростковая толерантность: концептуальный анализ и способы измеренияКандидатская диссертация
Соискатель:
Пашкевич Анна Валерьевна
Руководитель:
Оппоненты:
Шереги Франц Эдмундович, Сикевич Зинаида Васильевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
10/27/2010
Концептуальный анализ подростковой толерантности и
разработка способов её измерения являются одним из актуальных направлений
социологического исследования. Существуют трудности в определении понятия, и
наблюдается разброс мнений по поводу его содержания. Семантика слова
«толерантность» вариативна и дискуссионна. За словом стоят разные
методологические основания, методы социального познания. Для корректного
использования понятия подростковой толерантности в исследованиях важна
рефлексия на уровне методологии, теории и эмпирических данных. Необходимыми
являются содержательные представления о понятии, описание границ реальности,
охватываемой этим понятием, уточнение и построение концептуального поля,
перевод концепта в конкретные индикаторы, поддающиеся измерению. От способа
концептуализации данного понятия в
значительной мере зависят реализуемые в процессе полевого исследования методы
сбора и интерпретации социологической информации. Полевые же исследования
необходимы для принятия дальнейших
практических решений и/или рекомендаций в конкретных ситуациях.
Цель данной работы – построить
концептуальную модель понятия толерантности и на её базе сформировать
методологически корректную процедуру измерения толерантности подростков.
Объектом
исследования выступает подростковая толерантность, предметом – аспекты понятия
толерантности, позволяющие построить конструктивную процедуру её измерения.
В диссертации построена концептуальная модель понятия
толерантности и на её базе сформирована методологически корректная процедура
измерения толерантности подростков. Построение концептуальной модели
толерантности отталкивается от рассмотрения социальных представлений подростков
о предполагаемом (воображаемом) поведении (действии), направленном на
преодоление противоречий между «своими» и «чужими», как если бы у подростков
были полномочия для борьбы с такими
противоречиями; при этом делается предположение о существовании нескольких типов молодежной толерантности.
Проанализированы тексты мини-сочинений – семантика и эмоциональный регистр
используемых подростками слов, изучены части речи (в особенности, глаголы) и
воссозданы установки и типы рефлексивных социальных представлений
старшеклассников о толерантности. Данный подход делает более выверенным
построение дальнейших социологических инструментов диагностики толерантности в
массовых опросах общественного мнения.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 374.39 Кб]