• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 5 из 5

Анализ аргументационных схем (топосов) президентской повестки дня по правам человека в ежегодных посланиях ФС РФ (2000-2017 гг.)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Захарова Олеся Викторовна
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по политологии
Дата защиты:
12/5/2019
В настоящем диссертационном исследовании проводится анализ характера динамики аргументационных схем (топосов), используемых для конструирования и трансформации президентской повестки по правам человека в периоды с 2000 по 2007 и с 2012 по 2017 гг. на материалах ежегодных посланий главы государства Федеральному Собранию РФ. Исследование направлено на изучение дискурсивных аспектов политики прав человека в контексте политических процессов указанного периода.В ходе диссертационного исследования были проведены идентификация различных видов топосов, характерных для президентской повестки о правах человека, их систематизация и описание, а также определены внутренние взаимосвязи различных топосов между собой, установлена их роль в репрезентации прав человека. На основе полученных данных было продемонстрировано, что каждый вид топоса выполняет свою дискурсивную функцию, и выбор аргументационной схемы при конструировании повестки дня меняется в зависимости от политических целей актора. Таким образом, анализ трансформации дискурсивных моделей аргументации обладает не только дескриптивным, но и прогностическим потенциалом. Смена аргументационной стратегии позволяет описать характер политических изменений. Основным результатом диссертационного исследования является ре-конструирование трансформации президентской повестки дня о правах человека в периоды с 2000 по 2007 и 2012 – 2017 гг.
Диссертация [*.pdf, 5.12 Мб] (дата размещения 10/4/2019)
Резюме [*.pdf, 534.54 Кб] (дата размещения 10/4/2019)
Summary [*.pdf, 415.21 Кб] (дата размещения 10/4/2019)

Проблемы доверия в мировой политике (на примере процессов европейской интеграции)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Доброхотов Роман Александрович
Руководитель:
Оппоненты:
Дробот Галина Анатольевна, Шаравин Александр Александрович
Дата защиты:
11/28/2013
Автореферат [*.pdf, 257.33 Кб]

"Социальная реклама в политическом процессе современной России" Кандидатская диссертация

Руководитель:
Оппоненты:
Тимофеева Л.Н., Евстафьев В.А.
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
12/21/2009
В условиях политической или экономической нестабильности особого внимания заслуживает проблема обеспечения устойчивости политической системы, важную роль приобретают исследования информационно-коммуникационных технологий, способных в той или иной мере смягчить стрессовые (по Д. Истону) состояния общества.Одной из эффективных технологий стабилизации политической системы является социальная реклама.Важное отличие социальной рекламы от других информационно-коммуникационных технологий (таких как public relations, governmental relations, государственная и коммерческая реклама) заключается в том, что она позволяет сохранить баланс интересов между государством и обществом в рамках политической системы. Остальные  служат конкретным коммерческим или политическим интересам. При этом их действие, как правило, направлено в одну сторону, и механизм «обратной связи» необходим лишь для повышения качества политических и экономических результатов.Здесь нужно отметить, что даже в демократических системах встречаются искажения на этапе  реализации проектов   социальной рекламы, когда под нее маскируются политическая или коммерческая реклама. При такой рекламной мимикрии под социально-гуманистическим слоганом или сюжетом может скрываться логотип коммерческой фирмы либо политической партии. Эта ситуация характерна для России, где бизнес старается (напрямую или косвенно – через public relations) использовать социальную рекламу в коммерческих целях. В свою очередь, государство также пытается сделать социальную рекламу инструментом политической пропаганды. Объект исследования данной диссертационной работы — социальная реклама в политическом процессе.Предметом исследования является функция социальной рекламы как инструмента  стабилизации политической системы. Цель диссертационного исследования – определение эффективности социальной рекламы как инструмента  стабилизации политической системы.
Автореферат [*.pdf, 391.74 Кб]

Российская власть в оценках граждан (1993-2008 г.г.)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Шипов Андрей Леонидович
Руководитель:
Оппоненты:
Мелешкина Елена Юрьевна, Слизовский Дмитрий Егорович
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
12/21/2009
В настоящее время политическая система России вовлечена в очередной виток трансформации. Приняты первые поправки к Конституции Российской Федерации, увеличивающие сроки полномочий президента и депутатов Государственной думы. С избранием третьего президента России в стране сложилась новая по сравнению с ситуацией 2000 – 2007 годов конфигурация властных отношений. В начале XXI века в России возникли  предпосылки для персональной легитимации политической системы, в то время как структурная легитимность в ситуации институционального слома прежней политической системы не имела шансов сформироваться. Цель данной работы – изучить оценки гражданами институтов государственной власти в период 1993-2008 гг. и выявить перспективы трансформации оснований легитимности российской власти – от персонального типа к структурному. Также в работе выявляется и анализируется ряд факторов, обуславливающих высокую популярность российского президента в начале XXI века. Актуальность темы настоящей диссертационной работы определяется как теоретической значимостью исследования структуры отношения российских граждан к политикам и политическим институтам, так и практическими задачами определения стратегий различных субъектов российской политики. В качестве предмета исследования выступают оценки гражданами Российской Федерации институтов государственной власти в период 1993-2008 годов.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 416.55 Кб]

Неклассические индексы влияния в анализе политических процессов (на примере Государственной Думы РФ I-III созывов)Кандидатская диссертация

Руководитель:
Оппоненты:
Шабров Олег Федорович, Лезина Зоя Марковна
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
11/30/2009
Одним из важных элементов политических процессов является принятие решений. Во многих органах государственной власти и различных международных организациях решения принимаются путем голосования. Интенсивное исследование проблемы измерения влияния участников на исход голосования началось относительно недавно, в 1965 г., когда Дж. Банцаф доказал, что общепринятое мнение о строгой пропорциональности между числом голосов партии в парламенте и ее влиянием на парламент неверно. Между тем, ранее, исходя из этого представления, формировались правила политической игры. Например, в некоторых законодательных органах США, чтобы удовлетворить требованию «равное население должно быть представлено одинаково»1, использовалась взвешенная система голосования, приписывающая каждому депутату число голосов, пропорциональное численности населения, которое он представляет. Предполагалось, что влияние депутата на принятие решений пропорционально числу имеющихся у него голосов. Ярким примером ошибочности данного предположения и актуальности вопроса измерения влияния участников принятия коллективных политических решений является распределение голосов в Совете Министров Европейского Союза в 1958-1973 гг. Объектом исследования данной диссертации являются процессы принятия коллективных политических решений. Предмет исследования – коалиционное поведение в процессах принятия решений в политических институтах. Целью данной работы является построение методики оценки реального влияния участников принятия коллективных политических решений и ее апробация на примере Государственной Думы РФ I-III созывов.  
Автореферат [*.pdf, 292.53 Кб]