• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ


Введите первые несколько букв фамилии

Введите первые несколько букв фамилии

Показаны работы: 1 — 7 из 7

Сортировка:   по дате защиты   по имени соискателя   по имени научного руководителя   

Понятие действия в философии Х. Арендт и П. Рикёра: сопоставительный анализ Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Сидорова Мария Алексеевна
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Дата защиты:10.12.2019

Целью диссертационного исследования является сопоставление представлений Х. Арендт и П. Рикёра о действии на основе реконструкции влияния теории Х. Арендт на герменевтическую философию П. Рикёра. Впервые в отечественной литературе предпринята попытка не только сопоставления подходов Рикёра и Арендт к действию, но и целостная реконструкция влияний понятий теории действия Х. Арендт на герменевтическую философию П. Рикёра, на его представление о действии. Раскрыта роль П. Рикёра в истории исследования работ Х. Арендт.  Выделены этапы становления герменевтики действия П. Рикёра.

Дисс. совет:Совет по философии
Ключевые слова:Арендт, герменевтика, Поль Рикер
Диссертация [*.pdf, 2.13 Mb] (дата размещения 26.08.2019)
Резюме [*.pdf, 832.08 Kb] (дата размещения 26.08.2019)
Summary [*.pdf, 791.42 Kb] (дата размещения 26.08.2019)

Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки Кандидатская диссертация

Соискатель:Юдин Григорий Борисович
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Ямпольская Анна Владимировна, Дмитриева Нина Анатольевна
Дата защиты:18.12.2012

Данная работа выполнена на стыке двух проблемных полей – философии социальной науки и феноменологической философии. Ключевой эпистемологической проблемой классической и современной социальной науки является поиск адекватного отношения познающего субъекта к действительности. В работе реконструируется формирование представлений о соотношении субъекта социально-научного познания и социально-исторической действительности, а также исследуются философские истоки ограничений и противоречий, возникающих в социологическом исследовании. Анализ классической дискуссии о разделении наук используется для выявления специфики феноменологического понятия действительности. Действительность феноменологически определяется как мир, данный в наивно-естественной установке, а его научное познание возможно путём объективации доксического отношения к миру, которая достигается методом феноменологической редукции. С опорой на поздние работы Э. Гуссерля показано, что феноменологическое познание может быть последовательно реализовано только как наука об общественно-исторической действительности, а также проанализированы эпистемологические возможности метода редукции в социально-научном познании.

Специальность:09.00.01 Онтология и теория познания
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:социогуманитарное знание, феноменологическая философия, философия
Диссертация [*.pdf, 1.54 Mb]
Автореферат [*.pdf, 242.46 Kb]

Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города Кандидатская диссертация

Соискатель:Фень Екатерина Геннадьевна
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Шиян Анна Александровна, Герасимова Ирина Алексеевна
Дата защиты:02.10.2012

Цель диссертационного исследования состоит в теоретической реконструкции и сопоставлении теоретических оснований феноменологических подходов к пространству как методологического ресурса современных исследований города. Сформулированная цель исследования предполагает решение ряда задач: исследование применимости теоретического аппарата феноменологической философии пространства для изучения повседневного пространства; экспликация и сопоставление основных положений теорийвосприятия пространства Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти,М. Хайдеггера; использование феноменологического подхода к рассмотрению проблематики повседневного пространства.

Специальность:09.00.01 Онтология и теория познания
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 16.45 Mb]
Автореферат [*.pdf, 367.98 Kb]

Сакральное как понятие и проблема в «сильной программе» культурсоциологии Кандидатская диссертация

Соискатель:Куракин Дмитрий Юрьевич
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Козловский Владимир Вячеславович, Астахова Лариса Сергеевна
Дата защиты:23.03.2012

Сакральное – актуальная проблема, как для классического, так и для современного социологического знания. Ее значимость не исчерпывается сферой религиозного опыта, но охватывает политическую жизнь, искусство, экономику и повседневность. Во все времена и во всех культурах существуют идеи и смысловые комплексы, которые наделяются особой значимостью, убедительностью или неоспоримым достоинством, и обладают способностью мобилизации коллективного и индивидуального действия. Классическая разработка проблематики сакрального в социологии принадлежит Э. Дюркгейму. Несмотря на то, что некоторые элементы этой теории вошли в широкий круг социологических концепций, речь, как правило, идет о гипотезах более низкого уровня общности, по сравнению с замыслом Дюркгейма. Сакральное, полагал Дюркгейм, должно рассматриваться не как исторически обусловленный феномен религиозной и культурной жизни, а как фундаментальный механизм социальной жизни, определяющий картину мира, этические нормы и эстетические конвенции, социальную солидарность и логику общественной кооперации. Однако те исследователи, которые все же решились последовать этой интенции во всей полноте ее следствий, столкнулись с существенными затруднениями. Дюркгейм выработал концептуальный аппарат теории сакрального на материале первобытных сообществ, а то, как применить его к анализу принципиально более комплексной и быстро меняющейся современной социальной жизни, является фундаментальной проблемой. Современная «сильная программа» культурсоциологии представляет собой новую попытку положить дюркгеймовскую теорию сакрального в основу исследовательской программы, избежав ловушек и тупиков, подстерегавших ее предшественников. Диссертационное исследование сфокусировано на роли теории сакрального в качестве теоретического ресурса «сильной программы» культурсоциологии. В работе показано, в какой мере она обусловливает объяснительную силу этой программы, эксплицированы конкретные объяснительные схемы, восходящие к ней, а также те аспекты теории сакрального, которые на данный момент не вполне интегрированы в «сильную программу», но в перспективе способны усилить ее потенциал.

Специальность:22.00.01 Теория, история и методология социологии
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Ключевые слова:культурсоциология
Автореферат [*.pdf, 301.88 Kb]

Методология социального познания в трактовке Поля Рикёра: критический анализ оснований теории нарративов Кандидатская диссертация

Соискатель:Борисенкова Анна Валентиновна
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Троцук Ирина Владимировна, Семенова Виктория Владимировна
Дата защиты:21.10.2011

На фоне дискуссий об устройстве современной коммуникации заметен возрастающий интерес социологов к нарративу. Наиболее употребительным значением понятия «нарратив» является «повествование», «рассказ» или «повествовательный текст». Можно спорить о том, является ли «нарратив» хорошо разработанным понятием, однако бесспорно то, что это – один из все более широко используемых технических терминов социальных и гуманитарных наук наших дней. В области исследований нарративов одним из самых многообещающих ресурсов являются исследования по герменевтике знаменитого французского философа и социального мыслителя Поля Рикёра.Диссертационная работа посвящена социологической реконструкции его герменевтической концепции нарратива. В рамках исследования решаются задачи контекстуализации программы Поля Рикёра в дискуссиях о методе и объекте социологии, ее историко-теоретической реконструкции, социологической  концептуализации ее категорий и, наконец, анализа возможностей применения концепции Рикёра в качестве теоретико-методологического основания исследований социальных событий. В работе систематизированы и проанализированы как релевантные для социологии труды Поля Рикёра, так и российские и зарубежные второисточники, раскрывающие ценность его разработок для социологической теории и методологии. Проведен критический анализ программы Рикёра, выделены ее сильные и слабые стороны с точки зрения интегрирования в социальную науку. 

Специальность:22.00.01 Теория, история и методология социологии
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Ключевые слова:герменевтика, социальная деятельность, социология
Автореферат [*.pdf, 273.22 Kb]

Теория фреймов  как инструмент социологического анализа повседневного мира Кандидатская диссертация

Соискатель:Вахштайн Виктор Семенович
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Полякова Н.Л., Колосов А.В.
Дата защиты:16.03.2007

Обращение именно к фрейм-анализу (теории фреймов) как к аналитической перспективе и логике исследования обусловлено одновременно историко-теоретическими и собственно теоретическими мотивами. Теория фреймов – одна из наименее представленных в отечественном социологическом дискурсе теория повседневного мира. Историко-теоретическая реконструкция этой логики анализа позволяет существенно расширить горизонты социологии повседневности (в историко-теоретической части работы автор опирается на тексты Ирвинга Гофмана – исследователя, заложившего основы социологической теории фреймов). В то же время, фрейм-анализ является для автора предметом не только историко-теоретической реконструкции, но и ценным теоретическим ресурсом осмысления повседневных взаимодействий. Теория фреймов составляет реальную альтернативу многочисленным «теориям повседневных практик», активно использующимся в эмпирических исследованиях повседневного мира. Цель диссертационного исследования - экспликация базовой аксиоматики теории фреймов, реконструкция ее основных аналитических схем и «конечного словаря», развитие ее положений для использования в современных исследованиях повседневности. Объектом исследования является социология повседневности как область фундаментальной социальной теории, предметом – концепция фрейм-анализа как инструмент социологического анализа повседневного мира.

Специальность:22.00.01 Теория, история и методология социологии
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Ключевые слова:социология повседневности, теория фреймов
Автореферат [*.pdf, 361.21 Kb]

Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин Кандидатская диссертация

Соискатель:Забаев Иван Владимирович
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Никулин Александр Михайлович, Зарубина Наталья Николаевна
Дата защиты:19.05.2006

В конце XX - начале XXI вв.,  в ситуации трансформации российского общества и ускоренной модернизации российской экономики, важной составляющей полемики по поводу направления экономических реформ является признание необходимости учитывать особенности исторического опыта России. В этой связи большое значение придается православной религии, господствовавшей в России на протяжении большей части ее истории и возрождающейся в наши дни как один из самых влиятельных институтов идейной и социальной жизни. По данным социологических исследований, в современном российском обществе существует значительный проправославный консенсус: «очень хорошее» или просто «хорошее» отношение к православию высказывают 94% населения, что значительно превышает одобрение других религий. Кроме того, значительной частью населения России православие, вероятно, воспринимается не столько как религия в собственном смысле слова, «сколько как символ русского своеобразия и некоей духовной ценности этого своеобразия, как что-то, что может быть с гордостью противопоставлено другим и ценность чего эти другие тоже в какой-то мере признают».Таким образом, Русская православная церковь, в силу своего доминирующего положения, может оказывать большое влияние на действия россиян. Это относится и к хозяйственной деятельности. Целью исследования - выяснение современной хозяйственной этики православия, актуализирующейся в хозяйственной практике православных авторов. Говоря о современности, атор подразумевает использование источников, датированных 1990-2004 годами, и коммуникацию с сегодняшними носителями традиции.

Специальность:22.00.03 Экономическая социология и демография
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Ключевые слова:православие
Автореферат [*.pdf, 359.91 Kb]