• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 9 из 9

Идея глобальной социологии в международной социологической повестке: единство и разнообразие интерпретацийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Кисленко Иван Юрьевич
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
6/15/2022
Эта диссертация посвящена идее глобальной социологии и истории дебатов по этому вопросу. В последнее время все чаще звучат голоса социологов, так называемого, глобального Юга, призывающее принять их идеи в общесоциологическую семью. Как известно, социологические практики воспроизводятся не только на глобальном Севере, но и в других странах по всему миру. Диссертация предлагает к рассмотрению вопросы, связанные с формированием социологического канона в лоне западной культуры и его трансформации. Отдельное внимание уделено глобальному Северу и Югу, их оформлению, а также вопросу о том, как это деление влияет на социологию. Кроме того, рассматриваются основные идеи глобальной социологии из разных частей света, традиционно не представленные в классических университетских курсах и предлагающие альтернативный южный взгляд как на историю социологии, так и на способы социологического теоретизирования.
Диссертация [*.pdf, 1.50 Мб] (дата размещения 4/12/2022)
Резюме [*.pdf, 372.91 Кб] (дата размещения 4/12/2022)
Summary [*.pdf, 312.55 Кб] (дата размещения 4/12/2022)

Понятие «множество» в политической философии: от Макиавелли до Негри и ВирноКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Третьяк Артур Романович
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
10/27/2021
Предметом исследования выступают варианты осмысления феномена множества и массы в новейших дискурсах политической философии, включая соответствующие им экскурсы историко-философского порядка. В диссертации представлен опыт интерпретации понятия множества в современной политической философии, реализованный посредством реконструкции исходной доктрины, сложившейся в рамках классической философии Нового времени, а именно в философско-политических учениях Гоббса, Спинозы, а также Макиавелли.
Диссертация [*.pdf, 2.16 Мб] (дата размещения 8/26/2021)
Резюме [*.pdf, 915.37 Кб] (дата размещения 8/26/2021)
Summary [*.pdf, 495.55 Кб] (дата размещения 8/26/2021)

Понятие действия в философии Х. Арендт и П. Рикёра: сопоставительный анализКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Сидорова Мария Алексеевна
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
12/10/2019
Целью диссертационного исследования является сопоставление представлений Х. Арендт и П. Рикёра о действии на основе реконструкции влияния теории Х. Арендт на герменевтическую философию П. Рикёра. Впервые в отечественной литературе предпринята попытка не только сопоставления подходов Рикёра и Арендт к действию, но и целостная реконструкция влияний понятий теории действия Х. Арендт на герменевтическую философию П. Рикёра, на его представление о действии. Раскрыта роль П. Рикёра в истории исследования работ Х. Арендт.  Выделены этапы становления герменевтики действия П. Рикёра.
Диссертация [*.pdf, 2.13 Мб] (дата размещения 8/26/2019)
Резюме [*.pdf, 832.08 Кб] (дата размещения 8/26/2019)
Summary [*.pdf, 791.42 Кб] (дата размещения 8/26/2019)

Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной наукиКандидатская диссертация

Соискатель:
Юдин Григорий Борисович
Оппоненты:
Ямпольская Анна Владимировна, Дмитриева Нина Анатольевна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
12/18/2012
Данная работа выполнена на стыке двух проблемных полей – философии социальной науки и феноменологической философии. Ключевой эпистемологической проблемой классической и современной социальной науки является поиск адекватного отношения познающего субъекта к действительности. В работе реконструируется формирование представлений о соотношении субъекта социально-научного познания и социально-исторической действительности, а также исследуются философские истоки ограничений и противоречий, возникающих в социологическом исследовании. Анализ классической дискуссии о разделении наук используется для выявления специфики феноменологического понятия действительности. Действительность феноменологически определяется как мир, данный в наивно-естественной установке, а его научное познание возможно путём объективации доксического отношения к миру, которая достигается методом феноменологической редукции. С опорой на поздние работы Э. Гуссерля показано, что феноменологическое познание может быть последовательно реализовано только как наука об общественно-исторической действительности, а также проанализированы эпистемологические возможности метода редукции в социально-научном познании.
Диссертация [*.pdf, 1.54 Мб]
Автореферат [*.pdf, 242.46 Кб]

Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях городаКандидатская диссертация

Соискатель:
Фень Екатерина Геннадьевна
Оппоненты:
Шиян Анна Александровна, Герасимова Ирина Алексеевна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
10/2/2012
Цель диссертационного исследования состоит в теоретической реконструкции и сопоставлении теоретических оснований феноменологических подходов к пространству как методологического ресурса современных исследований города. Сформулированная цель исследования предполагает решение ряда задач: исследование применимости теоретического аппарата феноменологической философии пространства для изучения повседневного пространства; экспликация и сопоставление основных положений теорийвосприятия пространства Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти,М. Хайдеггера; использование феноменологического подхода к рассмотрению проблематики повседневного пространства.
Диссертация [*.pdf, 16.45 Мб]
Автореферат [*.pdf, 367.98 Кб]

Сакральное как понятие и проблема в «сильной программе» культурсоциологииКандидатская диссертация

Оппоненты:
Козловский Владимир Вячеславович, Астахова Лариса Сергеевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
3/23/2012
Сакральное – актуальная проблема, как для классического, так и для современного социологического знания. Ее значимость не исчерпывается сферой религиозного опыта, но охватывает политическую жизнь, искусство, экономику и повседневность. Во все времена и во всех культурах существуют идеи и смысловые комплексы, которые наделяются особой значимостью, убедительностью или неоспоримым достоинством, и обладают способностью мобилизации коллективного и индивидуального действия. Классическая разработка проблематики сакрального в социологии принадлежит Э. Дюркгейму. Несмотря на то, что некоторые элементы этой теории вошли в широкий круг социологических концепций, речь, как правило, идет о гипотезах более низкого уровня общности, по сравнению с замыслом Дюркгейма. Сакральное, полагал Дюркгейм, должно рассматриваться не как исторически обусловленный феномен религиозной и культурной жизни, а как фундаментальный механизм социальной жизни, определяющий картину мира, этические нормы и эстетические конвенции, социальную солидарность и логику общественной кооперации. Однако те исследователи, которые все же решились последовать этой интенции во всей полноте ее следствий, столкнулись с существенными затруднениями. Дюркгейм выработал концептуальный аппарат теории сакрального на материале первобытных сообществ, а то, как применить его к анализу принципиально более комплексной и быстро меняющейся современной социальной жизни, является фундаментальной проблемой. Современная «сильная программа» культурсоциологии представляет собой новую попытку положить дюркгеймовскую теорию сакрального в основу исследовательской программы, избежав ловушек и тупиков, подстерегавших ее предшественников. Диссертационное исследование сфокусировано на роли теории сакрального в качестве теоретического ресурса «сильной программы» культурсоциологии. В работе показано, в какой мере она обусловливает объяснительную силу этой программы, эксплицированы конкретные объяснительные схемы, восходящие к ней, а также те аспекты теории сакрального, которые на данный момент не вполне интегрированы в «сильную программу», но в перспективе способны усилить ее потенциал.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 301.88 Кб]

Методология социального познания в трактовке Поля Рикёра: критический анализ оснований теории нарративовКандидатская диссертация

Соискатель:
Борисенкова Анна Валентиновна
Оппоненты:
Троцук Ирина Владимировна, Семенова Виктория Владимировна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
10/21/2011
На фоне дискуссий об устройстве современной коммуникации заметен возрастающий интерес социологов к нарративу. Наиболее употребительным значением понятия «нарратив» является «повествование», «рассказ» или «повествовательный текст». Можно спорить о том, является ли «нарратив» хорошо разработанным понятием, однако бесспорно то, что это – один из все более широко используемых технических терминов социальных и гуманитарных наук наших дней. В области исследований нарративов одним из самых многообещающих ресурсов являются исследования по герменевтике знаменитого французского философа и социального мыслителя Поля Рикёра.Диссертационная работа посвящена социологической реконструкции его герменевтической концепции нарратива. В рамках исследования решаются задачи контекстуализации программы Поля Рикёра в дискуссиях о методе и объекте социологии, ее историко-теоретической реконструкции, социологической  концептуализации ее категорий и, наконец, анализа возможностей применения концепции Рикёра в качестве теоретико-методологического основания исследований социальных событий. В работе систематизированы и проанализированы как релевантные для социологии труды Поля Рикёра, так и российские и зарубежные второисточники, раскрывающие ценность его разработок для социологической теории и методологии. Проведен критический анализ программы Рикёра, выделены ее сильные и слабые стороны с точки зрения интегрирования в социальную науку. 
Автореферат [*.pdf, 273.22 Кб]

Теория фреймов  как инструмент социологического анализа повседневного мираКандидатская диссертация

Соискатель:
Вахштайн Виктор Семенович
Оппоненты:
Колосов А.В., Полякова Н.Л.
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
3/16/2007
Обращение именно к фрейм-анализу (теории фреймов) как к аналитической перспективе и логике исследования обусловлено одновременно историко-теоретическими и собственно теоретическими мотивами. Теория фреймов – одна из наименее представленных в отечественном социологическом дискурсе теория повседневного мира. Историко-теоретическая реконструкция этой логики анализа позволяет существенно расширить горизонты социологии повседневности (в историко-теоретической части работы автор опирается на тексты Ирвинга Гофмана – исследователя, заложившего основы социологической теории фреймов). В то же время, фрейм-анализ является для автора предметом не только историко-теоретической реконструкции, но и ценным теоретическим ресурсом осмысления повседневных взаимодействий. Теория фреймов составляет реальную альтернативу многочисленным «теориям повседневных практик», активно использующимся в эмпирических исследованиях повседневного мира. Цель диссертационного исследования - экспликация базовой аксиоматики теории фреймов, реконструкция ее основных аналитических схем и «конечного словаря», развитие ее положений для использования в современных исследованиях повседневности. Объектом исследования является социология повседневности как область фундаментальной социальной теории, предметом – концепция фрейм-анализа как инструмент социологического анализа повседневного мира.
Автореферат [*.pdf, 361.21 Кб]

Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общинКандидатская диссертация

Соискатель:
Забаев Иван Владимирович
Оппоненты:
Никулин Александр Михайлович, Зарубина Наталья Николаевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
5/19/2006
В конце XX - начале XXI вв.,  в ситуации трансформации российского общества и ускоренной модернизации российской экономики, важной составляющей полемики по поводу направления экономических реформ является признание необходимости учитывать особенности исторического опыта России. В этой связи большое значение придается православной религии, господствовавшей в России на протяжении большей части ее истории и возрождающейся в наши дни как один из самых влиятельных институтов идейной и социальной жизни. По данным социологических исследований, в современном российском обществе существует значительный проправославный консенсус: «очень хорошее» или просто «хорошее» отношение к православию высказывают 94% населения, что значительно превышает одобрение других религий. Кроме того, значительной частью населения России православие, вероятно, воспринимается не столько как религия в собственном смысле слова, «сколько как символ русского своеобразия и некоей духовной ценности этого своеобразия, как что-то, что может быть с гордостью противопоставлено другим и ценность чего эти другие тоже в какой-то мере признают».Таким образом, Русская православная церковь, в силу своего доминирующего положения, может оказывать большое влияние на действия россиян. Это относится и к хозяйственной деятельности. Целью исследования - выяснение современной хозяйственной этики православия, актуализирующейся в хозяйственной практике православных авторов. Говоря о современности, атор подразумевает использование источников, датированных 1990-2004 годами, и коммуникацию с сегодняшними носителями традиции.
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 359.91 Кб]