Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 10 из 45
Формирование общих компетенций в среднем профессиональном образовании в педагогических практиках и представлениях преподавателейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Выбранная соискателем тема актуальна в контексте общемирового тренда перехода национальных систем среднего профессионального образования (СПО) к компетентностному подходу, расширяющему ожидания в части набора компетенций выпускников. Особая роль общих компетенций для социально-экономического благополучия общества и долгосрочной занятости выпускников на рынке труда обуславливает важность исследования того как государственный импульс по обновлению содержанию образования в отечественном СПО трансформируется при реализации на практике. Исследователем разработана теоретическая модель, демонстрирующая переход от государственного замысла (запланированного куррикулума) по формированию общих компетенций к практике (реализуемый куррикулум) и результату (достигаемый куррикулум). Модель, учитывающая роль представлений преподавателей в этом процессе, проверяется на нескольких этапах эмпирического исследования.
Ключевые слова:
Академическая и социальная интеграция иностранных аспирантов в российских университетах во время пандемии Covid-19Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Абдул-Рахаман Нурудин
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Recent decades have seen substantial global changes in doctoral education, particularly with the internationalization of PhD programs. This shift has led to a rise in the number of foreign doctoral candidates and increased competition among universities to attract them. Despite these developments, low completion rates remain a significant issue. Previous research indicates that student persistence and success are closely linked to their integration into university life, including both social and academic aspects. For foreign students—defined in this study as those who do not hold Russian citizenship— this integration is especially important, as they often encounter unique challenges that affect their university experience. Furthermore, the COVID-19 pandemic has negatively impacted students worldwide, potentially worsening the difficulties faced by foreign students and affecting their persistence and success in doctoral programs.
This study employs a mixed-methods approach based on Tinto's (1993) theory of student attrition to explore the academic and social integration of foreign doctoral students at Russian universities during the COVID-19 pandemic and its effects on their persistence and success.
The research was carried out in two phases. The first phase involved a systematic review to identify factors that support the academic and social integration of students in higher education. This review synthesized data from seminal studies published between 2010 and 2021, sourced from various databases. The second phase involved analyzing data from a cross-institutional online survey of doctoral students conducted in 2021, on behalf of the Russian Ministry of Science and Higher Education. A total of 4,454 doctoral students from 249 universities participated in the survey, using a convenience sampling method.
This study employs a mixed-methods approach based on Tinto's (1993) theory of student attrition to explore the academic and social integration of foreign doctoral students at Russian universities during the COVID-19 pandemic and its effects on their persistence and success.
The research was carried out in two phases. The first phase involved a systematic review to identify factors that support the academic and social integration of students in higher education. This review synthesized data from seminal studies published between 2010 and 2021, sourced from various databases. The second phase involved analyzing data from a cross-institutional online survey of doctoral students conducted in 2021, on behalf of the Russian Ministry of Science and Higher Education. A total of 4,454 doctoral students from 249 universities participated in the survey, using a convenience sampling method.
Ключевые слова:
Использование взаимной обратной связи обучающихся как типа совместного обучения в цифровой среде на примере написания академических текстовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/24/2025
Диссертационное исследование посвящено анализу обмена взаимной обратной связью как формы совместного обучения в цифровой среде на примере академического письма. В работе рассматриваются теоретические основания данного процесса в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории совместного обучения с компьютерной поддержкой (CSCL), а также уточняются характеристики обратной связи (её восприятие, объем, содержание и степень применения) и их взаимосвязи с качеством текста обучающихся. Эмпирическая база исследования включает данные цифровых следов взаимодействия студентов, собранные в рамках курсов академического письма. Результаты показывают, что восприятие полезности комментариев соотносится с уровнем компетентности сверстника, который их предоставил; значительный объем полученной обратной связи может затруднять её применение, а оценивающая обратная связь оказывается более полезной для качества текста, чем объясняющая. Исследование дополняет теоретические представления о совместном обучении в цифровой среде и предлагает практические рекомендации по организации эффективного взаимодействия между обучающимися.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 7.44 Мб] (дата размещения 8/22/2025)
Резюме [*.pdf, 986.43 Кб] (дата размещения 8/22/2025)
Summary [*.pdf, 976.62 Кб] (дата размещения 8/22/2025)
Понимание обратной связи младшими подростками как фактор развития их агентностиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/16/2025
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи между пониманием обратной связи и агентностью у младших подростков в российской системе образования. Несмотря на доказанную эффективность обратной связи в повышении учебных результатов, её потенциал реализуется лишь при соблюдении ряда условий, включая грамотность учащихся в работе с ней (student feedback literacy) и способность к активному использованию (агентность). В мировой науке активно исследуется двусторонняя связь между этими конструктами: агентность помогает учащимся продуктивно воспринимать обратную связь, а её успешное применение, в свою очередь, усиливает ощущение самоэффективности и самостоятельности. Однако в российской педагогике обратная связь изучена слабо, а её практика часто сводится к стихийным комментариям без учёта современных теорий. Особый фокус работы — младшие подростки, у которых запрос на самостоятельность сочетается с недостаточной сформированностью навыков саморегуляции. Цель исследования — эмпирически проверить гипотезу о взаимосвязи понимания обратной связи и агентности, что позволит восполнить пробел в отечественных исследованиях и предложить практические рекомендации для педагогов.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 2.99 Мб] (дата размещения 7/14/2025)
Резюме [*.pdf, 827.69 Кб] (дата размещения 7/14/2025)
Summary [*.pdf, 621.26 Кб] (дата размещения 7/14/2025)
Когнитивная нагрузка и успеваемость студентов: роль последовательности учебных заданий и педагогической поддержкиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
7/4/2025
В данной диссертации проводится многосторонний анализ взаимосвязи между последовательностью обучения и когнитивной нагрузкой, который включает как анализ теоретической литературы, так и эмпирические исследования. В частности, был проведен всесторонний обзор литературы с целью выявления основных теорий и подходов к исследованию последовательности обучения, а также определения пробелов в знаниях и выявления направлений для дальнейшего изучения. Кроме того, было проведено два эмпирических исследования с целью изучения влияния различных последовательностей обучения на когнитивную нагрузку и результаты обучения. Основная цель данной диссертации - изучить сложную взаимосвязь между последовательностью и педагогической поддержкой решения задач, когнитивной нагрузкой и результатами обучения.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 3.54 Мб] (дата размещения 4/30/2025)
Резюме [*.pdf, 797.62 Кб] (дата размещения 4/30/2025)
Summary [*.pdf, 585.90 Кб] (дата размещения 4/30/2025)
Образовательно-карьерные траектории и научная продуктивность российских научно-педагогических работников в области математических и естественных наукКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Юдкевич Мария Марковна
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
4/2/2025
Практика академического инбридинга широко распространена среди российских научно-педагогических работников, однако её влияние на человеческий и социальный капитал ключевых акторов системы науки и высшего образования может быть неоднозначным. На данный момент вопросы, связанные с академическим инбридингом в России изучены недостаточно. Следовательно, возникает необходимость углубить понимание механизмов и последствий феномена инбридинга, что важно для доказательного регулирования академического рынка труда и потенциально позволяет повысить эффективность реализации человеческого капитала российских научно-педагогических начального этапа карьеры. В исследовании впервые сравнивается эффект феномена влияния академического инбридинга на индивидуальную научную продуктивность в разных организационных и инфраструктурных условия. Для оценки применяется новый инструментарий. Вопросы академического инбридинга впервые изучаются среди ученых из исследовательского сектора и среди ученых начального этапа карьеры. В работе предлагается новая категория академической карьерной траектории, а также оценивается роль социального капитала ученого при построении карьеры в академическом секторе.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 3.11 Мб] (дата размещения 1/31/2025)
Резюме [*.pdf, 860.17 Кб] (дата размещения 1/31/2025)
Summary [*.pdf, 636.88 Кб] (дата размещения 1/31/2025)
Ландшафты смыслов образовательных решений современной российской молодёжиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/26/2024
Тема диссертационного исследования касается проблематики преодоления воспроизводства неравенства и способствования социальной мобильности в образовании. Тема неравенства находится в фокусе как образовательной, так и социальной политики. В работе акцентируется важность изучения образовательного выбора с точки зрения культуры. Ряд фронтирных социологических исследований указывает на большую роль, которую играет культура в формировании современного неравенства, однако, до сих соответствующие теоретические рамки не применялись для исследования образовательного выбора.
Диссертация [*.pdf, 4.10 Мб] (дата размещения 10/25/2024)
Резюме [*.pdf, 392.34 Кб] (дата размещения 10/25/2024)
Summary [*.pdf, 289.18 Кб] (дата размещения 10/25/2024)
Взаимосвязь моделей адаптации коллективов школ и динамики отношения учителей к технологиям в условиях экстренного перехода на дистанционное обучениеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/24/2024
Научная дискуссия в области цифровизации образования получила новый виток в контексте пандемии COVID-19 в связи с форсированием процессов цифровой трансформации. Повсеместно были введены ограничивающие социальное взаимодействие меры, в том числе временное закрытие учебных заведений, что вынудило школы отказаться от традиционного для них очного формата и в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение. Пандемия спровоцировала расширение использования цифровых технологий индивидами и в работе, и в жизни, включая даже тех из них, кто характеризовался негативным отношением к технологиям. Интенсивное погружение в использование цифровых технологий в контексте экстренного перехода на дистанционное обучение, предположительно, могло отразиться на отношении учителей к технологиям. Цель данного исследования - выявить, как взаимосвязаны модели адаптации коллективов школ к экстренному переходу на дистанционное обучение и динамика отношения учителей к технологиям. Исследование реализуется с применением смешанного дизайна и включает в себя использование количественных и качественных инструментов при сборе и анализе данных. Проведено три блока исследований, которые основаны на эмпирических данных собранных в разные временные периоды.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 2.73 Мб] (дата размещения 10/22/2024)
Резюме [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 10/22/2024)
Summary [*.pdf, 441.84 Кб] (дата размещения 10/22/2024)
Выявление проблем имплементации практик формирования креативности в учебном процессеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/23/2024
Тема исследования актуальна в контексте общемировой тенденции перехода на содержание школьного образования, направленное на развитие ключевых универсальных компетенций, востребованных впоследствии на рынке труда. Сложности процесса внедрения практик формирования универсальных компетенций в профессиональную деятельность российских учителей имеет смысл изучать и с точки зрения проработки вопроса устойчивости преподавания, ориентированного на личность учащегося, при изменении организационных условий, например, смене управленческой команды школы. Исследователем проведена работа по сопоставлению разных концептуальных рамок, связанных с имплементацией практик формирования креативности. Несколько этапов эмпирического исследования обеспечивают возможность изучения как учительских установок, так и реальной практики. В рамках исследования системная модель креативности, исходно разработанная М. Чиксентмихайи для описания факторов, влияющих на креативность выдающихся людей, вписана в контекст разговора о креативности в образовании. Среди факторов, потенциально влияющих на имплементацию формирующих креативность практик в учебный процесс, выделены в том числе сравнительно мало упоминаемые в предыдущих исследованиях. Впервые на эмпирическом материале систематизированы возможные типы поведения учителей в отношении реакции на презентацию учащимися решения нестандартной проблемы. В рамках работы автором была составлена комплексная, холистическая модель возможных детерминант имплементации формирующих креативное мышление практик на школьном уроке со стороны учителя, ученика и учебного содержания, а также рассмотрен вопрос ограничений теоретической концепции имплицитных представлений учителей.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.92 Мб] (дата размещения 10/21/2024)
Резюме [*.pdf, 1.05 Мб] (дата размещения 10/21/2024)
Summary [*.pdf, 937.19 Кб] (дата размещения 10/21/2024)
Обеспечение сопоставимости результатов тестирования комплексных конструктов с использованием сценарных заданийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/22/2024
Современное образование нацелено не только на формирование отдельных знаний и навыков, но и более комплексных конструктов, к которым относятся универсальные навыки («навыки 21 века»): критическое мышление, креативность, навыки коммуникации и другие. Формирование универсальных навыков приводит к необходимости их оценивания. Целью данного диссертационного исследования является разработка и применение систематического подхода к обеспечению сопоставимости сценарных заданий на этапе разработки заданий и работы с данными. В работе представлен систематический подход к обеспечению сопоставимости сценарных заданий для оценки комплексных конструктов от разработки инструмента измерения до работы с данными тестирования. В рамках работы были предложены определения контекста и контента сценарного задания, которые могут послужить основой для дальнейшего развития методологических подходов к разработке сопоставимых вариантов сценарных заданий.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 3.62 Мб] (дата размещения 8/13/2024)
Резюме [*.pdf, 1020.14 Кб] (дата размещения 8/13/2024)
Summary [*.pdf, 1.78 Мб] (дата размещения 8/13/2024)