• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 31

Использование проблемно-ориентированного обучения для формирования критического мышления взрослыхКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
В данном диссертационном исследовании были выявлены особенности развития критического мышления взрослых и предложены принципы для разработки курса, результаты которого подтверждены эмпирически. Актуальность проведенного соискателем исследования возникает из потребности в развитии критического мышления взрослых, которая связана с запросами рынка труда и общества, несоответствиями реальных образовательных программ данному запросу в рамках формального образования, а также необходимостью научно обоснованного создания образовательных продуктов для развития КМ в рамках неформального образования, включая использование онлайн-обучения. Автор представил интерпретацию происхождения компонентов критического мышления в рамках различных философских течений, начиная от античной философии и заканчивая американской философией и педагогикой на рубеже XIX-XX веков. Соискателю удалось выявить особенности развития критического мышления взрослых в рамках неформального образования. В результате была предложена модель требований к курсу критического мышления для взрослых учащихся, которая продемонстрировала результативность на эмпирическом уровне.

Ожидания учителей и академические достижения учащихся, различающихся по уровню академических и социально-эмоциональных навыков в начальной школеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Ожидания учителя являются предметом исследований в области психологии образования уже более 50 лет. Тем не менее, в этой области все еще остаются нерешенные вопросы. Известно, что ожидания учителей относительно будущих академических достижений учащихся могут служить основанием выбора учителем методов обучения и стиля проведения урока, способствовать академическим успехам учеников или сдерживать их. Однако учительские ожидания могут быть искажены и не всегда отражают реальный уровень возможностей ребенка. Эффект ожиданий педагога на академические достижения учеников может зависеть как от характеристик самого педагога и имеющейся у него информации об учениках, так и от социально-эмоциональных навыков обучающихся. Причем этот эффект особенно ярко проявляется в начальной школе. Диссертационное исследование позволило углубить знания в этой области. В рамках диссертационного исследования были поставлены и решены четыре исследовательские задачи, которые были сосредоточены на двух направлениях. С одной стороны, изучался процесс формирования учителями своих ожиданий. А с другой, был сделан еще один шаг в изучении опосредованной связи ожиданий учителя и академических достижений учащихся.
Диссертация [*.pdf, 1.16 Мб] (дата размещения 3/22/2024)
Резюме [*.pdf, 305.01 Кб] (дата размещения 3/22/2024)
Summary [*.pdf, 284.64 Кб] (дата размещения 3/22/2024)

Ландшафты смыслов образовательных решений современной российской молодёжиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Тема диссертационного исследования касается проблематики преодоления воспроизводства неравенства и способствования социальной мобильности в образовании. Тема неравенства находится в фокусе как образовательной, так и социальной политики. В работе акцентируется важность изучения образовательного выбора с точки зрения культуры. Ряд фронтирных социологических исследований указывает на большую роль, которую играет культура в формировании современного неравенства, однако, до сих соответствующие теоретические рамки не применялись для исследования образовательного выбора.

Анализ особенностей поведения в процессе взаимного редактирования в онлайн формате и их взаимосвязи с краткосрочным и долгосрочным улучшением качества письменных работ студентовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Цель данного исследования - оценить влияние поведения студентов при взаимном редактировании в режиме онлайн на качество академического письма на втором языке, используя Google Docs в качестве платформы для исследования. Для достижения поставленных целей в данном исследовании использовался претест-посттест дизайн для изучения влияния совместного письма через Google Docs на развитие индивидуального письма на L2 в течение 16 недель. Для того чтобы понять взаимосвязь между различными формами редактирования (комментарии и изменения трека) и улучшением качества академического письма студентов в краткосрочной перспективе (улучшение качества письма между первоначальным и окончательным вариантом) и в долгосрочной перспективе (улучшение качества письма между предварительным и последующим тестированием), в настоящем исследовании изучались студенты, которые участвовали в совместном редактировании в онлайн-классе по научному письму в корейском университете.

Оценка институциональной эффективности и продуктивности университетов в контексте воздействия реформ российской системы высшего образованияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководители
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/30/2023
Диссертация нацелена на восполнение существующих исследовательских пробелов и оценку влияния различных механизмов регулирования высшего образования на производственную функцию университетов – их результативность, эффективность и продуктивность – на примере российской системы высшего образования. Диссертация вносит актуализирует академическую и практическую дискуссию о политике NPM и возможностях государства по преобразованию производственных функций университетов. Данное исследование вносит вклад в понимание университетов как сложных экономических организаций с производственной функцией, которая может быть подвержена изменениям путем изменения среды стимулов и ограничений. Хотя исследование не рассматривает политико-экономическое обоснование принятия политики NPM во всем мире и в России, оно поднимает проблему экономического обоснования такого регулирования, устраняя исследовательские пробелы фрагментарных свидетельств в данной области и изучая эффекты нескольких типов регулирования результативности деятельности университетов. Новизна данной диссертации обусловлена комплексностью анализа интервенций за счет использования общего эмпирического материала, как с точки зрения контекста регулирования, так и с точки зрения используемых данных.
Диссертация [*.pdf, 39.91 Мб] (дата размещения 8/30/2023)
Резюме [*.pdf, 1.27 Мб] (дата размещения 8/30/2023)
Summary [*.pdf, 937.24 Кб] (дата размещения 8/30/2023)

Региональное неравенство образовательных результатов и траекторий учащихся российских школ в постсоветский периодКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
7/5/2023
Проблема пространственного неравенства в образовании характерна не только для России, но и для многих других стран, отличающихся значительной географической протяженностью, сложным административно-территориальным устройством и/или территориальной вариативностью системы образования. Существует целый ряд исследований, которые застрагивают отдельные проявления пространственного неравенства, однако, многие их них не подкреплены теоретической базой или единой концептуальной рамкой и редко учитывают саму структуру пространственных данных. Данное исследование фокусируется на региональном уровне, где регион рассматривается как социальная и экономическая территориальная общность, располагающаяся в границах субъекта Российской Федерации. Исследование регионального неравенства в образовании именно на российских данных представляет собой и особый научный интерес. Во-первых, разнообразие территориальных контекстов и масштаб этих различий делают российский кейс уникальным на международном уровне. Во-вторых, Россия отличается умеренным уровнем децентрализации, при которой на федеральном уровне задается структура, определяющая рамки и сферы ответственности административно-территориальных единиц в соответствии с их иерархией. Это делает интересным анализ практик и решений в сфере образования, которые могут варьировать в регионах. Наконец, в фокусе данной работы находится достаточно длительный промежуток времени, охватывающий основную часть постсоветского периода российской истории. В период СССР образование, как и многие другие сферы, было высокоцентрализованным, и формирование регионов, как субъектов образовательной политики происходило уже после распада Советского Союза.

Диссертация [*.pdf, 2.73 Мб] (дата размещения 5/5/2023)
Резюме [*.pdf, 802.36 Кб] (дата размещения 5/5/2023)
Summary [*.pdf, 1.62 Мб] (дата размещения 5/5/2023)

Трансформации в профессиональной деятельности учителя в условиях смешанного обучения (на примере российских школ)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
7/3/2023
Традиционная классно-урочная система уже не в полной мере отвечает запросам современных педагогов и обучающихся при том, что процессы цифровизации школы, очевидно, способствуют расширению образовательного пространства, а опыт организации обучения в период распространения пандемии Covid-19 свидетельствует о целесообразности дополнения традиционного обучения различными моделями смешанного обучения. Все это требует всестороннего анализа и глубокого осмысления профессиональной деятельности учителя в условиях смешанного обучения. Проведенное исследование посвящено изучению и определению трансформаций в проектировочном компоненте профессиональной деятельности учителя в условиях смешанного обучения и выявлению связей с мотивацией учащихся к обучению.
Диссертация [*.pdf, 2.16 Мб] (дата размещения 5/2/2023)
Резюме [*.pdf, 836.73 Кб] (дата размещения 5/2/2023)
Summary [*.pdf, 1.00 Мб] (дата размещения 5/2/2023)

Валидизация количественного подхода к оценке понятийной структуры с помощью сетевого анализаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
6/5/2023
Выделение понятийной структуры и оценка ее развития являются важными проблемами междисциплинарного направления. Понятийная структура позволяет оценить уровень овладения знаниями в определенной области, что делает ее значимой. Формирование понятийной структуры и ее связей имеет важное значение для общего образования, а метод концептуальных карт является инструментом, который способствует этому формированию. Цель исследования заключалась в унификации и валидизации количественного подхода к оценке понятийной структуры, основанного на сетевом анализе. Таким образом, настоящая работа вносит вклад в развитие инструментария оценки для дальнейшего его применения в исследованиях особенности развития понятийной структуры.
Диссертация [*.pdf, 2.50 Мб] (дата размещения 4/3/2024)
Резюме [*.pdf, 816.53 Кб] (дата размещения 4/3/2024)
Summary [*.pdf, 616.75 Кб] (дата размещения 4/3/2024)

Процессная оценка освоения цифровых технологий российскими школамиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/21/2022
В ходе диссертационного исследования автором введено и теоретически обосновано представление о цифровом обновлении, предполагающее активную роль школы в освоении цифровых технологий и помогающее оценить степень освоения школой цифровых технологий. Также введена и теоретически обоснована качественная шкала оценивания этапов процесса освоения цифровых технологий школой, включающей в себя этап цифровой трансформации и опирающейся на представления участников образовательного процесса относительно освоения цифровых технологий. В контексте теорий инновационных процессов в образовании обоснованы ключевые процессные показатели, позволяющие оценить трансформационные изменения, связанные с освоением цифровых технологий школой. Для оценки трансформационных изменений, происходящих в результате освоения школой цифровых технологий, предложен диагностический инструмент, опирающийся на ключевые показатели перехода к решению задач цифровой трансформации.
Диссертация [*.pdf, 2.08 Мб] (дата размещения 10/19/2022)
Резюме [*.pdf, 624.67 Кб] (дата размещения 10/19/2022)
Summary [*.pdf, 544.72 Кб] (дата размещения 10/19/2022)

Саморегулируемое обучение в МООК: измерение, связь с образовательными результатами и возможности развития навыков при помощи интервенцийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/25/2022
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) были созданы для предоставления доступа к качественным образовательным ресурсам для всех желающих. Ожидалось, что во время обучения на МООК слушатели смогут самостоятельно организовывать свой процесс обучения, изучая предложенные материалы в удобном для них темпе. Однако многочисленные исследования демонстрируют, что подавляющее большинство слушателей так и не завершают МООК и не достигают поставленных в начале обучения целей. 
Данное исследование ставит своей целью изучение возможностей для измерения саморегулируемого обучения в контексте МООК, взаимосвязей уровня саморегулируемого обучения с результатами решения тестовых заданий, а также возможностей развития саморегулируемого обучения с помощью интервенции для повышения результатов при решении тестовых заданий.
Диссертация [*.pdf, 13.46 Мб] (дата размещения 8/23/2022)
Резюме [*.pdf, 888.69 Кб] (дата размещения 8/23/2022)
Summary [*.pdf, 772.48 Кб] (дата размещения 8/23/2022)