• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 22

Саморегулируемое обучение в МООК: измерение, связь с образовательными результатами и возможности развития навыков при помощи интервенцийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/25/2022
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) были созданы для предоставлениядоступа к качественным образовательным ресурсам для всех желающих. Ожидалось, что во время обучения на МООК слушатели смогут самостоятельноорганизовывать свой процесс обучения, изучая предложенные материалы в удобном дляних темпе. Однако многочисленные исследования демонстрируют, что подавляющее большинство слушателей так и не завершают МООК и не достигают поставленных в начале обучения целей. Данное исследование ставит своей целью изучение возможностей для измерения саморегулируемого обучения в контексте МООК, взаимосвязей уровня саморегулируемого обучения с результатами решения тестовых заданий, а также возможностей развития саморегулируемого обучения с помощью интервенции для повышения результатов при решении тестовых заданий.
Диссертация [*.pdf, 13.46 Мб] (дата размещения 8/23/2022)
Резюме [*.pdf, 888.69 Кб] (дата размещения 8/23/2022)
Summary [*.pdf, 772.48 Кб] (дата размещения 8/23/2022)

Возможности использования МООК по инженерным дисциплинам в университетском образованииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/7/2022
Одно из многообещающих направлений повышения качества образования – внедрение в образовательный процесс массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Внедрение МООК в учебный процесс позволяет расширить каталог дисциплин, индивидуализировать образовательные траектории учащихся, повысить доступность высококачественных курсов,преподаваемых в топовых университетах, распространить инновационные педагогические практики, а также оптимизировать нагрузку научно-педагогических сотрудников университета, высвобождая их время на научную работу. Цель данного исследования заключается в изучении эффекта практики использования МООК в учебном процессе на качество образования студентов российских университетов.
Диссертация [*.pdf, 8.69 Мб] (дата размещения 7/6/2022)
Резюме [*.pdf, 602.31 Кб] (дата размещения 7/6/2022)
Summary [*.pdf, 543.18 Кб] (дата размещения 7/6/2022)

Критика и оправдание практик академического мошенничества студентамиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
6/16/2022
Цель данной работы заключается в разработке теоретико-методологического подхода к изучению отношения студентов к нечестному поведению, основанной на их оценке справедливости разных учебных ситуаций в университете. Диссертация направлена на преодоление разрыва между предпосылками, на основе которых разрабатываются этические кодексы, направленные наформирование ценностных установок студентов, и восприятием студентами нечестных практик в университете, через разработку теоретико-методологического подхода, основанного на студенческой оценке справедливости разных учебных ситуаций в университете и нечестного поведения в их контексте.
Диссертация [*.pdf, 4.45 Мб] (дата размещения 4/15/2022)
Резюме [*.pdf, 1.04 Мб] (дата размещения 4/15/2022)
Summary [*.pdf, 849.42 Кб] (дата размещения 4/15/2022)

Резильентные школы в России: методы определения и практики работыКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Звягинцев Роман Станиславович
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
4/27/2022
Главная научная проблема диссертационного исследования — феномен академической резильентности, раскрываемый в ситуации академически резильентной школы. Проблема возникает в связи с тем, что резильентные школы существуют вне общей закономерности образовательного неравенства, проявляющейся на всех уровнях от индивидуального до странового, — повсеместно наблюдаемой положительной корреляции между социально-экономическими условиями и уровнем академических результатов. Главной целью работы, таким образом, становится решение парадокса резильентных школ — поиск ответа на вопрос о том, какие же внутренние и внешние процессы на школьном уровне позволяют школе показывать высокие академические результаты в сложных социальных социально-экономических условиях. В исследовании используется широкий набор баз данных, методов их сбора и анализ: данные лонгитюда ТРоП, данные отдельных количественных и качественных исследований региональных образовательных систем, данные МЭО. Наиболее интересными результатами исследования являются:
- Описание отдельных стратегий, реализуемых резильентными школами;
- Вывод о том, что основные различия между резильентными и другими школами с низким СЭС заключаются, в первую очередь, в представленности неэффективных практик;
- Дополнительное подтверждение важности именно школы для результатов в рамках сравнения личностных характеристики учащихся резильентных и нерезильентных школ.
Параллельно с основными исследовательскими вопросами в диссертации так же произведена смежная работа, связанная с развитием теоретических рамок, которые лежат в основе исследований: рамке академической резильентности, школьной эффективности, территориального неравенства. Результаты исследования значимы и для практической работы — возможностям школ по преодолению неблагополучного контекста и обеспечению высоких академических результатов в условиях ресурсных ограничений. Основная часть дискуссии, при этом, строится вокруг недопустимости полного перекладывания ответственности за образовательные результаты на отдельные школы и школьные команды, особенно если они функционируют в сложных социальных условиях. Идея академической резильентности не должна и не может становиться основанием для отказа от системной работы, направленной на обеспечение равенства доступа к образовательным ресурсам, борьбу с образовательной бедностью, реализацию адресных мер компенсации образовательного неравенства.
Диссертация [*.pdf, 4.36 Мб] (дата размещения 11/26/2021)
Резюме [*.pdf, 654.48 Кб] (дата размещения 11/26/2021)
Summary [*.pdf, 494.37 Кб] (дата размещения 11/26/2021)

Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной средеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Чернышова Наталья Алексеевна
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
4/25/2022
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования определены требования к результатам освоения образовательных программ (то, чему учить) и предметные области (то, где могут формироваться образовательные результаты, в т.ч. умение учиться, самостоятельно определять цели, самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задач и др). Однако методы и способы формирования образовательных результатов не определены.  При этом, несмотря на то что ФГОС ОО предполагают развитие у обучающихся метапредметных навыков, результаты международного сравнительного исследования PISA, проверяющего, в том числе учебную самостоятельность обучающихся, свидетельствуют о низком развитии данных навыков в России. Стоит также отметить, что в 2020 году актуальность данного диссертационного исследования стремительно возросла. Многие сегодняшние школьники впервые столкнулись с проблемами обучения на дому: отсутствие постоянного контроля со стороны учителя, необходимость самоорганизации, планирования собственного времени, умения преодолевать себя. В связи с этим саморегуляция учения вышла на первый план. Однако, несмотря на очевидную необходимость развития навыков саморегуляции учения, в т.ч. стратегий учения, в обучении школьников по-прежнему отсутствуют элементы, которые их развивают. Целью данного исследования было определить взаимосвязь обучения учителями стратегиям учения и их сформированности у школьников. Выборку исследования составили 1807 обучающихся 10 московских школ из 8 и 10 классов, среди которых был проведен опрос, и учителя, принявшие участие в фокус-группах (91 учитель). Выдвигалась гипотеза, что стратегии учения более развиты у обучающихся тех школ, в которых учителя обладают знаниями о стратегиях учения и целенаправленно их развивают у школьников. При обработке результатов были проведены регрессионный и контент-анализ. Получены парадоксальные результаты: школы, в которых учителя считают, что уделяют достаточное внимание развитию стратегий учения, не способствуют их формированию у школьников; в то же время в школах, в которых учителя говорили о том, что целенаправленно не уделяют внимание развитию стратегий учения, напротив, стратегии учения у школьников более развиты. Вопросы о том, какие факторы способствуют развитию стратегий учения у школьников, если не развивать их целенаправленно «сверху», и почему целенаправленное развитие стратегий учения исследуемыми учителями приводит к обратному результату, остаются открытыми для дискуссии и дальнейших исследований.
Диссертация [*.pdf, 9.54 Мб] (дата размещения 2/21/2022)
Резюме [*.pdf, 510.94 Кб] (дата размещения 2/21/2022)
Summary [*.pdf, 416.06 Кб] (дата размещения 2/21/2022)

Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/28/2021
Диссертация посвящена изучению организационных и педагогических условий развития критического мышления студентов вузов. Эмпирической основой исследования являются данные, собранные в ходе интервью с преподавателями, представителями администрации, автором действующей версии ФГОС, а также в ходе опроса студентов. Согласно результатам исследования, условия для развития критического мышления созданы не во всех университетах и не для всех студентов. В качестве основных барьеров развития критического мышления выделяется: отсутствие лидера изменений, ясной концептуализации понятия критическое мышление, инструментов оценки; не включение критического мышления, как образовательного результата, в образовательные программах курсов; недостаточное профессиональное развитие преподавателей - преобладание традиционного типа обучения среди университетских преподавателей, использование неэффективных методов обучения. Также было установлено, что если у преподавателей, работающих в рамках традиционного типа обучения развиты предметно-логическая и организационная компетенции, то повышается вероятность того, что у их студентов будет развиваться критическое мышление. Данная работа может быть полезна при выделении критериев оценки качества условий развития критического мышления, как источник оптимальных управленческих решений для развития навыков высшего порядка, в качестве основания для разработки образовательных программ педагогических университетов, курсов повышения квалификации, методических пособий.
Диссертация [*.pdf, 1.68 Мб] (дата размещения 8/27/2021)
Резюме [*.pdf, 462.96 Кб] (дата размещения 8/27/2021)
Summary [*.pdf, 307.96 Кб] (дата размещения 8/27/2021)

Разработка и валидизация русскоязычной версии инструмента международного сравнительного исследования навыков учащихся на входе в школу и их прогресса за первый учебный год: проблемы адаптации и локализацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/9/2021
Диссертация посвящена процессу разработки и валидизации русскоязычной версии международного инструмента iPIPS. В работе анализируются вызовы, с которыми сталкиваются международные сравнительные исследования, и в частности, исследования, ориентированные на детей младшего школьного возраста. На примере международного проекта iPIPS описываются возникшие проблемы проведения адаптации и локализации частей инструмента по чтению и математике, а также их решения. Кроме того, в данной работе обсуждаются возможности разведывательного сопоставительного исследования результатов стартовой диагностики первоклассников и их прогресса за первый год обучения по чтению и математике, полученных с помощью оригинальной английской версии и впервые для проекта iPIPS неанглоязычной версии инструмента. Для решения задач эмпирической части исследования использованы данные проекта iPIPS для двух стран Великобритании и России (нескольких регионов и за несколько лет). Методология работы основана на Раш-подходе к измерениям. Основные результаты работы отражены в 4 научных публикациях. Комплекс мероприятий, проведенных в ходе исследования, позволил валидизировать использование и интерпретацию результатов оценивания, полученных с помощью русскоязычной версии инструмента iPIPS для чтения и математики. Применение изложенной в работе методологии позволило обеспечить сопоставимость результатов оценивания для двух языковых версий инструмента.
Диссертация [*.pdf, 5.73 Мб] (дата размещения 7/9/2021)
Резюме [*.pdf, 373.02 Кб] (дата размещения 7/9/2021)
Summary [*.pdf, 222.61 Кб] (дата размещения 7/9/2021)

Взаимосвязь студенческой вовлеченности и образовательных результатов студентов российских университетовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Чириков Игорь Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/8/2021
Диссертация посвящена изучению того, как разные формы студенческой вовлеченности, а именно: учебная и внеучебная вовлеченность студентов российских вузов, связаны с развитием навыков критического мышления и работы в команде, а также завершением образовательной программы на уровне бакалавриата в нормативный срок 4 года. Результаты исследования показали, что учебная и внеучебная вовлеченность студентов положительно связана с развитием навыков критического мышления и командной работы. В то время как учебная невовлеченность студентов – нарушение учебных требований (невыполнение заданий, пропуск занятий) – является ключевым барьером для завершения образовательной программы в установленный срок для студентов российских университетов. В тоже время характер учебной вовлеченности студентов российских и американских студентов различается. Российские студенты тратят значительно бОльшую долю времени на посещение занятий и выполнение заданий по сравнению с американскими студентами. В свою очередь, внеучебная деятельность в текущем формате слабо связана с формированием образовательных результатов российских студентов. Полученные результаты имеют важное значение для понимания того, как российские университеты организуют и структурируют образовательный опыт студентов.
Диссертация [*.pdf, 4.64 Мб] (дата размещения 7/5/2021)
Резюме [*.pdf, 749.22 Кб] (дата размещения 7/5/2021)
Summary [*.pdf, 710.72 Кб] (дата размещения 7/5/2021)

Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторыКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Чириков Игорь Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
5/20/2021
Диссертация посвящена изучению факторов академического мошенничества – списывания и плагиата – среди студентов российских вузов. Эмпирической основой исследования являются данные опросов студентов и преподавателей российских вузов (в частности, лонгитюдные и репрезентативные по России). Результаты исследования указывают на широкую распространенность практик академического мошенничества среди студентов, а также обнаруживают тенденцию к увеличению терпимости студентов к данным практикам в процессе обучения. Большинство преподавателей терпимо относятся к академическому мошенничеству, предпочитая мягкие формы наказания, ограничиваясь, например, устным замечанием. При этом, исследование подтверждает гипотезу о том, что менее строгие наказания со стороны преподавателей повышают шансы академического мошенничества студентов и способствует формированию более терпимого отношения студентов к списыванию. Более высокие риски академического мошенничества характерны для студентов, убежденных, что эти практики распространены среди их одногруппников. Внутренняя учебная мотивация студентов (интерес к обучению) не является сдерживающим фактором академического мошенничества, если среди однокурсников высокая распространенность академического мошенничества, а угроза обнаружения и наказания воспринимается как низкая.
Диссертация [*.pdf, 6.00 Мб] (дата размещения 3/19/2021)
Резюме [*.pdf, 800.50 Кб] (дата размещения 3/19/2021)
Summary [*.pdf, 769.48 Кб] (дата размещения 3/19/2021)

Роль студентов в слияниях и поглощениях университетовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/16/2020
Диссертация посвящена роли студентов как особой группы в слияниях и поглощениях отечественных университетов. В ходе нескольких этапов качественного исследования было показано, что в ситуации слияний и поглощений университетов студенты находятся в ситуации невовлеченности, неинформированности и отсутствия голоса; слияния как радикальные организационные изменения создают неопределенность, а при невыстроенной политике коммуникации со студентами усиливают чувство несправедливости и небезопасности, актуализацию дихотомии «мы-они». В качестве основного результата слияний и поглощений университетов студенты видят не расширение образовательных траекторий, а возможность получить, потерять или перераспределить ценные ресурсы университета. Для студентов как для группы важны не официальные волны и сценарии реорганизации, а коммуникация и сценарий репрезентации, формулирования новой организационной идентичности объединенного университета.
Диссертация [*.pdf, 1.29 Мб] (дата размещения 10/16/2020)
Резюме [*.pdf, 513.80 Кб] (дата размещения 10/16/2020)
Summary [*.pdf, 257.80 Кб] (дата размещения 10/16/2020)