• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 17

Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/28/2021
Диссертация посвящена изучению организационных и педагогических условий развития критического мышления студентов вузов. Эмпирической основой исследования являются данные, собранные в ходе интервью с преподавателями, представителями администрации, автором действующей версии ФГОС, а также в ходе опроса студентов. Согласно результатам исследования, условия для развития критического мышления созданы не во всех университетах и не для всех студентов. В качестве основных барьеров развития критического мышления выделяется: отсутствие лидера изменений, ясной концептуализации понятия критическое мышление, инструментов оценки; не включение критического мышления, как образовательного результата, в образовательные программах курсов; недостаточное профессиональное развитие преподавателей - преобладание традиционного типа обучения среди университетских преподавателей, использование неэффективных методов обучения. Также было установлено, что если у преподавателей, работающих в рамках традиционного типа обучения развиты предметно-логическая и организационная компетенции, то повышается вероятность того, что у их студентов будет развиваться критическое мышление. Данная работа может быть полезна при выделении критериев оценки качества условий развития критического мышления, как источник оптимальных управленческих решений для развития навыков высшего порядка, в качестве основания для разработки образовательных программ педагогических университетов, курсов повышения квалификации, методических пособий.
Диссертация [*.pdf, 1.68 Мб] (дата размещения 8/27/2021)
Резюме [*.pdf, 462.96 Кб] (дата размещения 8/27/2021)
Summary [*.pdf, 307.96 Кб] (дата размещения 8/27/2021)

Разработка и валидизация русскоязычной версии инструмента международного сравнительного исследования навыков учащихся на входе в школу и их прогресса за первый учебный год: проблемы адаптации и локализацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/9/2021
Диссертация посвящена процессу разработки и валидизации русскоязычной версии международного инструмента iPIPS. В работе анализируются вызовы, с которыми сталкиваются международные сравнительные исследования, и в частности, исследования, ориентированные на детей младшего школьного возраста. На примере международного проекта iPIPS описываются возникшие проблемы проведения адаптации и локализации частей инструмента по чтению и математике, а также их решения. Кроме того, в данной работе обсуждаются возможности разведывательного сопоставительного исследования результатов стартовой диагностики первоклассников и их прогресса за первый год обучения по чтению и математике, полученных с помощью оригинальной английской версии и впервые для проекта iPIPS неанглоязычной версии инструмента. Для решения задач эмпирической части исследования использованы данные проекта iPIPS для двух стран Великобритании и России (нескольких регионов и за несколько лет). Методология работы основана на Раш-подходе к измерениям. Основные результаты работы отражены в 4 научных публикациях. Комплекс мероприятий, проведенных в ходе исследования, позволил валидизировать использование и интерпретацию результатов оценивания, полученных с помощью русскоязычной версии инструмента iPIPS для чтения и математики. Применение изложенной в работе методологии позволило обеспечить сопоставимость результатов оценивания для двух языковых версий инструмента.
Диссертация [*.pdf, 5.73 Мб] (дата размещения 7/9/2021)
Резюме [*.pdf, 373.02 Кб] (дата размещения 7/9/2021)
Summary [*.pdf, 222.61 Кб] (дата размещения 7/9/2021)

Взаимосвязь студенческой вовлеченности и образовательных результатов студентов российских университетовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/8/2021
Диссертация посвящена изучению того, как разные формы студенческой вовлеченности, а именно: учебная и внеучебная вовлеченность студентов российских вузов, связаны с развитием навыков критического мышления и работы в команде, а также завершением образовательной программы на уровне бакалавриата в нормативный срок 4 года. Результаты исследования показали, что учебная и внеучебная вовлеченность студентов положительно связана с развитием навыков критического мышления и командной работы. В то время как учебная невовлеченность студентов – нарушение учебных требований (невыполнение заданий, пропуск занятий) – является ключевым барьером для завершения образовательной программы в установленный срок для студентов российских университетов. В тоже время характер учебной вовлеченности студентов российских и американских студентов различается. Российские студенты тратят значительно бОльшую долю времени на посещение занятий и выполнение заданий по сравнению с американскими студентами. В свою очередь, внеучебная деятельность в текущем формате слабо связана с формированием образовательных результатов российских студентов. Полученные результаты имеют важное значение для понимания того, как российские университеты организуют и структурируют образовательный опыт студентов.
Диссертация [*.pdf, 4.64 Мб] (дата размещения 7/5/2021)
Резюме [*.pdf, 749.22 Кб] (дата размещения 7/5/2021)
Summary [*.pdf, 710.72 Кб] (дата размещения 7/5/2021)

Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторыКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
5/20/2021
Диссертация посвящена изучению факторов академического мошенничества – списывания и плагиата – среди студентов российских вузов. Эмпирической основой исследования являются данные опросов студентов и преподавателей российских вузов (в частности, лонгитюдные и репрезентативные по России). Результаты исследования указывают на широкую распространенность практик академического мошенничества среди студентов, а также обнаруживают тенденцию к увеличению терпимости студентов к данным практикам в процессе обучения. Большинство преподавателей терпимо относятся к академическому мошенничеству, предпочитая мягкие формы наказания, ограничиваясь, например, устным замечанием. При этом, исследование подтверждает гипотезу о том, что менее строгие наказания со стороны преподавателей повышают шансы академического мошенничества студентов и способствует формированию более терпимого отношения студентов к списыванию. Более высокие риски академического мошенничества характерны для студентов, убежденных, что эти практики распространены среди их одногруппников. Внутренняя учебная мотивация студентов (интерес к обучению) не является сдерживающим фактором академического мошенничества, если среди однокурсников высокая распространенность академического мошенничества, а угроза обнаружения и наказания воспринимается как низкая.
Диссертация [*.pdf, 6.00 Мб] (дата размещения 3/19/2021)
Резюме [*.pdf, 800.50 Кб] (дата размещения 3/19/2021)
Summary [*.pdf, 769.48 Кб] (дата размещения 3/19/2021)

Роль студентов в слияниях и поглощениях университетовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/16/2020
Диссертация посвящена роли студентов как особой группы в слияниях и поглощениях отечественных университетов. В ходе нескольких этапов качественного исследования было показано, что в ситуации слияний и поглощений университетов студенты находятся в ситуации невовлеченности, неинформированности и отсутствия голоса; слияния как радикальные организационные изменения создают неопределенность, а при невыстроенной политике коммуникации со студентами усиливают чувство несправедливости и небезопасности, актуализацию дихотомии «мы-они». В качестве основного результата слияний и поглощений университетов студенты видят не расширение образовательных траекторий, а возможность получить, потерять или перераспределить ценные ресурсы университета. Для студентов как для группы важны не официальные волны и сценарии реорганизации, а коммуникация и сценарий репрезентации, формулирования новой организационной идентичности объединенного университета.
Диссертация [*.pdf, 1.29 Мб] (дата размещения 10/16/2020)
Резюме [*.pdf, 513.80 Кб] (дата размещения 10/16/2020)
Summary [*.pdf, 257.80 Кб] (дата размещения 10/16/2020)

Эффективность региональных сетей организаций высшего образования в условиях конкуренцииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/10/2020
Целью исследования является анализ связи эффективности региональных сетей организаций высшего образования и уровня внутрирегиональной конкуренции в высшем образовании. В первой главе вводится понятие региональных сетей организаций высшего образования как совокупности организаций высшего образования, локализованных в пределах субъектов РФ. Далее предлагается модель оценки эффективности региональных сетей организаций высшего образования с точки зрения государственного управления (с применением метода оболочечного анализа). В результате исследования установлена связь между уровнем внутрирегиональной конкуренции и эффективностью региональных сетей высшего образования. Результаты анализа могут быть использованы при разработке мер государственной политики в РФ в контексте развития конкуренции, направленных на повышение эффективности региональных сетей организаций высшего образования.
Диссертация [*.pdf, 3.19 Мб] (дата размещения 10/9/2020)
Резюме [*.pdf, 1.02 Мб] (дата размещения 10/9/2020)
Summary [*.pdf, 880.55 Кб] (дата размещения 10/9/2020)

Методология измерения родительской вовлеченности в образование детейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
11/12/2020
Исследование посвящено методологии измерения родительской вовлеченности в образование детей в дошкольный период и в начальной школе. В первой части исследования показано, как меняли фокус исследования родительской вовлеченности с 1960-х гг. Описаны типичные трудности, с которыми исследователи сталкивались на этапе измерения (разработки и анализа качества опросников) родительской вовлеченности. В работе представлен процесс многократной доработки опросника дошкольной родительской вовлеченности, адаптированного на основе контекстных анкет международных исследований PIRLS-TIMSS 2011, а также описана принципиально новая методология разработки опросников для оценивания сложных конструктов - сценарный подход, основанный на принципах Раш измерений и теории фасетов Л. Гатмэна. Показано, что сценарный опросник обладает отличными психометрическими свойствами и стабильностью результатов и может быть использован в исследовательской практике и для решения прикладных задач
Диссертация [*.pdf, 1.34 Мб] (дата размещения 9/11/2020)
Резюме [*.pdf, 372.55 Кб] (дата размещения 9/11/2020)
Summary [*.pdf, 322.56 Кб] (дата размещения 9/11/2020)

Взаимосвязь трудовой деятельности и отсева в российской аспирантуреКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/12/2020
Диссертация посвящена изучению связи трудоустройства во время обучения в аспирантуре с процессом и результатами обучения. В работе были изучены ключевые трудности, с которыми сталкиваются аспиранты в ходе обучения, выделены потенциальные факторы отсева аспирантов, а также определена роль трудоустройства и его характеристик в процессе отсева. Результаты исследования показали, что совмещение учёбы в аспирантуре с работой вносит вклад как в процесс обучения, так и в отсев, негативно сказываясь на шансах аспиранта защититься. При этом важнейшими параметрами совмещения учебы с работой являются место трудоустройства и занимаемая позиция.
Диссертация [*.pdf, 6.45 Мб] (дата размещения 8/11/2020)
Резюме [*.pdf, 468.61 Кб] (дата размещения 8/11/2020)
Summary [*.pdf, 517.66 Кб] (дата размещения 8/11/2020)

Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/8/2020
Целью диссертационного исследования является выявление и описание типов родительской вовлеченности в образование детей. Существующие модели взаимодействия участников образовательного процесса перестают адекватно отражать реалии сегодняшнего дня (распространение нешкольных форм получения образования, рост и различные варианты участия родителей и других членов семьи в образовании ребенка и пр.) и требуют пересмотра описательных схем. Необходимо искать новые модели описания участия родителей в образовании их детей. Диссертационная работа ставит эту проблему, предлагает модель для изучения родительской вовлеченности, которая опирается на концепт власти-знания М. Фуко, описывает насколько школа учитывает и готова к запросам и новым позициям родителей в образовательной системе, формулирует характеристики разных групп родителей по степени и качеству их вовлеченности в образование ребенка.
Диссертация [*.pdf, 2.27 Мб] (дата размещения 8/7/2020)
Резюме [*.pdf, 359.87 Кб] (дата размещения 8/7/2020)
Summary [*.pdf, 299.90 Кб] (дата размещения 8/7/2020)

Внутренние факторы экспортной деятельности российских вузовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
12/18/2019
Результаты исследования отражают состояние международной составляющей образовательной деятельности российских вузов, проанализированное на основе общедоступных статистических и отчетных данных вузов, и содержат актуальные эмпирические данные об экспортной деятельности российских вузов за последние несколько лет. В диссертации определены внутренние факторы, взаимосвязанные с результатами экспортной деятельности вузов, исследованы эти взаимосвязи на основе эконометрического анализа количественных показателей вузов и разработаны рекомендации по совершенствованию стратегий развития экспорта образовательных услуг в российских вузах.
Диссертация [*.pdf, 1.76 Мб] (дата размещения 10/16/2019)
Резюме [*.pdf, 636.80 Кб] (дата размещения 10/16/2019)
Summary [*.pdf, 626.11 Кб] (дата размещения 10/16/2019)