• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 9 из 9

Факторы центробежных тенденций в регионалистских государствах ЕС (на примере Испании)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям
Дата защиты:
9/5/2023
В настоящее время проблема усиления националистических настроений и партий, поддержки идеи независимости получила широкое распространение в современном мире. Центробежные тенденции укрепляются, а опасность потери национальным государством определяющего влияния на процесс выработки и принятия решений стала вполне реальной в случае с Соединенным Королевством, Бельгией и особенно Испанией. Риск распространения «эффекта домино» в отношении ряда регионов Европейского союза, в которых сильны националистические настроения, стал вполне реальным. Националистические партии в Стране Басков, Каталонии и Галисии стали более популярными, о чем свидетельствуют результаты общих и региональных выборов с начала 2010-х гг. Отношения между центром в лице Мадрида и «автономными сообществами» («Сomunidades Autónomas»), которые в своей совокупности образуют «государство автономий», прежде всего с относительно благополучными в социально-экономическом плане Страной Басков, Каталонией, характеризуются напряженностью и уже успели превратиться в системную проблему. При этом несмотря на то, что в соответствии со ст. 145 Конституции Испании прямо запрещается федеративное устройство, по существу, она приблизились к данному территориально-политическому устройству. Вопрос об эффективности существующей структуры Испании сегодня приобретает первостепенную важность в рамках дискуссий о будущем «государства автономий».
Диссертация [*.pdf, 2.77 Мб] (дата размещения 6/30/2023)
Резюме [*.pdf, 821.68 Кб] (дата размещения 6/30/2023)
Summary [*.pdf, 478.38 Кб] (дата размещения 6/30/2023)

Конституционно-правовые механизмы разрешения этнолингвистического конфликта в БельгииКандидатская диссертация

Соискатель:
Демешева Юлиана Васильевна
Руководитель:
Шаблинский Илья Георгиевич
Оппоненты:
Евдокимов Вячеслав Борисович, Тарасова Екатерина Павловна
Дисс. совет:
Д 212.048.04 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
3/22/2016
В диссертационной работе исследованы традиционные и новые конституционно-правовые механизмы разрешения длящегося этнолингвистического конфликта в Бельгии; определены их особенности; проведено разграничение конституционно-правовых регуляторов и иных факторов, создающих благоприятные условия для действия правовых механизмов; проанализированы причины и этапы бельгийского этнолингвистического конфликта и этапы его конституционно-правового разрешения. В результате исследования в научный оборот введено понятие бельгийский «семипалатный Парламент», раскрыто правовое содержание понятия «временное изменение жесткости Конституции». В диссертации впервые структурирована сложная и нестандартная система органов законодательной власти Бельгии, систематизированы основные валлонские и фламандские политические партии, представлены наглядные схемы разделения языковых зон и спорных территорий, провоцирующих обострение этнолингвистического конфликта. Примененный в исследовании междисциплинарный подход позволил расширить область исследования, объединить полученные ранее результаты политологических и юридических научных работ и впервые оценить эффективность конституционно-правовых регуляторов с учетом актуальной политической ситуации в Бельгии. Решенные в исследовании задачи были направлены на достижение общей цели: на примере Бельгии выявить и проанализировать эффективные конституционно-правовые механизмы мирного разрешения длящегося этнолингвистического конфликта в многонациональном государстве.

Объявление о защите (дата размещения 18.01.2016):
защита диссертации состоится 22 марта 2016 г. в 16:00 по адресу: г. Москва,  Б. Трехсвятительский пер., д. 3 в зале заседаний Диссертационного совета
Диссертация [*.pdf, 1.64 Мб] (дата размещения 11/20/2015)
Автореферат [*.pdf, 168.85 Кб] (дата размещения 1/18/2016)

Защита прав человека в праве европейского союза: институциональный аспектКандидатская диссертация

Соискатель:
Воскресенская Лилия Александровна
Руководитель:
Артамонова Ольга Феликсовна
Оппоненты:
Бирюков Михаил Михайлович, Алисиевич Екатерина Сергеевна
Дата защиты:
10/26/2012
Данная работа представляет собой попытку всестороннего изучения правовой базы в области защиты прав человека в Европейском Союзе и ее соответствие современным потребностям защиты прав человека в европейском регионе. В работе изложены положения, характеризующие проблемы, возникающие в процессе  правоприменительной практики некоторых институтов и органов ЕС, предложены пути повышения эффективности их деятельности; обозначены причины проблематики существования в ЕС двух обязательных каталогов прав человека: ЕКПЧ и Хартии основных прав ЕС; определены место и роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в праве ЕС; выявлена коллизия правоприменительной практики Суда ЕС и Европейского суда по правам человека в части толкования норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предложены пути решения; показаны проблемы, связанные с присоединением ЕС к ЕКПЧ в рамках Протокола № 14.В ходе диссертационного исследования также были сделаны выводы, высказаны предложения и рекомендации, направленные на совершенствование системы защиты прав человека в Европейском Союзе и взаимодействия Суда ЕС и Европейского суда по правам человека при применении Конвенции о защите прав человека и основных свобод.Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе защиты прав человека в правовой системе Европейского Союза, и взаимодействие институтов и органов Европейского Союза с Советом Европы и Европейским судом по правам человека в контексте защиты прав человека в ЕС.Предмет диссертационного исследования составили нормы права в области защиты прав человека в Европейском Союзе и их соответствие современным потребностям защиты прав человека в европейском регионе.Цель настоящего исследования  заключа­ется во всестороннем изучении состояния правовой базы в области защиты прав человека в Европейском Союзе, установлении ее соответствия современным механизмам и тенденциям развития института защиты прав человека в праве Европейского Союза и современным стандартам защиты прав человека в европейском регионе.
Автореферат [*.pdf, 237.89 Кб]

«Разрыв ценностей» в политическом диалоге Россия – Европейский союз (1994 – 2010)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Ярошенко Любовь Анатольевна
Оппоненты:
Рыжков Владимир Александрович, Барабанов Олег Николаевич
Дата защиты:
11/23/2011
Необходимость приверженности «общим ценностям» как основы реализации успешного сотрудничества – тезис, проявляющийся в большей или меньшей степени в дискурсе официальных политических лиц на протяжении всего периода взаимоотношений России и Европейского союза (Евросоюза), особенно с начала 1990-х гг. При этом в качестве «общих ценностей» выступают «европейские ценности», прошедшие в своем развитии несколько исторических этапов и представляющие крайне динамичную и  трудно определяемую категорию. Евросоюз, в силу тех изменений, которые происходили в системе международных отношений на протяжении XX века, фактически монополизировал право символизировать Европу и то, с чем ассоциировалась европейская система ценностей: основные права и свободы человека, либерализм в экономике и политике, равноправие всех перед законом и верховенство закона. На разных этапах своего исторического развития Россия по-разному решала вопрос о взаимоотношениях собственной системы ценностей с системой ценностей, объединяющей в единое целое западноевропейские государства. Периоды относительного сближения с европейской системой ценностей, сменялись периодами значительного удаления от нее, при этом обе системы ценностей оказывались чрезвычайно подвижными. Фактически любое текущее сравнение европейской системы ценностей и системы ценностей России не может происходить без учета исторического динамизма содержания категории «ценность», и в случае Европы вне России, и в случае самой России. Интерпретация значения тезиса о необходимости приверженности «общим ценностям» в политическом диалоге России и Евросоюза требует понимания исторической эволюции содержания категорий «европейские ценности» и «ценности России», определения ключевых точек их относительного сближения и удаления. В начале 1990-х гг. воспринимая Европу в лице Евросоюза в качестве интеллектуального и экономического лидера, Россия добровольно согласилась на политико-правовой формат взаимоотношений, в рамках которого приверженность «общим ценностям» воспринималась как условие существования политического диалога  и сотрудничества с Евросоюзом в целом. Со временем подобный подход выявил множество проблем. Категория «общие ценности» постепенно превратилась в инструмент нагнетания напряжения между Россией и Евросоюзом в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. Отсутствуют четкие критерии соблюдения категории «общие ценности». Существует различная интерпретация ее содержания, различное понимание место и роли, которые закрепляют Россия и Евросоюз за данной категорией. Все эти факты делают дискуссию о сближении или разрыве систем ценностей России и Евросоюза особенно острой. Нередко она используется в качестве фактора, объясняющего неудачи в сотрудничестве России и Евросоюза по направлениям, не связанным с реализацией политического диалога. В связи с этим для дальнейшего сотрудничества России и Евросоюза особенно важным представляется провести комплексный сравнительный анализ подходов сторон к определению содержания, места и роли категории «общие ценности» в рамках политического диалога. В то же время противоречивая история диалога об «общих ценностях» между Россией и Евросоюзом требует также предварительного рассмотрения процесса становления и развития системы европейских ценностей и ценностей России, выявления общих и отличительных черт. Подобный сравнительно-исторический анализ позволяет оценить контекст, на фоне которого происходит современный диалог России и Евросоюза об «общих ценностях» и глубже объяснить возможные причины трудностей данного диалога. Актуальность исследуемой темы, безусловно, определяется также задачами внутреннего развития России, которые были поставлены российским политическим руководством, а именно модернизацией различных сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной.  В России присутствует определенное осознание того, что вопрос укрепления условно «европейской» составляющей ее системы ценностей – это, в первую очередь, вопрос ее дальнейшего внутреннего развития, а также внешнеполитической и внешнеэкономической конкурентоспособности. В тоже время, подход, связанный с оценочными суждениями относительно степени прогресса России на данном направлении, по опыту 1990-х гг., вызывает отторжение и неприятие. Объектом данного исследования  выступает политический диалог России и Евросоюза, определенный в рамках первого двустороннего юридического документа, СПС (1994), как процесс, направленный на сближение позиций сторон по международным вопросам и на сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека. Предметом исследования  является место и роль категории «общие ценности» в политическом диалоге России и Евросоюза. Автора диссертации интересует, прежде всего, то, как каждая из сторон определяла содержание категории «общие ценности» и одинаково ли значимой являлась данная категория при реализации политического диалога для России и для Евросоюза.  Выделяется в качестве дополнительного предмета исследования содержание категорий «европейские ценности» и «ценности России» в их сравнительно-исторической ретроспективе. Данный сравнительно-исторический анализ предваряет исследование места и роли категории «общие ценности» в политическом диалоге России и Евросоюза. Он позволяет  более широко взглянуть на дискуссию об «общих ценностях» между Россией и Евросоюзом с точки зрения того, имеют ли ценности России и Евросоюза, декларируемые в качестве «общих», единые исторические корни. Выявление исторических этапов сближения и расхождения европейской системы ценностей и системы ценностей России, а также причин этого в прошлом, дает возможность для проведения исторических параллелей и более четкого объяснения современных позиций России и Евросоюза по поводу содержания, места и роли категории «общие ценности» в рамках политического диалога. Появление дополнительного предмета исследования находит свое отражение в обзоре степени разработанности темы в литературе и в самой структуре диссертационного исследова-ния. Целью  диссертационного исследования является комплексный анализ формулирования содержания категории «общие ценности» в политическом диалоге России и Евросоюза, места и роли данной категории в процессе развития взаимоотношений России и Евросоюза, а также места и содержания понятия «общие ценности» в рамках текущего состояния политического диалога. 
Автореферат [*.pdf, 363.57 Кб]

Корпоративнаясоциальная ответственность в современной России: опыт и перспективы развитияКандидатская диссертация

Соискатель:
Яровой Александр Ильич
Оппоненты:
Гусев Александр Анатольевич, Егоров Валерий Кузьмич
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
10/26/2010
Современное общество живет в условиях острых социальных, экономических и экологических проблем. Поскольку крупный бизнес оказывает существенное влияние на развитие общества и в его руках сосредоточены значительные финансовые и материальные ресурсы, все большее значение приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО), отражающая добросовестное ведение бизнеса и его добровольное участие в улучшении жизни общества. Хотя КСО является частной инициативой, существенное развитие она получает за счет стимулирования со стороны представителей гражданского общества и власти. В России такая система стимулирования КСО не сформировалась, несмотря на то что ведение дел представителями крупного бизнеса, конфликтующее с интересами общества и государства, стало обращать на себя внимание еще в 1990-х гг. В результате в отличие от стран Европейского союза, крупный российский бизнес окреп в экономическом аспекте, но не в социальном, а сами возможности развития и распространения КСО существенно ограничены до сих пор. Цель диссертации - определить перспективы развития в России корпоративной социальной ответственности, проанализировав причины ее недостаточного распространения и условия реализации на современном этапе. Для этого, в силу новизны КСО как области научного исследования, необходимо решение ряда теоретических вопросов, способных помочь осмыслению опыта и перспектив КСО и лежащих, как правило, на стыке научных дисциплин. Особое внимание обращает на себя вопрос институционального анализа КСО, без которого, в частности, трудно провести исчерпывающее исследование причин стремительного развития социальной ответственности бизнеса в одних странах и замедленного в других. Недостаточно исследована и такая тема, как предпосылки, возможности и последствия участия институтов власти в стимулировании КСО, крайне актуальная для регионов, где ее развитие замедлено. В связи с этим, объектом исследования является КСО в теории и практике взаимодействия бизнеса и власти, а предметом - политическая институализация социальной ответственности бизнеса в России.  
Автореферат [*.pdf, 260.87 Кб]

"Свобода предоставления услуг в Европейском Союзе: правовой аспект"Кандидатская диссертация

Руководитель:
Юмашев Юрий Михайлович
Оппоненты:
Энтин Марк Львович, Прокопьев Евгений Вячеславович
Дата защиты:
5/28/2010
В современных условиях формирования взаимосвязанного и целостного мира все большее значение приобретают региональные интеграционные процессы. Наиболее интенсивно они происходят в рамках Европейского Союза, который за годы своего существования превратился в один из важнейших субъектов мирового экономического и политического развития. На территории всего Европейского Союза услуги составляют от 60 до 70 % экономической деятельности государств-членов. Европейский Союз (далее ЕС) обладает наиболее разработанным механизмом правового регулирования предоставления услуг. Достаточно высокий уровень либерализации услуг был достигнут благодаря, с одной стороны, созданию внутреннего рынка, а, с другой, институциональной системе наднационального характера. Успехи европейской интеграции во
многом определены правом ЕС, которое представляет собой уникальный политико-правовой феномен и формирует эффективные организационно- правовые средства для достижения поставленных перед Союзом целей. Особую привлекательность изучению права ЕС придает его динамичность, процесс постоянного развития права ЕС свидетельствует о непрерывности поиска новых и эволюции уже применяемых форм и методов взаимодействия государств-членов ЕС. Опыт строительства ЕС уникален в своем роде и, безусловно, заслуживает внимания со стороны правоведов. Свобода предоставления услуг является одной из основных свобод наряду со свободами движения лиц, товаров и капиталов, предусмотренных Римским договором 1957 года и реализуемых благодаря созданию единого внутреннего рынка ЕС. Понятие «услуги» наравне с другими объектами свободного перемещения является одним из ключевых понятий внутреннего рынка. Четкое и всеобъемлющее определение понятия «услуги» является необходимым элементом правового регулирования свободы предоставления услуг, в частности, для разграничения сферы действия свободы предоставления услуг и
других основных свобод. Но определение услуги четко не сформулировано ни в Договоре о функционировании Европейского Союза, ни в актах вторичного права, ни в судебной практике.Объектом диссертационного исследования являются межгосударственные отношения, возникающие в процессе реализации права Европейского Союза, касающегося свободы предоставления услуг. Предметом диссертационного исследования является правовое регулирование свободы предоставления услуг в Европейском Союзе. Особое внимание уделяется исследованию особенностей правового регулирования. Целью диссертационного исследования является выявление особенностей, тенденций и эффективности правового регулирования предоставления услуг, его влияния на либерализацию движения услуг в Европейском Союзе.
Автореферат [*.pdf, 185.05 Кб]

Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского СоюзаКандидатская диссертация

Соискатель:
Королев Евгений Александрович
Оппоненты:
Туровский Ростислав Феликсович, Егоров Валерий Кузьмич
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
3/3/2009
Проблема взаимодействия бизнеса и власти охватывает не только вопросы лоббистской деятельности бизнеса, но и деятельности властей по выстраиванию отношений с бизнесом в своих интересах. Если лоббистская деятельность бизнеса подразумевает одностороннее влияние на власть, то взаимодействие является двусторонним процессом влияния бизнеса и власти друг на друга, в силу чего его изучение носит более разносторонний характер. Кроме того, изучение взаимодействия бизнеса и власти позволяет оценить разнообразные формы их сотрудничества с точки зрения продуктивности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в России отсутствует устойчивая система цивилизованных развитых взаимоотношений бизнеса и власти. Поэтому изучение европейского опыта функционирования такой системы позволит выявить эффективные механизмы взаимодействия бизнеса и власти, которые могут быть использованы в российской политической практике. Исследование процесса взаимодействия бизнеса и власти на примере общеевропейских и национальных институтов власти Европейского Союза (ЕС) позволяет проанализировать механизмы взаимодействия на разных уровнях. Это дает возможность выделить как универсальные эффективные технологии взаимодействия, так и технологии взаимодействия, эффективные только в условиях определенной политико-правовой и социально-экономической среды. На этом основании могут быть усовершенствованы механизмы взаимодействия бизнеса и власти в России.Целью диссертационного исследования является выявление эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе, понимание которых поможет представителям отечественного бизнеса в защите их европейских интересов. Исследование также нацелено на обнаружение эффективных механизмов взаимодействия, которые могут быть использованы в российской политической практике. Объектом исследования выступают существующие отношения между представителями бизнес-сообщества (корпорациями, национальными ассоциациями бизнеса, европейскими федерациями бизнеса) и политическими институтами Европейского Союза. Предметом исследования являются принципы и методы взаимодействия бизнеса и власти.
Автореферат [*.pdf, 198.69 Кб]

Факторы формирования политики Великобритании в  отношении ЕСКандидатская диссертация

Соискатель:
Морозов Артемий Михайлович
Руководитель:
Носов Михаил Григорьевич
Оппоненты:
Перегудов Сергей Петрович, Потёмкина О.Ю.
Дата защиты:
10/29/2008
Европейский Союз – один из двух основных экономических центров современного мира. ЕС уже находится в числе главных факторов мировой политики, несмотря на трудности согласования позиций 27 государств-членов. Вполне вероятно, что в перспективе Союз сможет конкурировать с США не только в экономической, но и в политической сфере, а также, возможно, и в военной. Можно утверждать, что развитие ЕС в ближайшие десятилетия будет определять расстановку сил на мировой сцене. Европейский Союз – образование, уникальное в мировой истории. Балансируя между идеализмом приверженцев идеи создания европейской федерации (Соединённых Штатов Европы) и прагматизмом сторонников ограничения интеграции сферой экономики (общий рынок) с середины XX века, объединение европейских государств эволюционировало в гибридную межправительственную и одновременно наднациональную организацию, претендующую на ведущую роль в мировых делах, но постоянно наталкивающуюся на сопротивление отдельных её членов. Одним из таких государств традиционно является Великобритания, часто выступающая в роли «неудобного партнёра» в ЕС. Своими проблемами в отношениях с единой Европой Британия обязана целой группе исторических, культурных, экономических и политических факторов. В то же время, Британия зачастую выступала в качестве своеобразного индикатора зарождающихся проблем ЕС, болезненно реагируя на неоднозначные инициативы. Таким образом, анализ участия Соединённого Королевства в деятельности европейского объединения позволит оценить перспективы союза 27 стран, а также выявить специфику британской внешней политики.Цель исследования – выявить и объединить в систему комплекс факторов, воздействующих на формирование европейской политики Великобритании, объяснить специфику британского подхода к проблемам Европейского Союза.  Объектом исследования является политика Великобритании в ЕС, предметом исследования выступают факторы формирования европейской политики Великобритании. 
Автореферат [*.pdf, 436.60 Кб]

Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском СоюзеДокторская диссертация

Оппоненты:
Костин А.И., Шабров Олег Федорович, Медведев Н.П.
Дата защиты:
12/28/2006
Политика Европейского Союза в сфере образования является одним из главных приоритетов, влияющих на все сферы общественной жизни и определяющих во многом вектор европейской интеграции в целом. В рамках исследования был проведен политико-правовой анализ основных направлений и тенденций, нормативной базы развития сотрудничества в сфере образования в Европейском экономическом сообществе и с ноября 1993 года в Европейском союзе. Россия присоединилась к процессу формирования общеевропейского пространства высшего образования в 2003 году на этапе, когда в Европе накоплен практически пятидесятилетний опыт сотрудничества в сфере образования. В этой связи актуальность и практическую значимость представляет анализ основных движущих сил и этапов; выбора принципов и подходов к осуществлению сотрудничества; факторов успеха и основных закономерностей развития образовательного сотрудничества. Основная цель данной работы - комплексное исследование нормативных основ, методов и инструментов кооперации стран-членов ЕС в сфере образовательной политики и выявление основных закономерностей развития образовательного сотрудничества и их взаимосвязи с процессом европейской интеграции. Объектом исследования является процесс формирования и развития модели общей политики в сфере образования в ЕС. Предметом исследования являются исторические, политические и нормативные основы сотрудничества в сфере образования государств-членов Европейского союза, а также основные методы кооперации в сфере образования в Европе в целом.
Автореферат [*.pdf, 306.57 Кб]