• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 2 из 2

Сетевой анализ факторов социального признания и исключения в среде подростков.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
10/30/2018
В диссертационной работе представлены результаты исследования взаимосвязи популярности и социального исключения с поведением и установками подростков на индивидуальном и на групповом уровне. Популярность и социальное исключение определялись через позицию, занимаемую подростком в структуре дружеских и негативных отношений. Анализировались дружеские и негативные сети 12000 учеников из 200 школ Санкт-Петербурга и Московской области, и лонгитюдные сетевые данные по 320 ученикам трех техникумов\колледжей Санкт-Петербурга. Выявлено, что подростки придают большое значение академическому успеху:  хорошая учеба и положительное отношение к образованию связаны с высоким социальным статусом; плохие оценки и антишкольные установки – с социальным исключением и маргинализацией. В зависимости от образовательной мотивации группы за высокую успеваемость подростки могут либо приобрести либо потерять высокий социальный статус. Негативные связи образуются между подростками с разным уровнем успеваемости и чувства принадлежности к школе.  Выявлено, что школьники-представители этнического меньшинства не подвергаются социальному исключению и дискриминации со стороны большинства. Определено, что буллинг также является фактором, обуславливающим структуру дружеских отношений: агрессоры получают социальное признание, их жертвы маргинализуются сверстниками. На лонгитюдных данных выявлено влияние рискового поведения и образовательной вовлеченности на структуру дружеских сетей подростков.
Диссертация [*.pdf, 2.75 Мб] (дата размещения 8/28/2018)
Резюме [*.pdf, 280.76 Кб] (дата размещения 8/28/2018)
Summary [*.pdf, 204.10 Кб] (дата размещения 8/28/2018)

Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы школьников (на примере школ Санкт-Петербурга и Московской области)Кандидатская диссертация

Оппоненты:
Чередниченко Галина Анатольевна, Власова Татьяна Анатольевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
5/19/2017
В диссертационной работе представлены результаты комплексного изучения эффекта социального окружения на образовательные успехи и планы учащихся девятых классов из школ Санкт-Петербурга и Московской области. Показано, что социальное происхождение остается ключевым фактором для формирования успехов и планов школьников, но социальное окружение может либо усилить этот эффект, либо изменить его. Описаны пути влияния на академические успехи и планы школьника статуса его семьи, достижений и притязаний друзей ученика, типа внеклассной деятельности, в которую он вовлечен, а также мотивации и уверенности в своих силах. Различение в моделях статуса мигранта и этнического меньшинства позволило обнаружить эффект «мигрантского оптимизма» при отсутствии влияния на успехи этнического статуса. Выявлено четкое различие между путями влияния на планы школьников родительского статуса и социального окружения; продемонстрировано, что стремление ученика быть похожим на друзей может вести в том числе к планам на получение более низкого образования, чем родительское.

Объявление о защите (дата размещения 17.03.2017):
защита диссертации состоится 19 мая 2017 г. в 16:00 по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 309.
Диссертация [*.pdf, 1.87 Мб] (дата размещения 2/22/2017)
Автореферат [*.pdf, 394.35 Кб] (дата размещения 3/17/2017)