• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 9 из 9

Оценка институциональной эффективности и продуктивности университетов в контексте воздействия реформ российской системы высшего образованияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководители
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/30/2023
Диссертация нацелена на восполнение существующих исследовательских пробелов и оценку влияния различных механизмов регулирования высшего образования на производственную функцию университетов – их результативность, эффективность и продуктивность – на примере российской системы высшего образования. Диссертация вносит актуализирует академическую и практическую дискуссию о политике NPM и возможностях государства по преобразованию производственных функций университетов. Данное исследование вносит вклад в понимание университетов как сложных экономических организаций с производственной функцией, которая может быть подвержена изменениям путем изменения среды стимулов и ограничений. Хотя исследование не рассматривает политико-экономическое обоснование принятия политики NPM во всем мире и в России, оно поднимает проблему экономического обоснования такого регулирования, устраняя исследовательские пробелы фрагментарных свидетельств в данной области и изучая эффекты нескольких типов регулирования результативности деятельности университетов. Новизна данной диссертации обусловлена комплексностью анализа интервенций за счет использования общего эмпирического материала, как с точки зрения контекста регулирования, так и с точки зрения используемых данных.
Диссертация [*.pdf, 39.91 Мб] (дата размещения 8/30/2023)
Резюме [*.pdf, 1.27 Мб] (дата размещения 8/30/2023)
Summary [*.pdf, 937.24 Кб] (дата размещения 8/30/2023)

Ассортативность браков по уровню образования: виды, динамика и вклад в неравенство доходовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по экономике
Дата защиты:
9/26/2023
Диссертационное исследование анализирует основные закономерности в неслучайном формировании пар (ассортативность браков) по уровню образования для населения России в целом и для его отдельных групп. Подробно рассматривается вопрос о факторах, определяющих механизм формирования пар по уровню образования. Здесь особое внимание уделяется эффекту образования: сперва оценивается вклад изменений в образовательной структуре населения, затем проводится эконометрический анализ влияния образования на брачный выбор с учетом демографической и образовательной динамики региональных брачных рынков. В работе также исследуется влияние ассортативности браков по уровню образования на уровень и эволюцию неравенства семейных доходов. Полученные результаты говорят о том, что в 1995–2020 гг. самым распространенным видом брака были пары с одинаковым уровнем образования, хотя доля таких пар снизилась в исследуемый период. Усиление образовательного несоответствия партнеров происходило за счет роста доли союзов, в которых муж имеет более низкий уровень образования. Выявлено, что изменения в образовательном составе населения являлись главным драйвером изменений в ассортативности браков по уровню образования. С помощью мультиномиальной логистической регрессии установлено, что образовательные характеристики региональных брачных рынков слабо коррелируют с брачным статусом россиян, но оказывают значимое воздействие на ассортативность браков по уровню образования. Декомпозиционный метод позволил выяснить, что в России образовательная ассортативность является фактором, усугубляющим неравенство.
Диссертация [*.pdf, 1.92 Мб] (дата размещения 7/6/2023)
Резюме [*.pdf, 306.21 Кб] (дата размещения 7/6/2023)
Summary [*.pdf, 227.23 Кб] (дата размещения 7/6/2023)

Взаимосвязь студенческой вовлеченности и образовательных результатов студентов российских университетовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Чириков Игорь Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/8/2021
Диссертация посвящена изучению того, как разные формы студенческой вовлеченности, а именно: учебная и внеучебная вовлеченность студентов российских вузов, связаны с развитием навыков критического мышления и работы в команде, а также завершением образовательной программы на уровне бакалавриата в нормативный срок 4 года. Результаты исследования показали, что учебная и внеучебная вовлеченность студентов положительно связана с развитием навыков критического мышления и командной работы. В то время как учебная невовлеченность студентов – нарушение учебных требований (невыполнение заданий, пропуск занятий) – является ключевым барьером для завершения образовательной программы в установленный срок для студентов российских университетов. В тоже время характер учебной вовлеченности студентов российских и американских студентов различается. Российские студенты тратят значительно бОльшую долю времени на посещение занятий и выполнение заданий по сравнению с американскими студентами. В свою очередь, внеучебная деятельность в текущем формате слабо связана с формированием образовательных результатов российских студентов. Полученные результаты имеют важное значение для понимания того, как российские университеты организуют и структурируют образовательный опыт студентов.
Диссертация [*.pdf, 4.64 Мб] (дата размещения 7/5/2021)
Резюме [*.pdf, 749.22 Кб] (дата размещения 7/5/2021)
Summary [*.pdf, 710.72 Кб] (дата размещения 7/5/2021)

Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторыКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Чириков Игорь Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
5/20/2021
Диссертация посвящена изучению факторов академического мошенничества – списывания и плагиата – среди студентов российских вузов. Эмпирической основой исследования являются данные опросов студентов и преподавателей российских вузов (в частности, лонгитюдные и репрезентативные по России). Результаты исследования указывают на широкую распространенность практик академического мошенничества среди студентов, а также обнаруживают тенденцию к увеличению терпимости студентов к данным практикам в процессе обучения. Большинство преподавателей терпимо относятся к академическому мошенничеству, предпочитая мягкие формы наказания, ограничиваясь, например, устным замечанием. При этом, исследование подтверждает гипотезу о том, что менее строгие наказания со стороны преподавателей повышают шансы академического мошенничества студентов и способствует формированию более терпимого отношения студентов к списыванию. Более высокие риски академического мошенничества характерны для студентов, убежденных, что эти практики распространены среди их одногруппников. Внутренняя учебная мотивация студентов (интерес к обучению) не является сдерживающим фактором академического мошенничества, если среди однокурсников высокая распространенность академического мошенничества, а угроза обнаружения и наказания воспринимается как низкая.
Диссертация [*.pdf, 6.00 Мб] (дата размещения 3/19/2021)
Резюме [*.pdf, 800.50 Кб] (дата размещения 3/19/2021)
Summary [*.pdf, 769.48 Кб] (дата размещения 3/19/2021)

Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спросаКандидатская диссертация

Оппоненты:
Константиновский Давид Львович, Балацкий Евгений Всеволодович
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
12/26/2017
В диссертационной работе приводятся результаты изучения спроса на российское высшее образование на международном рынке. Эмпирическую базу исследования составили глубинные интервью с иностранными студентами как из стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), так и дальнего зарубежья, а также результаты опроса с абитуриентами из стран СНГ.  Проанализированы причины выбора российского образования иностранными студентами, обучающихся как на уровне бакалавриата, так и магистратуры. Показано влияние государства в формировании спроса на российское высшее образование за рубежом. На примере трёх ведущих российских университетов показаны различные стратегии продвижения образовательных услуг на международный рынок.

Объявление о защите (дата размещения 26.10.2017):
защита диссертации состоится 26.12.2017 г. в 15:00 по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, ауд. 309.
Диссертация [*.pdf, 1.45 Мб] (дата размещения 10/13/2017)
Автореферат [*.pdf, 398.94 Кб] (дата размещения 10/26/2017)

Сравнительный анализ управления доходами от целевого капитала в зарубежных и российских университетахКандидатская диссертация

Соискатель:
Дьячкова Эльза Анатольевна
Оппоненты:
Миркин Яков Моисеевич, Бирюков Евгений Сергеевич
Дисс. совет:
Д 212.048.05 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:
12/16/2016
В диссертационной работе исследуются особенности использования доходов от целевого капитала эндаумент-фондов университетов. В работе представлен сравнительный анализ законодательства, управленческих практик российских и зарубежных университетов, моделей и методов управления доходами от целевых капиталов. Впервые для российских университетов применена методология определения эффективности эндаумент-фондов Хэнсмена. На основании концепции баланса выплат в пользу настоящего и будущего поколений, которая обеспечивает принцип равенства (принцип справедливости Тобина), применены методы определения норм использования доходов от целевого капитала: простые, основанные на стоимости активов, основанные на инфляции и гибридные. Показано, что для балансирования текущих и будущих выплат возможно применение различных методов в зависимости от экономических условий.

Объявление о защите (дата размещения 13.10.2016):
защита диссертации состоится 16 декабря 2016 г. в 13-00  по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 309.


Диссертация [*.pdf, 1.69 Мб] (дата размещения 9/12/2016)
Автореферат [*.pdf, 600.18 Кб] (дата размещения 10/13/2016)

Философия и университет: социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знанияКандидатская диссертация

Соискатель:
Завалей Анна Игоревна
Оппоненты:
Сапрыкин Дмитрий Леонидович, Филатов Владимир Петрович
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
10/30/2012
Научная новизна исследования состоит в том, что :1. Проанализированы границы применения основных эпистемологических и социологических подходов в изучении социально-культурного контекста производства знания.2. Предложена эпистемологически-оптимальная модель применения различных типов объяснительных подходов при анализе конкретных эпизодов истории знания.3. Предложенная модель апробирована на материале истории современной философии (немецкой философии в рамках исследовательского Гумбольдт-университета).4. Исследовано влияние когнитивных посылок, сформулированных в немецкой классической философии, на формирование исследовательской модели немецкого университета, и последующая трансформация содержания философского знания под давлением организационных норма реформированного университета.Объектом исследования являются социально-эпистемологические концепции объяснения связи социальных и когнитивных факторов, используемые в современной социологии знания и социальной эпистемологии, а также, в частности, применяемые в анализе истории современной философии.Целью исследования является совершенствование теоретических подходов к кейс-анализу институциональных структур знания, путем разрешения сложившегося в социальной эпистемологии концептуального тупика, состоящего в варьировании топологической оппозиции «знание производит социальность»/«социальность производит знание» без существенного обновления исследовательских стратегий.Предметом исследования являются эспистемологические возможности и ограничения социально-эпистемологических моделей, используемых в социальной эпистемологии, их эпистемологически-продуктивная применимость для объяснения конкретных эпизодов истории философии, а именно, истории немецкой философии XIX в., локализованной в рамках исследовательской модели университета (Гумбольдт-университета). 
Диссертация [*.pdf, 1.09 Мб]
Автореферат [*.pdf, 273.16 Кб]

Социально-экономическая дифференциация заемщиков как фактор развития института образовательного кредитования в РоссииКандидатская диссертация

Соискатель:
Андрущак Григорий Викторович
Дисс. совет:
Д 212.048.05 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:
2/17/2009
Диссертационное исследование посвящено изучению института образовательного кредитования в России. Образовательные кредиты используются для сокращения неравенства в доступе к профессиональному образованию при расширении участия семей в его финансировании. Решение соответствующих задач является одним из приоритетов в контексте российского высшего образования. Примеры массовых зарубежных программ образовательного кредитования показывают, что их успешное функционирование зависит от готовности семей использовать образовательный кредит, их склонности к заимствованиям (debt aversion). Неинституционализированная дифференциация заемщиков, обусловленная различиями представителей различных групп населения, является важным условием эффективности программ образовательного кредитования. Цель диссертационного исследования – выявление детерминант готовности российских семей использовать образовательный кредит для финансирования обучения в вузе и роли социально-экономической дифференциации заемщиков, обусловленной факторами спроса на кредит. В качестве объекта исследования выбраны российские домашние хозяйства: семьи, в которых родители планируют, что их дети будут получать высшее образование и семьи, в которых дети обучаются в вузах. Предмет исследования. Предметом исследования является потенциальный спрос российских семей, представителей различных доходных групп, на заемные средства для финансирования обучения в вузах. Изучается влияние различных факторов спроса на высшее образование, таких как: кредитоспособность заемщиков, их склонность к риску и наличие поведенческих рутин в части использования финансовых услуг банков, на потенциальный спрос на образовательный кредит.
Автореферат [*.pdf, 239.42 Кб]

Финансово-правовые институты в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образованияКандидатская диссертация

Соискатель:
Варфоломеева Юлия Андреевна
Руководитель:
Козырин Александр Николаевич
Оппоненты:
Шепенко Роман Алексеевич, Кузнецов Николай Иванович
Дисс. совет:
Д 212.048.04 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
4/18/2006
Высшее профессиональное образование в Российской Федерации носит массовый характер. Его роль в социальном и экономическом развитии государства является общепризнанной. Более того, успехи практических всех крупномасштабных начинаний в нашей стране, в том числе и политических, не в последнюю очередь зависят от того, насколько успешно будет развиваться отечественное высшее образование. Объектом исследования выступают финансово-правовые институты, используемые в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образовния. Предметом исследования в данной работе являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, осуществляемой в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Основной целью настоящей работы являются изучения того места, которое финансово-правовые институты занимают в механизме государственного регулирования высшего и послевузовского профессионального образования, а так же использование таких знаний для совершенствования системы управления высшим и послевузовским образованием, механизма его финансирования и соответствующей нормативно-правовой базы.
Автореферат [*.pdf, 182.08 Кб]