• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 6 из 6

Государственное задание как инструмент управления системой предоставления государственных услуг в Российской ФедерациКандидатская диссертация

Соискатель:
Сизова Ольга Вячеславовна
Оппоненты:
Климанов Владимир Викторович, Телешова Ирина Георгиевна
Дисс. совет:
Д 212.048.05 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:
4/17/2012
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящий момент в Российской Федерации происходит реформирование сложившейся системы предоставления государственных услуг, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Крайне важными на данном этапе являются вопросы разработки методологии управления предоставлением государственных услуг государственными учреждениями с использованием инструмента государственного задания, обеспечивающей стимулы для всех участников системы к повышению эффективности деятельности, а также создания условий для участия в предоставлении государственных услуг негосударственных поставщиков. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методологических решений по использованию инструмента государственного задания для повышения эффективности деятельности государственных учреждений. Предметом исследования является управление предоставлением государственных услуг на основе инструмента государственного задания. Объектом исследования выступает система предоставления государственных услуг государственными учреждениями и негосударственными организациями. В ходе работы над исследованием автором были определены и обоснованы используемые теоретические подходы, осуществлена их классификация, проведено обобщение мировой практики работ по теме исследования, выявлены ключевые особенности сложившейся системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации. В результате проведенного исследования автором были разработаны методологические решения по алгоритму формирования государственных заданий, планированию объемов их финансового обеспечения, разработана и апробирована на федеральных библиотеках методология конкурсного распределения средств, высвобожденных в результате усреднения нормативных затрат на оказание государственных услуг с учетом их качества. Также автором предложен механизм привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг
Автореферат [*.pdf, 263.38 Кб]

Системный подход при реализации плана стратегического развития муниципального образованияКандидатская диссертация

Соискатель:
Рыбальченко Сергей Игоревич
Оппоненты:
Острина Ирина Александровна, Агеев Александр Иванович
Дата защиты:
10/25/2010
В мировой практике стратегическое планирование является одним из общепризнанных инструментов устойчивого социально-экономического развития территорий и хозяйствующих субъектов. С конца 1990-х российские муниципалитеты, используя международный опыт и практику советского планирования, начали разрабатывать документы стратегического планирования. Эти документы имели разные названия, в настоящем исследовании для них принят условный термин «план стратегического развития» (ПСР) муниципального образования (МО). Количество разработанных ПСР в настоящее время, по разным оценкам, составляет до  нескольких сотен. Однако при отсутствии полноценной нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровне, регулирующей стратегическое планирование, недостаточности научно-методологической базы, ресурсного обеспечения, муниципалитеты столкнулись с трудностями в реализации разработанных ПСР. Анализ практики реализации показал, что проблемы являются типичными. Среди них, неэффективность системы управления реализацией ПСР, несогласованность вопросов социально-экономического и территориального развития, слабое сопряжение целей ПСР с целями долгосрочного развития региона, страны, недостаточное  привлечение бизнеса, населения и других заинтересованных сторон к реализации плана, негибкость процесса реализации ПСР в кризисных ситуациях. Практически в каждом муниципалитете создается собственная, а потому оригинальная методика исполнения стратегического плана. При этом исследований по систематизации опыта реализации ПСР МО с целью выработки общих рекомендаций проводится недостаточно, задача подобного рода на государственном уровне не поставлена.Особенно актуальными являются вопросы гармонизации взаимоотношений уровней власти в части разработки и реализации стратегий развития муниципальных образований и регионов. Актуальность задачи постановки многообразной практической деятельности в области стратегического планирования на новую общую методологическую базу неоднократно поднималась российскими исследователями, обсуждалась на научных конференциях. При этом отмечалось, что в качестве такого метода может выступить системный подход, в основе которого лежит идея рассмотрения региона как территориальной системы, элементами (подсистемами) которой являются МО. Такой подход более всего ориентирован на достижение органического сочетания стратегических аспектов общерегионального и муниципального значения. Целью диссертационной работы является исследование процессов реализации планов стратегического развития (ПСР) муниципальных образований (МО) на основе системного подхода и подготовка предложений по их совершенствованию. Объект исследования: стратегическое планирование в МО, как механизм регулирования социально-экономического развития на муниципальном уровне. Предмет исследования: методы и инструменты реализации планов стратегического развития муниципальных образований.
Автореферат [*.pdf, 318.69 Кб]

Анализ условий привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных благ (пример вывоза ТБО в России)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Белоусов Михаил Юрьевич
Оппоненты:
Гоголева Татьяна Николаевна, Галицкий Ефим Борисович
Дисс. совет:
Д 212.048.02 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:
10/14/2010
Финансирование таких услуг, как школьное и дошкольное образование, здравоохранение, охрана правопорядка, пожарная охрана, жилищные и коммунальные услуги, осуществляется преимущественно за счет государства. В последние десятилетия, особенно на фоне экономических кризисов, значительно возросла актуальность сокращения бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы. Привлечение частных компаний к оказанию услуг, финансируемых из бюджета, во всем мире используется как один из наиболее эффективных способов снижения государственных расходов. Однако муниципальные власти не всегда готовы отказываться от услуг муниципальных служб. Объясняется это не только возможностью использования муниципальных служащих в различных политических проектах, но также неблагоприятным влиянием социально-экономических факторов. В диссертации предложена модель анализа механизма привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных, которая учитывает нецелевые трансферты вышестоящих бюджетов и удельные расходы. Показано отрицательное влияние нецелевых трансфертов и положительное - удельных издержек на вероятность привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных благ, финансируемых из бюджета. На основе эмпирического анализа данных по российскому рынку сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) выявлены социально-экономические факторы, способствующие привлечению частных компаний на рынок вывоза ТБО, к числу которых относятся, рассмотренные в теоретической модели.      
Автореферат [*.pdf, 367.71 Кб]

Контроль над исполнением бюджета во Франции: эволюция правового регулированияКандидатская диссертация

Соискатель:
Самойлова Любовь Михайловна
Руководитель:
Ялбулганов Александр Алибиевич
Оппоненты:
Шепенко Роман Алексеевич, Емельянов Александр Сергеевич
Дисс. совет:
Д 212.048.04 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
11/11/2008
Одной из приоритетных задач финансовой политики Российской Федерации на современном этапе развития является повышение эффективности использования государственных финансовых ресурсов. Управление финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в рамках бюджетного процесса, что обусловило принятие Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Реформа бюджетного процесса во Французской Республике началась несколько раньше – в 1999 году. Законодательный акт, лежащий в основе этой реформы, – Органический закон «О финансовых законах», – был принят в 2001 году. Во Франции реформирование бюджетного процесса проходит в рамках общей реформы государственного управления. Изменение самой логики бюджетного регулирования в результате происходящих изменений обуславливает реформирование всей системы бюджетного контроля. Изучение правового опыта зарубежных стран, в частности Франции, имеет как научное, так и практическое значение. Целью диссертационного исследования является освещение теоретических вопросов бюджетного контроля, установление закономерностей развития организационно-правовой структуры контроля над исполнением бюджета во Франции и анализ современного состояния организации такого контроля. Объектом исследования является система правоотношений, возникающая при организации контроля над исполнением бюджета во Франции и их эволюция. Предметом исследования выступает механизм правового регулирования контроля над исполнением бюджета во Франции.
Автореферат [*.pdf, 246.97 Кб]

Многоуровневая оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетовКандидатская диссертация

Оппоненты:
Климанов Владимир Викторович, Решетников Максим Геннадьевич
Дисс. совет:
Д 212.048.02 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:
9/25/2008
Современный этап бюджетной реформы государственного и муниципального управления определяет приоритеты совершенствования процесса планирования ассигнований и контроля реализации расходных полномочий. Ключевым вопросом становится разработка и внедрение эффективного инструментария достижения приоритетных целей страны, региона и муниципального образования. Целью настоящего диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка методики оценки эффективности финансирования расходных обязательств региональных и муниципальных бюджетов посредством программно-целевых методов в рамках бюджетирования, ориентированного на результат. Предмет исследования – система оценки бюджетных целевых программ, в том числе индикаторы результативности и эффективности их реализации. Объект исследования – целевые программы на примере города Перми.
Автореферат [*.pdf, 479.68 Кб]

Экономические основы становления современных систем государственного управленияКандидатская диссертация

Оппоненты:
Гонтмахер Евгений Шлемович, Лобанов Виктор Владимирович
Дисс. совет:
Д 212.048.02 - Совет по экономическим наукам
Дата защиты:
2/22/2007
Исследования основных закономерностей развития государственного управления показывают, что  экономические основы преобразований, происходящих в этой сфере, часто недооцениваются. Современные прикладные работы в области государственного управления в Российской Федерации преимущественно ориентируются на достижения в области права, политологии, психологии, социологии. Лишь в последние несколько лет стало заметным влияние институционального подхода к анализу развития государственного управления. Проблематику доминирующего в настоящее время подхода к исследованию государственного управления можно сформулировать как «что надо сделать для повышения эффективности?». При этом проблема исследования условий оптимальной реализации предлагаемых мер часто остается вне поля зрения экспертов. Цель исследования — определение на основе экономической модели условий оптимальной реализации реформ и преобразований в системе государственного управления. Объектом исследования является система исполнительных органов государственного управления, рассматриваемая на примере западных стран и России. Другие ветви власти, вследствие особенностей их целей, задач, способов создания, функционирования и механизмов преобразования, рассматриваются как экзогенное окружение.
Автореферат [*.pdf, 338.31 Кб]