• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 1 из 1

Речевой дефицит и дислексия: экспериментальное исследование русскоговорящих детейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
11/16/2020
Диссертация посвящена теме использования лингвистических методов для исследования речевого дефицита, приводящего к дислексии (нарушению процесса освоения чтения) у детей. Рассматриваются как вопросы коррекции нарушений чтения с использованием лингвистически обоснованного подхода, так и вопросы эффективности существующих тестов для диагностики дислексии, а также вопросы детального исследования лингвистического дефицита как фактора, способного приводить к нарушениям чтения. В опубликованных автором диссертации работах было показано, как опора на теорию языка и использование лингвистических методов позволяют структурировать и дополнять традиционные подходы к исследованию механизмов нарушения чтения. В частности, в работе был впервые описан процесс коррекции дислексии и дисграфии с использованием интенсивной лингвистически обоснованной программы, опирающейся на знания об уровневой структуре языка. Кроме того, в рамках данного диссертационного исследования была разработана и стандартизирована батарея фонологических тестов для русского языка, включающая семь тестов разных уровней сложности, стимулы которой были подобраны с учетом ряда психолингвистических параметров. Наличие данной фонологической батареи позволило провести детальное исследование связи фонологической обработки и чтения у русскоязычных детей начальной школы и впервые получить экспериментальные данные о том, как уровень сложности (измеряемый как количество речевых процессов, вовлечение которых необходимо для успешного выполнения заданий каждого из фонологических тестов) влияет на степень связи фонологической обработки и чтения, которую исследователи могут обнаружить.
Диссертация [*.pdf, 4.56 Мб] (дата размещения 9/14/2020)
Резюме [*.pdf, 1.17 Мб] (дата размещения 9/14/2020)
Summary [*.pdf, 1016.99 Кб] (дата размещения 9/14/2020)