• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 16

«Когнитивно-мотивационные основы межкультурной адаптации»Докторская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Социально-психологические исследования, собранные в данной диссертационной работе, касались всестороннего рассмотрения различных аспектов когнитивно-мотивационных основ межкультурной адаптации человека. Оно строилось на базе авторского социофункионального подхода к межгрупповым отношениям вокруг констелляций общекультурных стереотипов, авторитарных установок, межгрупповых идеологий и межкультурных установок, личных стереотипов, предубеждений, дискриминации (т. е. начиная от процессов оценки до последующей реакции). Общий социально-психологический механизм, описанный в разделах настоящего диссертационного исследования, предполагает, что социальное неравенство формирует соответствующую социальную экологию, в которой на основе нисходящих и восходящих сравнений осуществляется восприятие распределения статуса и власти среди культурных групп в обществе, в свою очередь, складываясь в соответствующие общекультурные стереотипы. Эти общекультурные образы, коренящиеся как в межгрупповых отношениях внутри конкретного общества, так и в международных отношениях, будут определять какие культурные группы могут рассматриваться в обществе как опасные, конкурентные, а какие — как подходящие для эксплуатации или стигматизации, что в конечном итоге приводит к актуализации у людей определённой проксимальной мотивации, установок и ожиданий, которые впоследствии, будучи реализованными, заново воспроизводят и закрепляют социальное неравенство.

Вьетнамские народные песни: специфика жанров и поэтикаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Кнорозова Екатерина Юрьевна
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
1/22/2024
Настоящая диссертация посвящена изучению вьетнамского песенного фольклора – особенностей его поэзии, музыки, жанровой специфики. Вьетнамский песенный фольклор существует в многообразии форм, народные песни любимы, широко исполняются и являются необычайно важной составляющей культуры. В работе впервые в отечественном и зарубежном востоковедении дана подробная интерпретация образно-символического ряда песен. Один из разделов работы посвящен «Антологии местных напевов» - сборнику из 113 вьетнамских народных песен, составленному в 1910 г. конфуцианцем Нгуен Данг Туеном, который представляет собой образец антологии народных песен,  созданных под влиянием конфуцианской традиции сбора и осмысления песенного фольклора. В приложении работы содержатся поэтические переводы избранных текстов вьетнамских народных песен на русский язык, выполненные автором исследования.
Диссертация [*.pdf, 2.85 Мб] (дата размещения 10/25/2023)
Резюме [*.pdf, 273.18 Кб] (дата размещения 10/25/2023)
Summary [*.pdf, 306.30 Кб] (дата размещения 10/25/2023)

Межкультурные отношения в Крыму:роль идентичностей и аккультурационных установок крымчанКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Коджа Екатерина Андреевна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/11/2023
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей межкультурных отношений проживающих в Крыму русских, украинцев и крымских татар. В работе представлен подход к изучению межкультурных отношений в поликультурном регионе через призму взаимосвязи идентичностей, аккультурационных установок и психологического благополучия этнического большинства и этнических меньшинств. В ходе количественного и качественного исследования были проанализированы особенности идентичностей трех этнических групп крымчан, что позволило обозначить потенциальные точки сближения и очаги напряженности между исследуемыми группами, находящимися в процессе перестройки сложного комплекса идентичностей и активного формирования новой гражданской российской идентичности. Было установлено, что ресурсные аспекты межкультурных отношений в Крыму пролегают во взаимосвязях идентичностей крымчан с аккультурационной установкой на интеграцию, основные конфликтогенные линии выявлены во взаимосвязях идентичностей с аккультурационными установками на сепарацию и ассимиляцию. Также был рассмотрен психологический механизм взаимосвязи идентичностей с психологическим благополучием через аккультурационные установки в условиях смены этнополитического статуса групп. На основе выявленных проблемных и перспективных аспектов отношений между этническими группами крымчан предложены рекомендации по гармонизации межкультурных отношений в Крыму в дальнейшем.
Диссертация [*.pdf, 1.50 Мб] (дата размещения 10/5/2023)
Резюме [*.pdf, 441.60 Кб] (дата размещения 10/5/2023)
Summary [*.pdf, 385.79 Кб] (дата размещения 10/5/2023)

Взаимосвязь социальной идентичности и аккультурационных установок русских и эстонцев: роль воспринимаемой угрозы, самоэффективности и социального капиталаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/26/2023
В условиях глобализации во всем мире ввиду различных экономических и политических обстоятельств в обществе часто меняется характер межкультурных взаимоотношений, сопровождающиеся распадом целых государств, как СССР, поделившийся на 15 независимых государств, или Югославия, распавшаяся на 7 независимых государств. В Эстонии, как и ряде государств, в которых не было открытых конфликтов, межэтнические отношения стали напряженными, изменился статус этнических групп и в целом межнациональная политика. В данном исследовании мы фокусируемся на выявлении социально-психологических и личностных факторов, которые могут модерировать (в нашем случае, снижать) эффект воспринимаемой угрозы во взаимосвязи социальной идентичности и стратегий аккультурации меньшинства и большинства (на примере русских и эстонцев, живущих в Эстонии). В результате было выявлено, что самоэффективность у русских снижает эффект воспринимаемой культурной и экономической угрозы во взаимосвязи гражданской идентичности и интеграции, у эстонцев – эффект воспринимаемой экономической угрозы во взаимосвязи гражданской и этнической идентичности и ожидания ассимиляции. Соединяющий социальный капитал снижает эффект воспринимаемой экономической угрозы во взаимосвязи гражданской идентичности и ассимиляции, у эстонцев – эффект экономической воспринимаемой угрозы – во взаимосвязи гражданской идентичности и ожидания ассимиляции, а эффект культурной угрозы – во взаимосвязи этнической идентичности и ожидания ассимиляции. Роль связывающего социального капитала не проявилась.
Диссертация [*.pdf, 1.63 Мб] (дата размещения 8/23/2023)
Резюме [*.pdf, 367.21 Кб] (дата размещения 8/23/2023)
Summary [*.pdf, 499.35 Кб] (дата размещения 8/23/2023)

Визуальная культура дома Висконти на рубеже XIV–XV вв.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по истории
Дата защиты:
10/12/2023
Настоящее исследование посвящено специфике формирования и развития визуальной культуры дома Висконти на рубеже XIV-XV вв. Для реконструкции визуальной культуры, созданной при непосредственном участии правящей династии Милана, была предпринята попытка объединить методы и подходы собственно исторических исследований, а так же искусствознания и визуальных исследований. Работа строится вокруг анализа основных произведений искусства, заказанных Висконти в XIV-XV вв, и письменных источников, связанных с их созданием и рецепцией. География исследования в целом соотносится с тремя символическими центрами репрезентации власти Висконти: Монцей, Миланом и Павией. В основе исследования лежит гипотеза о династической преемственности в культурной политике Висконти, которая успешно доказывается путем выявления сквозных образов,  мотивов и художественных приемов, объединяющих произведения, созданные в разные годы под покровительством Висконти. Последовательно раскрывается тезис о том, что визуальная культура наравне с дискурсивной мыслью участвовала в формировании династического мифа, направленного на легитимацию власти и укрепление личного и семейного авторитета. Попытка создать теоретическое обоснование культурной политики Висконти позволяет говорить о значительном опережении опыта других придворных культур Италии той эпохи. Образец художественного патронажа, предоставленный Джангалеаццо Висконти, стал важным ориентиром для пришедшей на смену Висконти династии Сфорца, а попытка создать теоретическое обоснование культурной политики Висконти позволяет говорить о значительном опережении опыта других придворных культур Италии рассматриваемой эпохи.
Диссертация [*.pdf, 11.02 Мб] (дата размещения 8/8/2023)
Резюме [*.pdf, 306.21 Кб] (дата размещения 8/8/2023)
Summary [*.pdf, 435.28 Кб] (дата размещения 8/8/2023)

Возможности применения эго-сетевого анализа для изучения распространения моральной паники (на примере ожирения)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
12/21/2022
Диссертация сфокусирована на моральной панике – одном из центральных понятий для социологических исследований девиации. В течение долгого времени исследователи преимущественно изучали моральные паники через анализ материалов СМИ, не рассматривая вклад в распространение моральной паники иных переменных в частности, межиндивидуальных социальных связей, которые также могут играть в этом процессе важную роль. В данной диссертации предлагается теоретико-методологический подход, который позволит внести вклад в решение этой проблемы. Рассматриваются возможности применения эго-сетевого анализа для измерения распространения МП на межиндивидуальном уровне, который, в частности, позволяет построить типологию паттернов вовлечения в панику на основе сетей межличностной коммуникации. Предложенный теоретико-методологический подход был успешно апробирован в эмпирическом исследовании, посвященном МП относительно ожирения, в ходе которого были собраны и проанализированы 50 биографических интервью с моральными паникерами и данные публичных онлайн-дневников, принадлежащих участникам исследования, из социальной сети «Вконтакте».
Диссертация [*.pdf, 7.36 Мб] (дата размещения 10/21/2022)
Резюме [*.pdf, 544.81 Кб] (дата размещения 10/21/2022)
Summary [*.pdf, 403.67 Кб] (дата размещения 10/21/2022)

Межкультурные контакты и кросс-культурная компетентность как факторы креативности российских студентовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/14/2020
Данное исследование посвящено связи межкультурных контактов в университете, кросс-культурной компетентности и креативности российских студентов. В рамках кандидатской диссертации были проведены три эмпирических исследования. Первое квази-экспериментальное исследование (N=72) показало, что креативность возрастает в результате культурного обучения, а культурная гетерогенность, не сопровождаемая культурным обучением, понижает креативность. Второе кросс-секционное исследование (N=272) показало, что креативности способствуют межкультурные контакты в университете, позитивные установки по отношению к представителям других культур и аккультурационные ожидания, связанные с сохранением иностранцами своих культур; препятствует креативности сильное изменение поведения в условиях межкультурных взаимодействий. Третье поисковое исследование (N=30), проведенное с применением качественной методологии, показало, что менее креативные студенты склонны отрицать существование культурных различий и относиться к иностранным студентам, как к угрозе. При этом когда российские студенты - и более креативные, и менее креативные – говорят об изменении своего поведении при общении с иностранцами, чаще всего они имеют в виду унификацию поведения. По итогам обсуждения полученных результатов делается вывод о значимости культуры для креативности.
Диссертация [*.pdf, 1.57 Мб] (дата размещения 2/12/2020)
Резюме [*.pdf, 594.11 Кб] (дата размещения 2/12/2020)
Summary [*.pdf, 561.68 Кб] (дата размещения 2/12/2020)

Роль ценностей и установок учителей в изменении межкультурных отношений в школеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Бомбиери Лучия
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/14/2020
Современному обществу приходится сталкиваться с глобальными вызовами, связанными с ростом миграции. Из-за возможных конфликтов ценностей и ожиданий мигрантов и принимающего сообщества увеличение потоков миграции ставит перед принимающими странами вопрос незамедлительной реакции на разных уровнях общественной жизни. Для сферы образования данный вопрос также является актуальным, и изучение межкультурных взаимодействий в школе, несомненно, имеет научную и практическую ценность. Ключевую роль в данных взаимодействиях, безусловно, играют учителя, которые должны проявлять личные и профессиональные качества, способствующие разработке успешных образовательных инструментов среди учащихся как среди принимающего населения, так и среди мигрантов. Данная диссертация включает в себя три эмпирических исследования (общий объем выборок  N=350 респондентов). Первое исследование было нацелено на изучение  индивидуальных ценностей (с помощью методики PVQ-21 Ш. Шварца) и аккультурационных ожиданий (с помощью методики Д. Берри из проекта MIRIPS) работников сферы образования, живущих в странах Европы (N = 123); применялся онлайн-опрос. Были использованы такие методы обработки данных, как многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) и путевой анализ. Результаты показали, что профессиональные характеристики работников сферы образования связаны с их ценностями и аккультурационными ожиданиями. Было обнаружено, что толерантность полностью опосредует (медиирует) взаимосвязь ценностей Открытости изменениям и Самопреодоления с интеграционными аккультурационными ожиданиями. Второе исследование было нацелено на изучение влияния инструкций учителей (просоциальных и дисциплинарных) на установки школьников по отношению к новичку-мигранту. В выборку вошли ученики последнего года обучения в начальной школе ( средний возраст M=10.27) из России (N = 134) и Италии (N = 93). Многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) показал позитивный значимый эффект просоциальных инструкций, заключавшийся в усилении позитивных установок как по отношению к новому ученику, так и к его/ее группе в целом. Третье исследование было нацелено на изучение факторов, которые в наибольшей степени влияют на представления школьников из России (N = 105) и Италии (N = 56) при знакомстве с новичком-мигрантом; в исследовании использовалась проективная методика. Результаты анализа (тест Хи-квадрат) показали большую значимость эмоциональных факторов в сравнении с контекстуальными. В целом, полученные результаты имеют не только теоретическую значимость, но и перспективы для практического применения. Школьный персонал может использовать их при планировании учебных курсов для взрослых (учителей, родителей и т.д.) и при выборе наиболее перспективных стратегий работы со школьниками. Другие возможности практического применения, а также ограничения проведенных исследований представлены в тексте научной работы.
Диссертация [*.pdf, 1.75 Мб] (дата размещения 2/13/2020)
Резюме [*.pdf, 235.76 Кб] (дата размещения 2/13/2020)
Summary [*.pdf, 215.67 Кб] (дата размещения 2/13/2020)

Взаимосвязь стратегий аккультурации и социального капитала южнокорейских мигрантов с их адаптацией в РоссииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Цой Гунвон
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/27/2018
В данной работе представлены результаты исследования связи аккультурационных стратегий южнокорейских мигрантов с их индивидуальным социальным капиталом, психологической и социокультурной адаптацией. Опираясь на обширную базу теоретических исследований, мы предположили, что четыре аккультурационные стратегии (интеграция, ассимиляция, сепарация и маргинализация) (Berry, & Sam, 1996,) связаны с психологической и социокультурной адаптацией не напрямую, а через индивидуальный социальный капитал мигрантов (связывающий и соединяющий).  В процессе исследования опрошено 303 мигранта из Южной Кореи, проживающих в России. Исследование показало, что указанные выше аккультурационные стратегии действительно оказывают непрямые эффекты на психологическую и социокультурную адаптацию, при этом медиатором связи стратегий и адаптации является соединяющий социальный капитал. Кроме того, для южнокорейцев, проживающих в России до 3-х лет, наиболее предпочитаемыми стратегиями являются «Интеграция» и «Сепарация», а для южнокорейцев, проживающих в России более 3-х лет, наиболее предпочитаемыми стратегиями являются «Интеграция» и «Ассимиляция»
Диссертация [*.pdf, 2.11 Мб] (дата размещения 10/15/2018)
Резюме [*.pdf, 582.28 Кб] (дата размещения 10/15/2018)
Summary [*.pdf, 604.73 Кб] (дата размещения 10/15/2018)

Социоэкономическая адаптация иммигрантов в контексте взаимной аккультурации иммигрантов и принимающего населенияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/27/2018
Диссертация посвящена социоэкономической адаптации иммигрантов в контексте взаимной аккультурации иммигрантов и принимающего населения. В части исследования иммигрантов в центре внимания было сравнение гипотезы интеграции и экологической модели аккультурации. Кроме того для оценки социоэкономической адаптации использовались несколько ключевых показателей, которые раньше выпадали из поля зрения исследователей, а также рассматривались её психологические антецеденты. В части исследования членов принимающего общества были рассмотрены психологические антецеденты одобрения дискриминации иммигрантов в социоэкономической сфере, в частности, взаимосвязи между одобрением дискриминации иммигрантов в социоэкономической сфере и аккультурационными ожиданиями, а также другими межгрупповыми установками принимающего населения.
Диссертация [*.pdf, 212.51 Кб] (дата размещения 10/23/2018)
Резюме [*.pdf, 247.22 Кб] (дата размещения 10/23/2018)
Summary [*.pdf, 112.36 Кб] (дата размещения 10/23/2018)