• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 17

Переживания студентов в учебной деятельности и качество мотивацииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Клейн Константин Георгиевич
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
1/19/2024
Диссертация посвящена прояснению статуса понятия «переживание в деятельности» и его связи с качеством мотивации. Представлены материалы серии эмпирических исследований. В количественном исследовании №1 обнаружены значимые связи между качеством мотивации одной деятельности и качеством переживаний, сопровождающих эту деятельность. Однако в разных деятельностях значимых связей не наблюдалось. В частности, автономные формы мотивации положительно связаны с переживаниями удовольствия и смысла и отрицательно – с переживанием пустоты, а контролируемые формы мотивации продемонстрировали обратный эффект. Результаты исследования №2 показали, что переживания в деятельности не являются ни чертами, устойчиво присущими личности вне зависимости от ситуаций, ни состояниями, изменяющимися во времени.
Диссертация [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 10/26/2023)
Резюме [*.pdf, 692.04 Кб] (дата размещения 10/26/2023)
Summary [*.pdf, 773.89 Кб] (дата размещения 10/26/2023)

Предикторы и динамика профессионального выгорания у представителей профессий низкого риска (на примере сотрудников публичных библиотек)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Осин Евгений Николаевич
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/6/2023
Предлагаемая работа посвящена возрастной и индивидуальной изменчивости профессионального выгорания у сотрудников публичных библиотек. Динамика выгорания изучается методом «поперечных» и «продольных» срезов. В диссертации использована новая модель, операционализирующая профессиональное выгорание через такие компоненты, как истощение, дистанцированность, пониженный эмоциональный и когнитивный контроль. В работе показано, что у более молодых сотрудников показатель выгорания выше, чем у их более возрастных коллег (как на уровне общего показателя, так и на уровне отдельных симптомов). При этом интраиндивидуальная изменчивость характеризуется повышением показателя выгорания со временем. Индивидуальная динамика этого синдрома не сопряжена с динамикой трудовой мотивации. Обнаружено, что сотрудники с высокими личностными ресурсами более склонны к выгоранию со временем.
Диссертация [*.pdf, 3.23 Мб] (дата размещения 7/21/2023)
Резюме [*.pdf, 831.23 Кб] (дата размещения 7/21/2023)
Summary [*.pdf, 598.04 Кб] (дата размещения 7/21/2023)

Адаптивные функции мечты и процесса мечтанияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Егорова Полина Алексеевна
Руководитель:
Осин Евгений Николаевич
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/7/2023
Диссертация посвящена исследованию феноменов мечты и процесса мечтания и их позитивных функций в регуляции психической деятельности. На основе обзора теоретических представлений и результатов эмпирических исследований формулируется понимание мечты как феномена культуры, делается вывод о сложности и неоднородности мечты. В диссертации представлена теоретическая модель понимания мечты и конструктивного мечтания, где мечта определяется как образ желаемого будущего, обладающий ценностью для субъекта. Гипотезы сформулированные в теоретической части работы затем проверяются эмпирически с использованием смешанного дизайна исследования. В исследовании 1 (количественно-качественный дизайн) представлены результаты создания и апробации методики «Опросник конструктивного мечтания» (ОКМ), количественный и качественный анализ индивидуальных особенностей мечтания на взрослой выборке. Исследование 2 (количественное) было посвящено изучению адаптивных функций и позитивных свойств конструктивного мечтания: связи конструктивного мечтания с уровнем автономии, переживания осмысленности жизни, сбалансированной временной перспективой, ценностями самотрансценденции, выраженностью эвдемонических мотивов и уровнем психологического благополучия личности. В исследование 3 (смешанного типа с преобладанием количественной стратегии) была разработана методика ОКМ для подростков, проведен анализ подростковой мечты, исследовалась связь конструктивного мечтания с уровнем тревоги и депрессии. Четвертое исследование посвящено экспериментальному изучению роли мечты и мечтания в процессе выбора (смешанного типа с преобладанием количественной стратегии). В заключении диссертации проводится общее обсуждение результатов работы в контексте уже имеющихся представлений о мечте и процессе мечтания, формулируется предположение о роли мечты в развитии мотивации и зрелости личности.
Диссертация [*.pdf, 2.63 Мб] (дата размещения 12/27/2022)
Резюме [*.pdf, 509.04 Кб] (дата размещения 12/27/2022)
Summary [*.pdf, 401.55 Кб] (дата размещения 12/27/2022)

Возможности использования МООК по инженерным дисциплинам в университетском образованииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Семенова Татьяна Вадимовна
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/7/2022
Одно из многообещающих направлений повышения качества образования – внедрение в образовательный процесс массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Внедрение МООК в учебный процесс позволяет расширить каталог дисциплин, индивидуализировать образовательные траектории учащихся, повысить доступность высококачественных курсов,преподаваемых в топовых университетах, распространить инновационные педагогические практики, а также оптимизировать нагрузку научно-педагогических сотрудников университета, высвобождая их время на научную работу. Цель данного исследования заключается в изучении эффекта практики использования МООК в учебном процессе на качество образования студентов российских университетов.
Диссертация [*.pdf, 8.69 Мб] (дата размещения 7/6/2022)
Резюме [*.pdf, 602.31 Кб] (дата размещения 7/6/2022)
Summary [*.pdf, 543.18 Кб] (дата размещения 7/6/2022)

Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной средеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Чернышова Наталья Алексеевна
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
4/25/2022
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования определены требования к результатам освоения образовательных программ (то, чему учить) и предметные области (то, где могут формироваться образовательные результаты, в т.ч. умение учиться, самостоятельно определять цели, самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задач и др). Однако методы и способы формирования образовательных результатов не определены.  При этом, несмотря на то что ФГОС ОО предполагают развитие у обучающихся метапредметных навыков, результаты международного сравнительного исследования PISA, проверяющего, в том числе учебную самостоятельность обучающихся, свидетельствуют о низком развитии данных навыков в России. Стоит также отметить, что в 2020 году актуальность данного диссертационного исследования стремительно возросла. Многие сегодняшние школьники впервые столкнулись с проблемами обучения на дому: отсутствие постоянного контроля со стороны учителя, необходимость самоорганизации, планирования собственного времени, умения преодолевать себя. В связи с этим саморегуляция учения вышла на первый план. Однако, несмотря на очевидную необходимость развития навыков саморегуляции учения, в т.ч. стратегий учения, в обучении школьников по-прежнему отсутствуют элементы, которые их развивают. Целью данного исследования было определить взаимосвязь обучения учителями стратегиям учения и их сформированности у школьников. Выборку исследования составили 1807 обучающихся 10 московских школ из 8 и 10 классов, среди которых был проведен опрос, и учителя, принявшие участие в фокус-группах (91 учитель). Выдвигалась гипотеза, что стратегии учения более развиты у обучающихся тех школ, в которых учителя обладают знаниями о стратегиях учения и целенаправленно их развивают у школьников. При обработке результатов были проведены регрессионный и контент-анализ. Получены парадоксальные результаты: школы, в которых учителя считают, что уделяют достаточное внимание развитию стратегий учения, не способствуют их формированию у школьников; в то же время в школах, в которых учителя говорили о том, что целенаправленно не уделяют внимание развитию стратегий учения, напротив, стратегии учения у школьников более развиты. Вопросы о том, какие факторы способствуют развитию стратегий учения у школьников, если не развивать их целенаправленно «сверху», и почему целенаправленное развитие стратегий учения исследуемыми учителями приводит к обратному результату, остаются открытыми для дискуссии и дальнейших исследований.
Диссертация [*.pdf, 9.54 Мб] (дата размещения 2/21/2022)
Резюме [*.pdf, 510.94 Кб] (дата размещения 2/21/2022)
Summary [*.pdf, 416.06 Кб] (дата размещения 2/21/2022)

Позитивное уединение: личностные предпосылки и феноменологические характеристикиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Осин Евгений Николаевич
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/21/2021
Диссертация посвящена исследованию феномена позитивного уединения в жизни личности. На основе теоретического анализа показано, что уединение и одиночество являются разными феноменами. Одиночество определяется как негативное переживание невовлеченности человека в связи с другими людьми (неудовлетворенность потребности в связанности), а уединение как ситуация внутреннего диалога, в которой человек не взаимодействует с другими людьми и обращается к внутреннему опыту. В работе представлена теоретическая модель понимания феномена позитивного уединения, которая затем эмпирически проверяется с использованием смешанного дизайна исследования. В количественно-качественном исследовании 1 обнаружена связь позитивного уединения с личностным развитием (более высоким уровнем развития эго), а также с особенностями содержания деятельности и эмоциональными переживаниями в ситуациях уединения. В качественном исследовании 2 представлены качественные (феноменологические) характеристики переживания феномена позитивного уединения: специфические особенности субъективного опыта, результаты и предпосылки. В количественном исследовании 3 обнаружена связь позитивного уединения с автономной мотивацией, положительными эмоциональными переживаниями после ситуации уединения, психологическим здоровьем (эмоциональным, социальным и психологическим благополучием), удовлетворенностью потребности в связанности, а также с компонентами оптимального переживания наедине с собой и рядом компонентов оптимального переживания в общении с другими людьми. В завершающей главе диссертации с опорой на стратегию триангуляции производится общее обсуждение результатов работы, а также учитывается их значение в контексте уже проведенных ранее исследований позитивного уединения.
Диссертация [*.pdf, 2.06 Мб] (дата размещения 10/21/2021)
Резюме [*.pdf, 387.76 Кб] (дата размещения 10/21/2021)
Summary [*.pdf, 322.01 Кб] (дата размещения 10/21/2021)

Выбор и реализация карьеры научно-технических кадров в России: мотивация и факторы успешностиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Волкова Галина Леонидовна
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
9/24/2021
Диссертационное исследование нацелено на углубление и детализацию социологического знания о мотивации выбора и продолжения карьеры, об ориентации на профессиональное развитие и об объективных и субъективных факторах успешности карьеры российских научно-технических кадров высшей квалификации. Объектом исследования выступали научно-технические кадры, занятых в организациях, осуществляющих исследования и разработки, как в академическом, так и в неакадемическом секторах рынка труда. Концептуальная рамка диссертационного исследования сконструирована с опорой на подходы социологии науки и социологии занятости. Эмпирической базой выступал проект ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Мониторинг научных кадров высшей квалификации» (2010–2020 гг.), гармонизированный с масштабным международным проектом «Карьеры обладателей ученой степен» (Careers of Doctorate Holders – CDH, 2013–2017). В ходе диссертационного исследования выделены типовые мотивационные комплексы выбора и продолжения исследовательской карьеры, выявлен приоритет внутренней (личностной мотивации) и описана инструментальная роль материальных мотивов. На основе самооценок работников определена субъективная потребность в дополнительном образовании и развитии компетенций российских научно-технических кадров высшей квалификации. На актуальных эмпирических данных проведена разработка и апробация подхода к оценке факторов восприятия успешности карьеры в академическом и неакадемическом секторах рынка труда. В качестве главного фактора восприятия успешности выделяется полученное или ожидаемое признание на трёх уровнях (на уровне личности, на уровне профессионального сообщества и на уровне общества в целом, в национальном или международном масштабе).
Диссертация [*.pdf, 18.34 Мб] (дата размещения 7/22/2021)
Резюме [*.pdf, 475.01 Кб] (дата размещения 7/22/2021)
Summary [*.pdf, 325.57 Кб] (дата размещения 7/22/2021)

Взаимосвязь временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статусаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Чеврениди Анастасия Андреевна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/28/2019
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса. Проведенное исследование (n=180) показало, что прокрастинация и направленность временной перспективы взаимосвязаны. От конструктивной прокрастинации, смысложизненных ориентаций, рефлексии и временных отношений личности зависит успешность в профессиональной деятельности. Способность к организации времени определяет успешность в профессиональной деятельности, что было обнаружено нами при сравнении показателей временной перспективы и прокрастинации в группах топ и мидл-менеджеров. Успешность управленческой деятельности в группе топ-менеджеров была обусловлена направленностью в будущее (m = 59.2), высоким уровнем рефлексии (m = 161.5) и смысложизненных ориентаций: цели в жизни (m = 35.3), процесс жизни (m = 34.4), результативность жизни (m = 28.4), локус контроля - Я (m =24.6), локус контроля – жизнь (m = 32.7) и осмысленность жизни в целом (m = 155.2), а также низким уровнем прокрастинации (m = 53.4). Выявлена взаимосвязь рефлексии и прокрастинации, как особого способа организации деятельности, как деструктивного и конструктивного компонента деятельности.Полученные результаты позволяют наметить некоторые перспективы дальнейшего исследования содержания и последствий прокрастинации в различных видах деятельности.
Диссертация [*.pdf, 2.40 Мб] (дата размещения 8/20/2019)
Резюме [*.pdf, 624.89 Кб] (дата размещения 8/20/2019)
Summary [*.pdf, 642.61 Кб] (дата размещения 8/20/2019)

Мотивационный потенциал возможных «Я» в академической сфереКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Василевская Екатерина Юрьевна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/21/2019
Данное исследование посвящено изучению мотивационного потенциала представлений субъекта о себе в будущем (возможных «Я») в академической сфере у российских и американских студентов. Обнаружена связь между параметрами возможных «Я» (воспринимаемая эффективность, ожидаемый результат) и мотивацией достижения, диспозиционным оптимизмом, настойчивостью, целеполаганием, уровнем удовлетворенности жизнью. Выявлено, что такие параметры возможных «Я», как воспринимаемая эффективность, важность, степень соответствия возможного «Я» реальному «Я», предсказывают академическую успеваемость, а представление позитивных возможных «Я» в академической сфере предсказывает выбор заданий, связанных с академической сферой. Обсуждается кросс-культурная специфика показанных взаимосвязей.
Диссертация [*.pdf, 2.34 Мб] (дата размещения 8/13/2019)
Резюме [*.pdf, 401.79 Кб] (дата размещения 8/13/2019)
Summary [*.pdf, 249.04 Кб] (дата размещения 8/13/2019)

Сетевой анализ факторов социального признания и исключения в среде подростков.Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
10/30/2018
В диссертационной работе представлены результаты исследования взаимосвязи популярности и социального исключения с поведением и установками подростков на индивидуальном и на групповом уровне. Популярность и социальное исключение определялись через позицию, занимаемую подростком в структуре дружеских и негативных отношений. Анализировались дружеские и негативные сети 12000 учеников из 200 школ Санкт-Петербурга и Московской области, и лонгитюдные сетевые данные по 320 ученикам трех техникумов\колледжей Санкт-Петербурга. Выявлено, что подростки придают большое значение академическому успеху:  хорошая учеба и положительное отношение к образованию связаны с высоким социальным статусом; плохие оценки и антишкольные установки – с социальным исключением и маргинализацией. В зависимости от образовательной мотивации группы за высокую успеваемость подростки могут либо приобрести либо потерять высокий социальный статус. Негативные связи образуются между подростками с разным уровнем успеваемости и чувства принадлежности к школе.  Выявлено, что школьники-представители этнического меньшинства не подвергаются социальному исключению и дискриминации со стороны большинства. Определено, что буллинг также является фактором, обуславливающим структуру дружеских отношений: агрессоры получают социальное признание, их жертвы маргинализуются сверстниками. На лонгитюдных данных выявлено влияние рискового поведения и образовательной вовлеченности на структуру дружеских сетей подростков.
Диссертация [*.pdf, 2.75 Мб] (дата размещения 8/28/2018)
Резюме [*.pdf, 280.76 Кб] (дата размещения 8/28/2018)
Summary [*.pdf, 204.10 Кб] (дата размещения 8/28/2018)