• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 7 из 7

Использование проблемно-ориентированного обучения для развития критического мышления взрослыхКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
6/24/2024
В данном диссертационном исследовании были выявлены особенности развития критического мышления взрослых и предложены принципы для разработки курса, результаты которого подтверждены эмпирически. Актуальность проведенного соискателем исследования возникает из потребности в развитии критического мышления взрослых, которая связана с запросами рынка труда и общества, несоответствиями реальных образовательных программ данному запросу в рамках формального образования, а также необходимостью научно обоснованного создания образовательных продуктов для развития КМ в рамках неформального образования, включая использование онлайн-обучения. Автор представил интерпретацию происхождения компонентов критического мышления в рамках различных философских течений, начиная от античной философии и заканчивая американской философией и педагогикой на рубеже XIX-XX веков. Соискателю удалось выявить особенности развития критического мышления взрослых в рамках неформального образования. В результате была предложена модель требований к курсу критического мышления для взрослых учащихся, которая продемонстрировала результативность на эмпирическом уровне.
Диссертация [*.pdf, 11.12 Мб] (дата размещения 4/24/2024)
Резюме [*.pdf, 513.26 Кб] (дата размещения 4/24/2024)
Summary [*.pdf, 407.68 Кб] (дата размещения 4/24/2024)

Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Фрумин Исак Давидович
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
10/28/2021
Диссертация посвящена изучению организационных и педагогических условий развития критического мышления студентов вузов. Эмпирической основой исследования являются данные, собранные в ходе интервью с преподавателями, представителями администрации, автором действующей версии ФГОС, а также в ходе опроса студентов. Согласно результатам исследования, условия для развития критического мышления созданы не во всех университетах и не для всех студентов. В качестве основных барьеров развития критического мышления выделяется: отсутствие лидера изменений, ясной концептуализации понятия критическое мышление, инструментов оценки; не включение критического мышления, как образовательного результата, в образовательные программах курсов; недостаточное профессиональное развитие преподавателей - преобладание традиционного типа обучения среди университетских преподавателей, использование неэффективных методов обучения. Также было установлено, что если у преподавателей, работающих в рамках традиционного типа обучения развиты предметно-логическая и организационная компетенции, то повышается вероятность того, что у их студентов будет развиваться критическое мышление. Данная работа может быть полезна при выделении критериев оценки качества условий развития критического мышления, как источник оптимальных управленческих решений для развития навыков высшего порядка, в качестве основания для разработки образовательных программ педагогических университетов, курсов повышения квалификации, методических пособий.
Диссертация [*.pdf, 1.68 Мб] (дата размещения 8/27/2021)
Резюме [*.pdf, 462.96 Кб] (дата размещения 8/27/2021)
Summary [*.pdf, 307.96 Кб] (дата размещения 8/27/2021)

Взаимосвязь студенческой вовлеченности и образовательных результатов студентов российских университетовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Чириков Игорь Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/8/2021
Диссертация посвящена изучению того, как разные формы студенческой вовлеченности, а именно: учебная и внеучебная вовлеченность студентов российских вузов, связаны с развитием навыков критического мышления и работы в команде, а также завершением образовательной программы на уровне бакалавриата в нормативный срок 4 года. Результаты исследования показали, что учебная и внеучебная вовлеченность студентов положительно связана с развитием навыков критического мышления и командной работы. В то время как учебная невовлеченность студентов – нарушение учебных требований (невыполнение заданий, пропуск занятий) – является ключевым барьером для завершения образовательной программы в установленный срок для студентов российских университетов. В тоже время характер учебной вовлеченности студентов российских и американских студентов различается. Российские студенты тратят значительно бОльшую долю времени на посещение занятий и выполнение заданий по сравнению с американскими студентами. В свою очередь, внеучебная деятельность в текущем формате слабо связана с формированием образовательных результатов российских студентов. Полученные результаты имеют важное значение для понимания того, как российские университеты организуют и структурируют образовательный опыт студентов.
Диссертация [*.pdf, 4.64 Мб] (дата размещения 7/5/2021)
Резюме [*.pdf, 749.22 Кб] (дата размещения 7/5/2021)
Summary [*.pdf, 710.72 Кб] (дата размещения 7/5/2021)

Связь креативности и поведения в деструктивном организационном конфликтеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Федорова Анастасия Александровна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/16/2019
Данное исследование посвящено изучению связи креативности и поведения в деструктивном организационном конфликте. Проведенное исследование (n=687) показало, что креативные сотрудники чаще вовлекаются в конфликтные ситуации (c² = 49.49; р <0.001; df = 2), предпринимают больше попыток разрешения конфликтной ситуации (U=4443.5, p≤0,001), а также используют стратегии совладающего поведения соперничества, сотрудничества и компромисса (c² = 45.75; р < 0.001; df = 4). Также показана возможность предсказания факта возникновения деструктивного конфликта в организации по значениям показателя дивергентного мышления сотрудника ( β=0.677, p < .001) .В конфликтной ситуации высококреативным сотрудникам свойственны вспыльчивость (r=0.50 , p < 0.001) и нетерпимость (r=0.52 , p < 0.001) . Сотрудники с низким уровнем креативности чаще склонны к мстительности (r=-.57 , p < 0.001).
Диссертация [*.pdf, 1.33 Мб] (дата размещения 7/22/2019)
Резюме [*.pdf, 577.40 Кб] (дата размещения 7/22/2019)
Summary [*.pdf, 447.86 Кб] (дата размещения 7/22/2019)

Формы отношения личности к жизненным оппозициямКандидатская диссертация

Оппоненты:
Гостев Андрей Андреевич, Шабельников Виталий Константинович
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
12/5/2017
Диссертация представляет собой теоретико-эмпирическое исследование отношения личности к жизненным оппозициям. В работе обосновывается категория «отношение к жизненным оппозициям», обобщающая гуманитарное знание о специфической личностной активности, которая направлена на познание и рефлексию жизни в оппозициях, проблематизацию жизни, разрешение жизненных противоречий и решение жизненных задач. Теоретическое исследование раскрывает роль «принципа оппозиций» в познании личности, сосредоточено на «оппозициях» как объекте исследований в семиотике, лингвистике, психологии личности, психотерапии. Представлено герменевтическое исследование отношения к оппозициям на материалах древних апокрифов, мифологических и рефлексивных текстов. Обоснован ряд онтогенетических и культурогенетических аспектов отношения личности к оппозициям. На основе теоретического исследования разработана концептуальная модель отношения личности к жизненным оппозициям, раскрывающая психофункциональную структуру отношения (мыслительное, апперцептивное, эмоциональное, интуитивное и рефлексивное отношение к оппозициям), операциональный план отношения, представленный 28 дифференцированными операциями, уровни продуктивности отношения. Разработана авторская исследовательская методика «Задачник оппозиций». В исследовании выявлены высоко-продуктивные и деструктивные (в числе прочих) операции обращения с оппозициями.  Эмпирически обнаружены формы отношения личности к жизненным оппозициям: функционально полное продуктивное, мыслительно-интуитивное продуктивное,  мыслительно-эмоциональное умеренно продуктивное, рефлексивное умеренно продуктивное и непродуктивное отношения к оппозициям. Установлены связи этих форм и их операционального состава с глубинными и Я-детерминированными свойствами личности. Выявлен ресурс жизнестойкости, заключенный в формах отношения личности к оппозициям. Обоснована специфическая роль рефлексии в реализации каждой формы отношения к оппозициям.

Объявление о защите (дата размещения 03.10.2017):
защита диссертации состоится 5 декабря 2017 г. в 15:00 по адресу: 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, ауд. 118.
Диссертация [*.pdf, 15.04 Мб] (дата размещения 9/13/2017)
Автореферат [*.pdf, 647.15 Кб] (дата размещения 10/3/2017)

Виды юридического мышления: методологическое и теоретико-правовое обоснованиеКандидатская диссертация

Соискатель:
Зыков Дмитрий Валерьевич
Руководитель:
Давыдова Марина Леонидовна
Оппоненты:
ОВЧИННИКОВ Алексей Игоревич, ПЕРМЯКОВ Юрий Евгеньевич
Дисс. совет:
Д 212.048.10 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
11/10/2015
В диссертации обосновывается классификация видов юридического мышления. Пристальное внимание уделяется проблеме иерархического построения целостной картины юридической реальности через выявление и анализ основных познавательных позиций субъектов юридической деятельности. В работе исследуется предмет и условия познания представителя исполнительно-распорядительного правоприменения, судьи и законодателя, в результате чего констатируется наличие у данных субъектов различающихся между собой образов-сущностей права, преследование ими неодинаковых целей и использование различных приемов при правоосуществлении.Автор предлагает учитывать в теории и на практике факт прерывистого и неоднородного характера юридической реальности  исходя из осознания значительной разницы предмета, задач, процесса и результатов познавательной деятельности исполнителя, судьи и законодателя, в том числе, при непосредственной регламентации их деятельности и нормативном закреплении статуса.

Объявление о защите (дата размещения 03.09.2015):
защита диссертации состоится 10 ноября 2015 г. в 16:00 по адресу: г. Москва, ул. Б. Трехсвятительский  переулок, дом 3, зал заседания Диссертационного совета.
Диссертация [*.pdf, 1.36 Мб] (дата размещения 6/4/2015)
Автореферат [*.pdf, 505.99 Кб] (дата размещения 8/27/2015)

Связь рефлексии и понятийного мышления подростковКандидатская диссертация

Соискатель:
Серёгин Константин Сергеевич
Руководитель:
Семенов Игорь Никитович
Оппоненты:
Слободчиков Виктор Иванович, Решетова Татьяна Яковлевна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/24/2013
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в теоретико-экспериментальном исследовании взаимосвязи структурных особенностей личностной рефлексии и понятийного мышления на материале подросткового возраста, ввиду его синзетивности к формированию рефлексии. Осуществляется теоретический вклад в понимание проблем генезиса рефлексии человека, ее основных функций и факторов развития в онтогенезе. На эмпирическом уровне конкретизируются представления о роли понятийного мышления в структуре рефлексивного самосознания человека. Объектом исследования выступает личностная рефлексия подростков, а предметом –  структурные характеристики личностной рефлексии. Цель настоящего исследования выявить и эмпирически верифицировать связь понятийного мышления подростков и личностной рефлексии на уровне ее структурных характеристик
Диссертация [*.pdf, 1.62 Мб]
Автореферат [*.pdf, 434.54 Кб]