• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 5 из 5

Политические аспекты бюджетного процесса субъектов РФКандидатская диссертация

Соискатель:
Баяндина Евгения Дмитриевна
Оппоненты:
Бусыгина Ирина Марковна, Витковская Татьяна Борисовна
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
4/25/2012
Традиционный взгляд на государственное бюджетирование предполагает в нем качества рациональности и политической нейтральности. Тем не менее, это представление является весьма ограниченным. Для понимания реальной практики бюджетирования востребованы политологические концепции бюджета, которые ставят в центр внимания систему политических и социальных мотиваций субъектов бюджетного процесса. В отечественной политической науке эти концепции до сих пор не получили широкого распространения. Проблематизация бюджета российского государства как политического явления, рассмотрение решений по распоряжению государственными финансами в связи с политическим процессом составляет актуальность данной работы. Объектом исследования является бюджетный процесс в субъектах РФ. Цель исследования: выявить и раскрыть политические аспекты бюджетного процесса субъектов РФ в 2000-е годы. Предметом исследования выступают политические аспекты бюджетного процесса.
Автореферат [*.pdf, 474.20 Кб]

СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ИНДЕКСОВ ЦЕН И КОЛИЧЕСТВДокторская диссертация

Оппоненты:
Варшавский Александр Евгеньевич, Суворов Анатолий Владимирович, Данилов-Данильян Виктор Иванович
Дата защиты:
10/10/2011
Анализ данных, которыми оперирует практическая статистика, и целей, с которыми по таким данным рассчитываются индексы цен и количеств для операций, производимых на множестве товаров и услуг, позволяет выделить две концепции индексов:статическую , имеющую целью сравнение уровней цен в двух сравниваемых периодах, как правило, коротких, для которых цены продуктов допустимо считать постоянными или рассматривать средние для периода цены как корректно определяемые наблюдениями за ценами в малое число моментов времени. Последние определяются заданным регламентом проведения статистических работ. Рассчитываемые так средние цены продуктов не зависят от динамик количеств продуктов в каждом из периодов;динамическую , ставящую и решающую задачу пересчета потока стоимости для периода из текущих цен в цены другого периода, то есть расчета индексов цен-дефляторов для сравниваемых периодов, в каждом из которых цены не признаются постоянными, изменяются закономерным, подлежащим выявлению образом. Периоды в этой концепции принято представлять в виде последовательностей более коротких периодов со своими динамиками цен, для которых средняя цена продукта корректно рассчитана по имеющимся данным. Их можно считать «однородными», но для них средняя цена продукта зависит от ненаблюдаемой явно динамики количества. Индекс цен-дефлятор стоимости совокупности продуктов для неоднородных периодов должен быть определен с учетом доступных данных и может не совпадать с индексом, определяемым в статической концепции.Необходимость различать теоретические конструкции и методы расчета статических и динамических индексов цен очевидна в связи с дифференциацией темпов изменения цен товаров и услуг в условиях существенной инфляции, влиянием на цены, внешних по отношению к экономической системе факторов. В таких условиях ужесточаются требования к регламенту проведения статистических наблюдений, но выполнение таких требований затрудняется. Действующая практика расчета индексов и используемая ею теория индексов тяготеют к использованию положений статической концепции и недостаточно приспособлены к современным особенностям изучаемого объекта. Классическая теория не содержит обосновываемые рекомендации в отношении формул для индексов цен-дефляторов стоимости в динамических ситуациях, с использованием которых анализируются, моделируются и прогнозируются макроэкономические, межотраслевые и отраслевые процессы в экономике.Потребность в разработке более общей версии теории индексов, позволяющей согласовать исходные положения концепций и выявлять сферы их применения, развивать и адаптировать методы расчета индексов к условиям функционирования экономики, определяет актуальность исследования. Цели и задачи исследования: выявление пробелов в конкурирующих направлениях классической теории индексов, противоречий и разрывов между ними и характером социально-экономических процессов, создание основ теории индексов, синтезирующей положения статической и динамической концепций, трансформирующей выявленные трудности в требующие решения задачи и их решение с позиций предложенной теории.Объектом исследования является совокупность исходных положений теории индексов цен и количеств, её научных результатов, рекомендаций и их практических интерпретаций. Используется практика применения индексов, отраженная с необходимой полнотой в руководствах международных и национальных статистических организаций и в публикациях. Предмет исследования – обоснованность и непротиворечивость конструкций индексов и порождаемых ими формул, рекомендуемых для использования в теоретических исследованиях и в практическом анализе социально-экономических процессов. Их соответствие характеристикам типовых ситуаций, возможность определения индексов, удовлетворяющих «бесспорным» требованиям и так называемым ситуационным аксиомам.  
Автореферат [*.pdf, 634.37 Кб]

"Социальная реклама в политическом процессе современной России" Кандидатская диссертация

Руководитель:
Оппоненты:
Евстафьев В.А., Тимофеева Л.Н.
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
12/21/2009
В условиях политической или экономической нестабильности особого внимания заслуживает проблема обеспечения устойчивости политической системы, важную роль приобретают исследования информационно-коммуникационных технологий, способных в той или иной мере смягчить стрессовые (по Д. Истону) состояния общества.Одной из эффективных технологий стабилизации политической системы является социальная реклама.Важное отличие социальной рекламы от других информационно-коммуникационных технологий (таких как public relations, governmental relations, государственная и коммерческая реклама) заключается в том, что она позволяет сохранить баланс интересов между государством и обществом в рамках политической системы. Остальные  служат конкретным коммерческим или политическим интересам. При этом их действие, как правило, направлено в одну сторону, и механизм «обратной связи» необходим лишь для повышения качества политических и экономических результатов.Здесь нужно отметить, что даже в демократических системах встречаются искажения на этапе  реализации проектов   социальной рекламы, когда под нее маскируются политическая или коммерческая реклама. При такой рекламной мимикрии под социально-гуманистическим слоганом или сюжетом может скрываться логотип коммерческой фирмы либо политической партии. Эта ситуация характерна для России, где бизнес старается (напрямую или косвенно – через public relations) использовать социальную рекламу в коммерческих целях. В свою очередь, государство также пытается сделать социальную рекламу инструментом политической пропаганды. Объект исследования данной диссертационной работы — социальная реклама в политическом процессе.Предметом исследования является функция социальной рекламы как инструмента  стабилизации политической системы. Цель диссертационного исследования – определение эффективности социальной рекламы как инструмента  стабилизации политической системы.
Автореферат [*.pdf, 391.74 Кб]

Неклассические индексы влияния в анализе политических процессов (на примере Государственной Думы РФ I-III созывов)Кандидатская диссертация

Руководитель:
Оппоненты:
Шабров Олег Федорович, Лезина Зоя Марковна
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
11/30/2009
Одним из важных элементов политических процессов является принятие решений. Во многих органах государственной власти и различных международных организациях решения принимаются путем голосования. Интенсивное исследование проблемы измерения влияния участников на исход голосования началось относительно недавно, в 1965 г., когда Дж. Банцаф доказал, что общепринятое мнение о строгой пропорциональности между числом голосов партии в парламенте и ее влиянием на парламент неверно. Между тем, ранее, исходя из этого представления, формировались правила политической игры. Например, в некоторых законодательных органах США, чтобы удовлетворить требованию «равное население должно быть представлено одинаково»1, использовалась взвешенная система голосования, приписывающая каждому депутату число голосов, пропорциональное численности населения, которое он представляет. Предполагалось, что влияние депутата на принятие решений пропорционально числу имеющихся у него голосов. Ярким примером ошибочности данного предположения и актуальности вопроса измерения влияния участников принятия коллективных политических решений является распределение голосов в Совете Министров Европейского Союза в 1958-1973 гг. Объектом исследования данной диссертации являются процессы принятия коллективных политических решений. Предмет исследования – коалиционное поведение в процессах принятия решений в политических институтах. Целью данной работы является построение методики оценки реального влияния участников принятия коллективных политических решений и ее апробация на примере Государственной Думы РФ I-III созывов.  
Автореферат [*.pdf, 292.53 Кб]

Эмоциональная атмосфера общества и ее влияние на политические процессыДокторская диссертация

Оппоненты:
Карадже Татьяна Васильевна, Соловьев Александр Иванович, Крыштановская Ольга Викторовна
Дата защиты:
12/25/2008
Факторы, определяющие специфику политических процессов, можно с достаточной степенью условности разделить на две группы: институциональные факторы, то есть явления, которые удовлетворяют широкому определению институтов, принятому в неоинституциональной теории, и неинституциональные факторы – явления, под это определение не подпадающие. К числу неинституциональных факторов принадлежат, в частности, динамика численности и качества населения, этнокультурные и социокультурные сдвиги на уровне стран и регионов, изменения природной среды и пр. Относятся к ним и эмоциональные факторы, то есть эмоциональные состояния и процессы, в той или иной мере влияющие на политическое поведение. Изучение роли институтов в политических процессах является основным направлением современной политологии. Что же касается неинституциональных факторов, то им в политологических исследованиях уделяется значительно меньше внимания. Между тем, их воздействие на политические процессы весьма велико и в последние десятилетия устойчиво возрастает. Если говорить об эмоциональных факторах, то их роль в политической жизни трудно переоценить. От общественных настроений существенным образом зависят результаты выборов, политическая стабильность или нестабильность общества, его способность или неспособность противостоять внешним угрозам, стихийным бедствиям и пр. Без учета эмоциональных факторов практически невозможно ответить на вопросы, касающиеся многих ключевых событий мировой и российской политической истории. Объектом настоящего исследования являются эмоциональные факторы политического поведения. Предметом исследования служит эмоциональная атмосфера общества, понимаемая как система этих факторов, существующая не только на групповом, но и на социетальном уровне. Цель исследования - разработка концепции эмоциональной атмосферы общества, ориентированной на нужды теоретического и прикладного анализа политических явлений.
Автореферат [*.pdf, 504.62 Кб]