• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 3 из 3

Неравенство и школьное образование в России: социальная селекция в локальных образовательных системахКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
2/2/2021
Исследуется школьная дифференциация в трех локальных образовательных системах (ЛОС) на территориях разного размера и социально-экономического развития (сельский район, малый город и мегаполис). Эмпирической базой послужили опросы школьников и интервью с родителями учеников и работниками школ (в общей сложности 8900 анкет и 150 интервью), организованные в рамках проектов НУЛ СОН НИУ ВШЭ в разных регионах России.При помощи анализа смешанных данных были изучены локальные образовательные системы и сложившаяся в них дифференциация (между школами и классами), а также описаны механизмы селекции. Показано, как особенности школьной дифференциации связаны с территориальным неравенством, образовавшимся внутри локальности, пространственной организацией территории и ее ЛОС, а также микросегрегацией по месту жительства в городских кейсах. Как у школ, так и у родителей есть заинтересованность в сортировке учеников, однако равновесие между стратегиями обеих сторон в образовательной системе достигается в виде межшкольной и/или внутришкольной дифференциации.Применение индекса сегрегации показало, что школьная дифференциация складывается преимущественно на основании социально-экономического статуса семьи, уровня образования матери и образовательных притязаний ученика. Сочетание этих параметров и уровень дифференциации связаны с особенностями локальности. Было показано существование не только универсальных, но и локальных особенностей воспроизводства неравенства через образовательные притязания школьников. Современные концепции объясняют, как происходит социальное воспроизводство через школьную дифференциацию. Данное исследование показывает локальную природу этого процесса.
Диссертация [*.pdf, 2.00 Мб] (дата размещения 11/24/2020)
Резюме [*.pdf, 508.13 Кб] (дата размещения 11/24/2020)
Summary [*.pdf, 586.36 Кб] (дата размещения 11/24/2020)

Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы школьников (на примере школ Санкт-Петербурга и Московской области)Кандидатская диссертация

Оппоненты:
Власова Татьяна Анатольевна, Чередниченко Галина Анатольевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
5/19/2017
В диссертационной работе представлены результаты комплексного изучения эффекта социального окружения на образовательные успехи и планы учащихся девятых классов из школ Санкт-Петербурга и Московской области. Показано, что социальное происхождение остается ключевым фактором для формирования успехов и планов школьников, но социальное окружение может либо усилить этот эффект, либо изменить его. Описаны пути влияния на академические успехи и планы школьника статуса его семьи, достижений и притязаний друзей ученика, типа внеклассной деятельности, в которую он вовлечен, а также мотивации и уверенности в своих силах. Различение в моделях статуса мигранта и этнического меньшинства позволило обнаружить эффект «мигрантского оптимизма» при отсутствии влияния на успехи этнического статуса. Выявлено четкое различие между путями влияния на планы школьников родительского статуса и социального окружения; продемонстрировано, что стремление ученика быть похожим на друзей может вести в том числе к планам на получение более низкого образования, чем родительское.

Объявление о защите (дата размещения 17.03.2017):
защита диссертации состоится 19 мая 2017 г. в 16:00 по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 309.
Диссертация [*.pdf, 1.87 Мб] (дата размещения 2/22/2017)
Автореферат [*.pdf, 394.35 Кб] (дата размещения 3/17/2017)

Стратегия социального воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детейКандидатская диссертация

Соискатель:
Зеликова Юлия Александровна
Оппоненты:
Дискин Иосиф Евгеньевич, Чередниченко Г.А.
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
12/21/2001
Процесс трансформации российского общества сопровождается изменением всех сфер общественной жизни, в том числе, изменением социальной структуры общества. Появились новые формы социального расслоения, не свойственные обществу советского типа, в том числе сформировался слой обеспеченных людей, не скрывающих, а наоборот, демонстрирующих свое материальное благополучие. Новый социальный слой, состоящий из обеспеченных людей, сделавших свое состояние в условиях экономических реформ, стал предметом пристального журналистского и научного интереса. Об этом свидетельствует значительное число публикаций во всех публицистических и социологических журналах за последние несколько лет. Этот новый социальный слой вызывает интерес у социологов и экономистов не только потому, что представляет собой новое социальное явление, но и в связи с тем, что среди экономической и политической элиты общества все чаще стали появляться представители именно этой социальной группы. А от того, кто играет или будет играть в обществе роль элиты, во многом зависит дальнейшее развитие страны. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить роль западного образования детей в процессе формирования и воспроизводства новой социальной группы обеспеченных семей. Объектом данного исследования является новый обеспеченный класс российского общества. В эмпирической части были выделены две группы респондентов. Первая группа - представители нового обеспеченного класса России, которые самостоятельно оплачивают западное образование своих детей. Вторая группа - дети респондентов первой группы. Следует отметить, что респондентами первой группы были женщины, так как, в данном случае, эта категория респондентов наиболее соответствует критериям доступности и компетентности.
Автореферат [*.pdf, 275.53 Кб]