• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 3 из 3

Роль блокчейн-технологий в социальных практиках современной науки:теоретико-методологический анализУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
10/12/2022
В работе проведен комплексный анализ социальных процессов, связанных с рецепцией и применением блокчейн-технологий и связанных с ними проектов в сфере организации науки, а также возникающих при этом социальных практик. Диссертация описывает институциональный и идеологический ландшафт блокчейн-проектов в науке; выявляет имплицитные нормативные модели организации науки и связанные с блокчейном принципы децентрализованного самоуправления и группового принятия решений. Кроме того, анализируются основные реакции научного сообщества, возникающие в процессе рецепции блокчейн-технологий, а также значимые черты организационного и ценностного устройства российской науки, проявившиеся в ходе контактов с новой технологией в 2017-2020 годах. Теоретической базой исследования выступают работы в области STS (science and technology studies), посвященные диффузии и рецепции новых технологий, социология науки как института (и научных сообществ), а также критическая социология информационных технологий. Эмпирической основой диссертации стала серия интервью и фокус-групп, проведенных в 2018-2020 годах в России и ЕС, посвященных восприятию респондентами блокчейн-технологий в науке, и онлайн-опрос, объектом которого стала совокупность ученых, академических сотрудников и преподавателей вузов, проживающих на территории РФ.
Диссертация [*.pdf, 2.63 Мб] (дата размещения 8/11/2022)
Резюме [*.pdf, 858.70 Кб] (дата размещения 8/11/2022)
Summary [*.pdf, 789.29 Кб] (дата размещения 8/11/2022)

Философия и университет: социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знанияКандидатская диссертация

Соискатель:
Завалей Анна Игоревна
Оппоненты:
Сапрыкин Дмитрий Леонидович, Филатов Владимир Петрович
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
10/30/2012
Научная новизна исследования состоит в том, что :1. Проанализированы границы применения основных эпистемологических и социологических подходов в изучении социально-культурного контекста производства знания.2. Предложена эпистемологически-оптимальная модель применения различных типов объяснительных подходов при анализе конкретных эпизодов истории знания.3. Предложенная модель апробирована на материале истории современной философии (немецкой философии в рамках исследовательского Гумбольдт-университета).4. Исследовано влияние когнитивных посылок, сформулированных в немецкой классической философии, на формирование исследовательской модели немецкого университета, и последующая трансформация содержания философского знания под давлением организационных норма реформированного университета.Объектом исследования являются социально-эпистемологические концепции объяснения связи социальных и когнитивных факторов, используемые в современной социологии знания и социальной эпистемологии, а также, в частности, применяемые в анализе истории современной философии.Целью исследования является совершенствование теоретических подходов к кейс-анализу институциональных структур знания, путем разрешения сложившегося в социальной эпистемологии концептуального тупика, состоящего в варьировании топологической оппозиции «знание производит социальность»/«социальность производит знание» без существенного обновления исследовательских стратегий.Предметом исследования являются эспистемологические возможности и ограничения социально-эпистемологических моделей, используемых в социальной эпистемологии, их эпистемологически-продуктивная применимость для объяснения конкретных эпизодов истории философии, а именно, истории немецкой философии XIX в., локализованной в рамках исследовательской модели университета (Гумбольдт-университета). 
Диссертация [*.pdf, 1.09 Мб]
Автореферат [*.pdf, 273.16 Кб]

Теория интеллектуальных движений: истоки, объяснительные возможности и перспективы примененияКандидатская диссертация

Соискатель:
Фурсов Константин Сергеевич
Оппоненты:
Мирская Елена Зиновьевна, Подвойский Денис Глебович
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
9/16/2011
Социологическое изучение исследовательских групп и процессов получения нового знания уходит корнями к формулировкам Т. Куна, поставившего вопрос о «революционных изменениях» в научно-исследовательской практике. Эмпирические исследования, развивающие это направление, показали, что основным источником изменения социальных структур интеллектуального производства является деятельность отдельных акторов или небольших групп, бросающих вызов традиционным представлениям о способах организации научного поиска и действующих вопреки сопротивлению со стороны других представителей интеллектуального сообщества. Проблема состоит в том, что при всем разнообразии примеров таких интеллектуальных движений и проектов (например, Блумсберийская группа, Венский кружок, евгеника Ф. Гальтона, этнометодология Г. Гарфинкеля, синтетическая биология К. Вёзе, Франкфуртская критическая или Тартусско-московская семиотическая школы, Московский методологический кружок и др.) их не всегда удается идентифицировать в силу неоднозначного характера деятельности и формы социальной организации. Обращение к категориальному аппарату теории интеллектуальных движений позволяет, с одной стороны, рассмотреть знание как динамический процесс, а с другой – определить в нем роль организованного коллективного действия, направленного на изменение конвенций в сфере профессиональной интеллектуальной деятельности. В работе выполнена систематизация и синтез подходов западных и российских специалистов, образующих концептуальные основания новой исследовательской перспективы, установлены теоретические границы базовых понятий, выявлены необходимые условия формирования интеллектуальных движений, предложен и апробирован подход к их эмпирическому анализу.
Автореферат [*.pdf, 399.10 Кб]