• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ


Введите первые несколько букв фамилии

Введите первые несколько букв фамилии

Показаны работы: 1 — 10 из 10

Сортировка:   по дате защиты   по имени соискателя   по имени научного руководителя   

Проблема статуса несуществующих вещей в майнонгианской философской традиции Кандидатская диссертация

Соискатель:Селиверстов Владимир Валерьевич
Руководитель:Порус Владимир Натанович
Оппоненты:Сокулер Зинаида Александровна, Герасимова Ирина Алексеевна
Дата защиты:24.06.2014

Проблема статуса несуществующих вещей проходит красной нитью через историю европейской философии. В разное время у разных авторов присутствовало рассуждение о статусе неких аномальных сущностей, с трудом поддающихся описанию в терминах существования и несуществования. «Пегас», «Шерлок Холмс», «Вулкан», «Зевс», «вечный двигатель», «круглый квадрат», «фонтан вечной юности», «золотая гора» – все эти понятия в разное время наделялись разным экзистенциальным статусом.Вывести дискуссию о несуществующих вещах на качественно новый уровень смогли представители австрийской философии XIX века, в частности Алексиус Майнонг, который выстроил целую теорию, позволяющую наиболее полно описывать все категории предметов, включая несуществующие. Майнонг, его предшественники и ученики заложили фундамент нового теоретического подхода к рассмотрению несуществующих вещей, предметов (оба понятия в данном контексте мы используем в более широком смысле), на основе которого уже в XX веке философы-аналитики занялись построением концепций, объясняющих употребление соответствующих понятий в естественном языке.Трактовка существования в майнонгианской традиции исходит из эмпирического критерия. Именно на основании этого критерия предметы  разделяются на существующие и несуществующие. Несуществующие предметы сами по себе включают несколько видов предметов: вымышленные предметы (куда включаются персонажи художественных произведений, предметы научных теорий и т.п.), противоречивые и т.д. Однако проблема в данном случае состоит в том, как мы можем думать, говорить о несуществующих предметах, и можем ли мы вообще. Специфика проблемы несуществующих вещей в этой традиции состоит в том, что эта проблема является как онтологической, так и эпистемологической. Эта проблема непосредственно связана с проблемой существования, поскольку для выстраивания онтологии принципиально важно прояснить различие между существованием и несуществованием, статус существующих и несуществующих предметов.Проблема статуса несуществующих вещей на сегодняшний день является особенно актуальной в связи с дискуссиями об онтологическом статусе научных предметов, вымышленных предметов и, тем самым, актуальной для современной философии науки и философии культуры.

Специальность:09.00.01 Онтология и теория познания
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:беспредметные представления, метафизический реализм, несуществующие предметы, теория познания, философия, философия науки
Диссертация [*.pdf, 1.32 Mb] (дата размещения 21.03.2014)
Автореферат [*.pdf, 428.87 Kb] (дата размещения 9.04.2014)

Английская экспериментальная философия как адаптация экспериментального метода к социально-культурному климату английской революции Кандидатская диссертация

Соискатель:Боганцев Иван Алексеевич
Руководитель:Порус Владимир Натанович
Оппоненты:Сокулер Зинаида Александровна, Кузнецова Наталья Ивановна
Дата защиты:18.12.2012

Английская экспериментальная философия никогда не становилась предметом отдельного исследования. Несмотря на то, что английская научная литература середины XVII века повсюду превозносит «экспериментальную философию», ее почти никогда не выделяют как отдельное философско-историческое явление, требующее анализа или оценки. Это тем более удивительно, потому что в целом английское естествознание этого периода изучено чрезвычайно хорошо, что объясняется, безусловно, ключевым значением исследований, проведенных в этот период.Такое пренебрежение можно объяснить тем, что философы науки часто приравнивают понятия «экспериментальная философия» и «английская наука середины XVII века», а «экспериментальными философами» считают всех английских ученых этого периода. Иногда экспериментальными философами считают всех сколько бы то ни было прогрессивных ученых XVII и даже XVIII века.
Объектом исследования является английская экспериментальная философия - когнитивно-практическая система воззрений на цели науки и средства их реализации, вместе с социально и культурно значимыми условиями, в которых она возникла и развивалась на протяжении XVI-XVII вв. Предметом исследования является философско-эпистемологическое содержание процессов возникновения и развития английской экспериментальной философии, ее адаптации к социальному, политическому и религиозному климату английской революции и реставрации.Цель работы – показать связь идей английской экспериментальной философии с экономическим, социально-политическим, религиозным контекстом (экономические структуры, институты, морально-религиозный климат, умонастроения интеллектуальной элиты и т.д.) Англии революционного и пост-революционного периодов. Эта связь  выступает совокупностью условий, при которых экспериментальный подход к решению научных проблем получает преимущество в конкуренции методов и становится прочной основой научной практики.


Специальность:09.00.01 Онтология и теория познания
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:английский язык, философия, философия языка
Диссертация [*.doc, 6.36 Mb]
Автореферат [*.pdf, 325.81 Kb]

Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки Кандидатская диссертация

Соискатель:Юдин Григорий Борисович
Руководитель:Филиппов Александр Фридрихович
Оппоненты:Ямпольская Анна Владимировна, Дмитриева Нина Анатольевна
Дата защиты:18.12.2012

Данная работа выполнена на стыке двух проблемных полей – философии социальной науки и феноменологической философии. Ключевой эпистемологической проблемой классической и современной социальной науки является поиск адекватного отношения познающего субъекта к действительности. В работе реконструируется формирование представлений о соотношении субъекта социально-научного познания и социально-исторической действительности, а также исследуются философские истоки ограничений и противоречий, возникающих в социологическом исследовании. Анализ классической дискуссии о разделении наук используется для выявления специфики феноменологического понятия действительности. Действительность феноменологически определяется как мир, данный в наивно-естественной установке, а его научное познание возможно путём объективации доксического отношения к миру, которая достигается методом феноменологической редукции. С опорой на поздние работы Э. Гуссерля показано, что феноменологическое познание может быть последовательно реализовано только как наука об общественно-исторической действительности, а также проанализированы эпистемологические возможности метода редукции в социально-научном познании.

Специальность:09.00.01 Онтология и теория познания
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:социогуманитарное знание, феноменологическая философия, философия
Диссертация [*.pdf, 1.54 Mb]
Автореферат [*.pdf, 242.46 Kb]

Философия и университет: социально-эпистемический анализ основных институциональных форм знания Кандидатская диссертация

Соискатель:Завалей Анна Игоревна
Руководитель:Куренной Виталий Анатольевич
Оппоненты:Филатов Владимир Петрович, Сапрыкин Дмитрий Леонидович
Дата защиты:30.10.2012

Научная новизна исследования состоит в том, что :1. Проанализированы границы применения основных эпистемологических и социологических подходов в изучении социально-культурного контекста производства знания.2. Предложена эпистемологически-оптимальная модель применения различных типов объяснительных подходов при анализе конкретных эпизодов истории знания.3. Предложенная модель апробирована на материале истории современной философии (немецкой философии в рамках исследовательского Гумбольдт-университета).4. Исследовано влияние когнитивных посылок, сформулированных в немецкой классической философии, на формирование исследовательской модели немецкого университета, и последующая трансформация содержания философского знания под давлением организационных норма реформированного университета.Объектом исследования являются социально-эпистемологические концепции объяснения связи социальных и когнитивных факторов, используемые в современной социологии знания и социальной эпистемологии, а также, в частности, применяемые в анализе истории современной философии.Целью исследования является совершенствование теоретических подходов к кейс-анализу институциональных структур знания, путем разрешения сложившегося в социальной эпистемологии концептуального тупика, состоящего в варьировании топологической оппозиции «знание производит социальность»/«социальность производит знание» без существенного обновления исследовательских стратегий.Предметом исследования являются эспистемологические возможности и ограничения социально-эпистемологических моделей, используемых в социальной эпистемологии, их эпистемологически-продуктивная применимость для объяснения конкретных эпизодов истории философии, а именно, истории немецкой философии XIX в., локализованной в рамках исследовательской модели университета (Гумбольдт-университета). 

Специальность:09.00.01 Онтология и теория познания
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:высшее образование, реформа образования, социальная эпистемология, социогуманитарное знание, социология науки, философия
Диссертация [*.pdf, 1.09 Mb]
Автореферат [*.pdf, 273.16 Kb]

Философия истории немецкой исторической школы права Кандидатская диссертация

Соискатель:Асламов Николай Евгеньевич
Руководитель:Резвых Петр Владиславович
Оппоненты:Сатыбалдинова Куляш Мухамединовна, Войниканис Елена Анатольевна
Дата защиты:16.10.2012

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертант предлагает новую интерпретацию историософского наследия Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухты, основанную на отказе от восприятия их творчества как одной из форм спекулятивного системотворчества. Предлагаемая интерпретация опирается на гипотезу, согласно которой пример двух исследуемых авторов хорошо показывает, как философия истории может излагаться в несистемном ключе, не превращаясь при этом в теоретическую эклектику. Именно такой подход позволил автору показать, что Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухта, опираясь на фундаментальные теоретические положения, единые для исторической школы права, но не имеющие характера систематического целого, выработали существенно различные варианты понимания истории. В диссертации вводится в научный оборот целый ряд малоизвестных и ранее не переведенных на русский язык источников. Полученные результаты открывают новые горизонты в понимании проблем и задач дальнейшего исследования творчества не только исторической школы права, но и всей совокупности  историософских концепций первой половины XIX в.Объектом исследования является обширный массив оригинальных текстов Савиньи и Пухты на немецком языке, среди которых как программные сочинения, так и небольшие статьи, рецензии и письма.Предметом исследования стало отраженное в данных текстах преломление идей немецкой исторической школы права в их историософском аспекте.Цель: определение специфики историософской проблематики в работах Ф.К. Савиньи и Г.Ф. Пухты в сравнении с другими вариантами западноевропейской философии истории, прежде всего, современными исследуемым авторам.

Специальность:09.00.03 История философии
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:право, философия
Диссертация [*.doc, 691.00 Kb]
Автореферат [*.pdf, 206.86 Kb]

Проблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии Г.В.Лейбница Кандидатская диссертация

Соискатель:Осминская Наталия Александровна
Руководитель:Руткевич Алексей Михайлович
Оппоненты:Майоров Геннадий Георгиевич, Круглов Алексей Николаевич
Дата защиты:10.04.2012

Научная новизна диссертации определяется тем, что данная работа представляет собой первый в отечественной и зарубежной исследовательской литературе опыт целостной реконструкции лейбницевской программы всеобщей науки. В работе впервые подробно прослежен генезис идеи всеобщей науки в раннем творчестве философа от юношеских работ философа второй половины 1660-х гг. вплоть до 1688 года, когда, по оценке Б.Рассела, метафизика Лейбница в целом уже сформировалась. Впервые в истории лейбницеведения  предпринята попытка рассмотрения лейбницевской scientia generalis в широком историко-философском контексте традиции всеобщей науки, охватывающем как ближайшее окружение Лейбница, так и различные течения новоевропейского энциклопедизма XVI-XVII вв. В диссертации вводится в научный оборот значительный массив оригинальных текстов Лейбница, ранее не переведенных на русский язык. В работе освоены и творчески переработаны новейшие результаты архивной работы последнего десятилетия, достигнутые в рамках подготовки академического издания сочинений Лейбница лейбницеведческими исследовательскими центрами Мюнстерского университета и Берлин-Бранденбургской Академии наук. Кроме того, в диссертации привлекается к рассмотрению обширный круг малоизвестных источников, образующих контекст лейбницевской программы всеобщей науки (сочинения И.Г.Алстеда, И.Г.Бистерфельда, Э.Вейгеля, Д.Швентера, Д.Дзабареллы, Б.Кеккермана и др.), также по большей части не переводившихся на русский язык и не анализировавшихся в отечественной историко-философской литературе. Привлечение данного материала позволило автору исследования сформулировать целостную интерпретацию выдвинутой Лейбницем концепции всеобщей науки как системообразующего содержательного ядра всей философии Лейбница, связующего воедино ее теологические, метафизические, теоретико-познавательные, натурфилософские, естественнонаучные и политические компоненты. Представленная интерпретация призвана пересмотреть целый ряд устоявшихся историко-философских стереотипов, прежде всего широко распространенное убеждение в формально-инструментальном характере всеобщей науки Лейбница как органона знания, представляющего собой аналог картезианской mathesis universalis.  Вразрез с этой традицией, в представленном исследовании выдвигается и обосновывается тезис, согласно которому всеобщая наука Лейбница представляет собой опыт построения новой метафизики, которая, по замыслу автора, по своим функциям должна была выступить в качестве аналога «первой философии» Аристотеля. Предметом исследованияявляется концепция всеобщей науки, как она была сформулирована в ранних и зрелых сочинениях Г.В.Лейбница. Объектом исследования является обширный массив оригинальных текстов Лейбница на латинском, французском и немецком языках, датируемых периодом между 1666 и 1688 гг., а также оригинальные тексты сочинений латинских, французских и немецких авторов, послужившие непосредственными источниками лейбницевской программы всеобщей науки. Цель исследования заключается в определении содержания, места и значения концепции всеобщей науки в философии Лейбница

Специальность:09.00.03 История философии
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:метафизика, философия
Автореферат [*.pdf, 268.93 Kb]

Политико-правовые воззрения евразийцев в российском государствоведении XX в. Кандидатская диссертация

Соискатель:Назмутдинов Булат Венерович
Руководитель:Исаков Владимир Борисович
Оппоненты:Павлов Александр Владимирович, Исаев Игорь Андреевич
Дата защиты:27.03.2012

При всем многообразии работ, посвященных проблематике евразийства, нет ни одной, специально посвященной правовым аспектам евразийства, а не взглядам отдельных авторов, традиционно к нему относимых. Тем более, не появилось трудов, рассматривавших правовые и политические воззрения евразийцев в их взаимосвязи. В данной диссертационной работе впервые на теоретическом уровне исследуются правовые и политические аспекты евразийцев в их тесной связи, проводится анализ правовых и политических понятий, использованных евразийцами. Ключевое значение придается концептуальному аспекту политико-правовых воззрений евразийцев, а не их историософской, общеисторической, историко-правовой оценке развития Российского государства. Автор исследования выявляет идейно-исторических основы политико-правовых взглядов евразийцев; определяет основные этапы и закономерности развития политического евразийства в XX в.; проводит анализ и систематизацию теоретических воззрений евразийцев на государство; выявляет их толкования понятий «территория», «население», «власть» в контексте понятия государства; изучает и осмысляет мнения евразийцев по поводу соотношения «права» и «закона», определяет основные правовые и политические понятия, использовавшихся евразийцами («правообязанность», «функциональная собственность»); характеризует основные черты проекта «евразийской конституции».Объектом исследования является евразийство как сложное, многоаспектное течение российской общественной мысли XX в. Предметом исследования выступают политико-правовые воззрения евразийцев в контексте российского государствоведения XX в. Целью исследования является определение содержания и общественно-политического значения государственно-правовых воззрений евразийцев.

Специальность:12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Дисс. совет:Д 212.048.10 - Совет по юридическим наукам
Ключевые слова:Евразийский Союз, философия
Автореферат [*.pdf, 399.24 Kb]

Зарождение экономической науки в Великобритании: историко-философский анализ Кандидатская диссертация

Соискатель:Вырская Марина Сергеевна
Руководитель:Сидорина Татьяна Юрьевна
Оппоненты:Филатов Владимир Петрович, Веретенников Андрей Анатольевич
Дата защиты:28.02.2012

Экономическая наука имеет богатую историю, и за последние два столетия эта дисциплина приобрела большой вес среди других наук о человеческом обществе. При этом экономика не является обособленной от прочих сфер знания, поскольку вопросы и задачи, которые ей приходится решать, являются смежными с другими науками – философией, социологией, психологией, правом, политологией. Актуальность исследования заключается в том, что смежные вопросы (разделение и специализация труда, роль государства в экономике, возможность социально-экономического порядка) стоят перед обществом любой современной страны и их необходимо решать для достижения социального и экономического благополучия государства. Актуальными эти вопросы и задачи были еще в Великобритании в XVIII в., и сегодня они являются первоосновными, базовыми для экономической науки.В настоящее время предпринимаются попытки классификации, периодизации развития экономики Великобритании, и наше исследование посвящено анализу этого аспекта истории экономической мысли. Однако еще в большей степени оно актуально для философии. Зарождение экономической мысли в рамках философии являлось, по сути, зарождением социальной проблематики в философии. Подобно тому, как экономическая наука возвращается к своим базовым вопросам с разных точек рассмотрения, так и социальная философия изучает круг проблем, очерченный еще в XVII – XVIII вв. или ранее. Сегодня, как и триста лет назад, попытки разрешить конкретные экономические вопросы порождают более глубокие, социально-философские вопросы. Объект исследования – история экономической мысли. Предмет исследования – британская экономическая наука и экономические работы шотландских философов Ф. Хатчесона, Д. Юма, А. Фергюсона.

Специальность:09.00.03 История философии
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:Великобритания, история, мысль, работа, философия
Автореферат [*.pdf, 314.84 Kb]

Место антропологии в системе философии духа Г.В.Ф. Гегеля Кандидатская диссертация

Соискатель:Чепурин Кирилл Валериевич
Руководитель:Руткевич Алексей Михайлович
Оппоненты:Судаков Андрей Константинович, Лунгина Дарья Андреевна
Дата защиты:13.09.2011

В диссертации предлагается новый взгляд на сущность зрелой философии духа Г.В.Ф. Гегеля сквозь призму его антропологии. Цель исследования – проанализировать, как гегелевская антропология скрыто или явно определяет и пронизывает всю его философию духа в целом и каждый из ее разделов в частности. Именно анализ антропологии Гегеля как учения об индивидуальной человеческой душе даёт возможность переосмыслить Гегелеву философию в противовес распространенному утверждению, будто Гегель, мыслитель всеобщности, не оставляет места в своей системе для конкретно-человеческого, индивидуально-реального, и показать, что у Гегеля есть человек как вот этот вот конкретный человек, в единстве его души и его сознания, антропологии и феноменологии, а также в христологическом основании его субъективности. В исследовании рассматривается проблема включенности антропологии Гегеля в его философию духа, а не философию природы, и демонстрируется, что антропология обладает в системе философии духа Гегеля поистине фундаментальным значением. Впервые вводится тема интенсивности души у Гегеля и определяются как ее истоки в антропологии Канта, так и ее отношение к гегелевскому понятию духа. Впервые выявляются и анализируются гегелевские концепции «личной» смерти, меры интенсивности души, масштаба души, а также его антропологическая концепция «судьбы» как направляющей человека внутри «общего дела» ( Gemeinwesen, res publica ). По-новому устанавливается основополагающая роль антропологии в логике развития субъективного духа у Гегеля (в движении антропология-феноменология-психология) и разбирается вытекающая из этой логики несвобода и «бессознательность» сознания. Тем самым показывается, что у Гегеля есть антропологическая критика сознания – тема, ранее в литературе о Гегеле не поднимавшаяся. Предлагается новое осмысление того, что Гегель называет безумием рассудка, и определяется значение обращения к душе (антропологии) и истинным образом понятому опыту для преодоления этого безумия. Наконец, впервые выявляется троякая – через цель, структуру и основание – связь антропологии Гегеля и его философии абсолютного духа, а также роль антропологической фигуры Христа как реального основания всякой субъективности в гегелевской философии духа.


Специальность:09.00.03 История философии
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:антропология, Гегель, сознание, философия, философия Канта
Автореферат [*.pdf, 326.53 Kb]

Философия языка В. фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX-XX вв. Кандидатская диссертация

Соискатель:Романенко Ефим Константинович
Руководитель:Руткевич Алексей Михайлович
Оппоненты:Щедрина Татьяна Геннадьевна, Резвых Петр Владиславович
Дата защиты:13.09.2011

В исследовании впервые предпринимается попытка сравнительного анализа концепций В. фон Гумбольдта, Х. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Э. Кассирера с точки зрения таких аспектов их учений как: связь языка и мышления, возникновение и развитие языка, связь языка и психологии народа-носителя, внутренняя форма языка. Автор поставил своей целью проанализировать эти учения с историко-философской точки зрения, выявить их общетеоретические и гносеологические элементы. Цель исследования: дать подробный сравнительный анализ «промежуточного звена» между гумбольдтианством и неогумубольдтианством, проследить историческое развитие этого философского течения в немецкой мысли XIX-XX вв. Автор анализирует философско-лингвистическое учение Гумбольдта,  прослеживая связь этого учения с философскими и языковедческими концепциями его современников; выявляет основные особенности его философии языка, основные проблемы и способы их разрешения, понятийный и терминологический инструментарий, который был им задействован.  Далее анализируются философско-лингвистические учения авторов, которых в научной литературе традиционно относят к последователям Гумбольдта (Штайнталя, Лацаруса, Вундта, Кассирера), выявляются основные положения и особенности их концепций, особенности постановки проблем и способов их разрешения, а так же используемые ими понятия. В соответствии с полученными результатами проводится сравнительный анализ концепций указанных выше авторов; определяются сходства и различия их учений с изначальным учением Гумбольдта. На основе проведенного анализа: выявляется «степень отношения» того или иного автора к гумбольдтианскому течению. Выявляются сходства и различия в учениях Гумбольдта и его последователей, постоянные элементы, свойственные всей гумбольдтианской линии, и переменные элементы, зависящие от взглядов того или иного автора, предложенных им решений изначальных проблем учения Гумбольдта, а так же исторического и научного контекста эпохи. 

Специальность:09.00.03 История философии
Дисс. совет:Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Ключевые слова:антропология, лингвистика, философия, философия языка, этнопсихология
Автореферат [*.pdf, 201.15 Kb]