• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ


Введите первые несколько букв фамилии

Введите первые несколько букв фамилии

Показаны работы: 1 — 7 из 7

Сортировка:   по дате защиты   по имени соискателя   по имени научного руководителя   

Благотворительная деятельность малого и среднего бизнеса в малом городе: экономико-социологический анализ Кандидатская диссертация

Соискатель:Чернышева Марина Вячеславовна
Руководитель:Кузина Ольга Евгеньевна
Оппоненты:Сельцер Дмитрий Григорьевич, Орлова Людмила Викторовна
Дата защиты:20.10.2017

В диссертационной работе c использованием данных кейс стади двух малых российских городов,  расположенных в удаленных от мегаполисов районах субъектов Российской Федерации, проведен анализ мотивов, барьеров, форм участия малого и среднего бизнеса в благотворительности. В исследовании обоснованы содержательные различия понятий «благотворительность» и «филантропия», проанализированы экономические и социологические модели благотворительности бизнеса, существующие в российской и зарубежной литературе, обосновано применение идеи патримониального господства М.Вебера для анализа благотворительности по запросам местных властей.  В работе выделены основные логики участия малого и среднего бизнеса в благотворительности – альтруистическая логика, логика укорененности и логика лояльности.  Показана роль депутатов и бизнес-ассоциаций в осуществлении благотворительности бизнеса в малом городе.

Объявление о защите (дата размещения 16.08.2017):
защита диссертации состоится 20 октября 2017 г. в 14:00 по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 309.

Специальность:22.00.03 Экономическая социология и демография
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Ключевые слова:благотворительность, власть, локальное сообщество, малый город, малый и средний бизнес, социальная ответственность бизнеса
Диссертация [*.pdf, 977.89 Kb] (дата размещения 27.06.2017)
Автореферат [*.pdf, 438.27 Kb] (дата размещения 16.08.2017)

Современные модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти Кандидатская диссертация

Соискатель:Кисель Кирилл Юрьевич
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Ларионова Марина Владимировна, Гаман-Голутвина Оксана Викторовна
Дата защиты:25.06.2013

Работа направлена на изучение и выявление современных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти. Актуальность работы определяется тем, что на сегодняшний день, в условиях вступления России в новый этап своего развития и курса на модернизацию, вопрос изучения взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти встает на первое место. Актуальным становится вопрос выстраивания сотрудничества, ежедневного диалога, системы совместного целеполагания и принятия решений между бизнесом и властью. В диссертации проанализированы существующие подходы к изучению взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти и проведена типологизация моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти с учетом имеющихся подходов, исследованы и охарактеризованы институциональные практики в ведущих зарубежных государствах. Эмпирическая база исследования представляет собой серию углубленных интервью с представителями деловых кругов, руководителями и сотрудниками бизнес-структур, бизнес-объединений и органов государственной власти, которые были проведены по единому вопроснику. Среди респондентов можно выделить представителей крупных компаний (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «Банк Уралсиб»), консалтинговых компаний (ЗАО «Делойт и Туш СНГ», ООО «Психология и бизнес консалтинг групп»), крупных бизнес-объединений (Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация европейского бизнеса), органов государственной власти (Правительство Московской области) и экспертного сообщества (Институт экономики РАН, Институт современного развития). Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей и характерных черт функционирования модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через бизнес-объединения. Объект исследования –  взаимодействие бизнес-структур и органов государственной власти. Предмет исследования – модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес, бизнес-сообщество, бизнес-структуры, власть, модели взаимодействия, органы государственной власти
Диссертация [*.pdf, 21.60 Mb]
Автореферат [*.pdf, 440.85 Kb]

Влияние политического режима на институт собственности в постсоветской России Кандидатская диссертация

Соискатель:Марьин-Островский Андрей Николаевич
Руководитель:Мусихин Глеб Иванович
Оппоненты:Соловьев Александр Иванович, Вилисов Максим Владимирович
Дата защиты:27.10.2011

На протяжении последних нескольких лет тема комплексной модернизации России («модернизационного прорыва») является доминирующей в политической повестке дня. В условиях обострения глобальной конкуренции и скачкообразных технологических изменений, любое государство способно оказаться «за бортом» мировой политико-экономической системы,  попав в «зону периферии» на очередном витке развития. В этих условиях задача модернизации превращается в задачу выживания. Поскольку любая долгосрочная политика носит институциональный характер, обеспечить «прорыв», управляя модернизационными процессами в «ручном режиме», без опоры на эффективные и стабильные институты вряд ли возможно. В этом аспекте первостепенное значение для обеспечения устойчивого экономического роста имеет институт собственности. Целью исследования является оценка влияния политического режима на институт собственности в постсоветской России. Автор исследования выдвигает гипотезу, согласно которой ключевые характеристики и свойства института собственности в постсоветской России были определены воздействием политического режима. Автор утверждает, что влияние политических (властных) акторов на трансформацию института собственности было большим, чем влияние бизнес-акторов. Последние не смогли оказать организованное коллективное воздействие, способствующее формированию в России института, предполагающего защиту прав собственности, их спецификацию и достижение полноты управленческого контроля над объектами собственности. В исследовании предпринимается попытка построения методики позволяющей выявлять, описывать все формы взаимодействия между политическим режимом и институтом собственности, имевшие место в России (СССР) с 1985 г. по 2010 г., в виде мультикритериальной типологии. Выделяются режимы функционирования института собственности. Так в СССР и России институт собственности в период с 1985 года по 2010 год реально функционировал в трех режимах: командно-административном, сегментированном, бюрократическом. При этом рыночно-демократический режим функционирования института собственность фактически сформирован не был.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес, власть, политический режим, права собственности, собственность
Автореферат [*.pdf, 371.64 Kb]

Проблемы развития политических коммуникаций в федеральных органах исполнительной власти в современной России Кандидатская диссертация

Соискатель:Попов Олег Анатольевич
Руководитель:Огарь Ирина Викторовна
Оппоненты:Никонорова Екатерина Васильевна, Литвинова Татьяна Николаевна
Дата защиты:26.01.2011

Актуальность темы исследования. В современных демократических государствах взаимодействие органов власти с различными участниками политического процесса обеспечивается использованием инструментов политической коммуникации и выстраиванием механизмов обратной связи. Роль коммуникации в системе государственного управления постоянно возрастает, а коммуникационная составляющая политической действительности усложняется, что связано, прежде всего, с развитием современных информационных технологий. Эффективность государства напрямую зависит от характера коммуникации и степени вовлечения общества в процессы принятия политических решений. В системе государственного управления изменяются роль и функции основных участников политическойкоммуникации, взаимодействие между которыми осуществляются уже не только по вертикали: от управляющих к управляемым, но и по горизонтали.
Следовательно, в современном политическом процессе России возрастает роль горизонтального уровня политической коммуникации, предпринимаются попытки перехода от прямого воздействия власти на аудиторию к диалоговой коммуникации, предполагающей более тесное взаимодействие. В настоящее время в Российской Федерации законодательно закреплены легитимные механизмы взаимодействия органов власти и общества, а современные процессы по модернизации курса политического и социально-экономического развития предполагают трансформацию политико-коммуникационной деятельности федеральных органов исполнительной власти. В системе государственного управления, в свою очередь, вырабатываются новые формы и принципы функционирования,соответствующие текущим изменениям. Объектом исследования диссертации являются процессы формирования и реализации системы политических коммуникаций в федеральных органах власти РФ, а предметом исследования - формы, методы, механизмы и модели политических коммуникаций в системе федеральных органов власти в современной России. Цель диссертационного исследования состоит в научном анализе политических процессов, особенностей и направлений развития политических коммуникаций на уровне федеральных органов исполнительной власти страны.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:
Ключевые слова:власть, органы государственной власти, Россия
Автореферат [*.pdf, 294.35 Kb]

Анализ условий привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных благ (пример вывоза ТБО в России) Кандидатская диссертация

Соискатель:Белоусов Михаил Юрьевич
Руководитель:Левин Марк Иосифович
Оппоненты:Гоголева Татьяна Николаевна, Галицкий Ефим Борисович
Дата защиты:14.10.2010

Финансирование таких услуг, как школьное и дошкольное образование, здравоохранение, охрана правопорядка, пожарная охрана, жилищные и коммунальные услуги, осуществляется преимущественно за счет государства. В последние десятилетия, особенно на фоне экономических кризисов, значительно возросла актуальность сокращения бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы. Привлечение частных компаний к оказанию услуг, финансируемых из бюджета, во всем мире используется как один из наиболее эффективных способов снижения государственных расходов. Однако муниципальные власти не всегда готовы отказываться от услуг муниципальных служб. Объясняется это не только возможностью использования муниципальных служащих в различных политических проектах, но также неблагоприятным влиянием социально-экономических факторов. В диссертации предложена модель анализа механизма привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных, которая учитывает нецелевые трансферты вышестоящих бюджетов и удельные расходы. Показано отрицательное влияние нецелевых трансфертов и положительное - удельных издержек на вероятность привлечения частных компаний к предоставлению локальных общественных благ, финансируемых из бюджета. На основе эмпирического анализа данных по российскому рынку сбора и вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) выявлены социально-экономические факторы, способствующие привлечению частных компаний на рынок вывоза ТБО, к числу которых относятся, рассмотренные в теоретической модели.      

Специальность:08.00.01 Экономическая теория
Дисс. совет:Д 212.048.02 - Совет по экономическим наукам
Ключевые слова:власть, государственное и муниципальное управление, ТБО, частная компания
Автореферат [*.pdf, 367.71 Kb]

Российская власть в оценках граждан (1993-2008 г.г.) Кандидатская диссертация

Соискатель:Шипов Андрей Леонидович
Руководитель:Урнов Марк Юрьевич
Оппоненты:Слизовский Дмитрий Егорович, Мелешкина Елена Юрьевна
Дата защиты:21.12.2009

В настоящее время политическая система России вовлечена в очередной виток трансформации. Приняты первые поправки к Конституции Российской Федерации, увеличивающие сроки полномочий президента и депутатов Государственной думы. С избранием третьего президента России в стране сложилась новая по сравнению с ситуацией 2000 – 2007 годов конфигурация властных отношений. В начале XXI века в России возникли  предпосылки для персональной легитимации политической системы, в то время как структурная легитимность в ситуации институционального слома прежней политической системы не имела шансов сформироваться. Цель данной работы – изучить оценки гражданами институтов государственной власти в период 1993-2008 гг. и выявить перспективы трансформации оснований легитимности российской власти – от персонального типа к структурному. Также в работе выявляется и анализируется ряд факторов, обуславливающих высокую популярность российского президента в начале XXI века. Актуальность темы настоящей диссертационной работы определяется как теоретической значимостью исследования структуры отношения российских граждан к политикам и политическим институтам, так и практическими задачами определения стратегий различных субъектов российской политики. В качестве предмета исследования выступают оценки гражданами Российской Федерации институтов государственной власти в период 1993-2008 годов.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:власть
Автореферат [*.pdf, 416.55 Kb]

Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского Союза Кандидатская диссертация

Соискатель:Королев Евгений Александрович
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Туровский Ростислав Феликсович, Егоров Валерий Кузьмич
Дата защиты:03.03.2009

Проблема взаимодействия бизнеса и власти охватывает не только вопросы лоббистской деятельности бизнеса, но и деятельности властей по выстраиванию отношений с бизнесом в своих интересах. Если лоббистская деятельность бизнеса подразумевает одностороннее влияние на власть, то взаимодействие является двусторонним процессом влияния бизнеса и власти друг на друга, в силу чего его изучение носит более разносторонний характер. Кроме того, изучение взаимодействия бизнеса и власти позволяет оценить разнообразные формы их сотрудничества с точки зрения продуктивности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в России отсутствует устойчивая система цивилизованных развитых взаимоотношений бизнеса и власти. Поэтому изучение европейского опыта функционирования такой системы позволит выявить эффективные механизмы взаимодействия бизнеса и власти, которые могут быть использованы в российской политической практике. Исследование процесса взаимодействия бизнеса и власти на примере общеевропейских и национальных институтов власти Европейского Союза (ЕС) позволяет проанализировать механизмы взаимодействия на разных уровнях. Это дает возможность выделить как универсальные эффективные технологии взаимодействия, так и технологии взаимодействия, эффективные только в условиях определенной политико-правовой и социально-экономической среды. На этом основании могут быть усовершенствованы механизмы взаимодействия бизнеса и власти в России.Целью диссертационного исследования является выявление эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе, понимание которых поможет представителям отечественного бизнеса в защите их европейских интересов. Исследование также нацелено на обнаружение эффективных механизмов взаимодействия, которые могут быть использованы в российской политической практике. Объектом исследования выступают существующие отношения между представителями бизнес-сообщества (корпорациями, национальными ассоциациями бизнеса, европейскими федерациями бизнеса) и политическими институтами Европейского Союза. Предметом исследования являются принципы и методы взаимодействия бизнеса и власти.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес, власть, Европейский Союз, политические институты
Автореферат [*.pdf, 198.69 Kb]