• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ


Введите первые несколько букв фамилии

Введите первые несколько букв фамилии

Показаны работы: 1 — 6 из 6

Сортировка:   по дате защиты   по имени соискателя   по имени научного руководителя   

Современные модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти Кандидатская диссертация

Соискатель:Кисель Кирилл Юрьевич
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Ларионова Марина Владимировна, Гаман-Голутвина Оксана Викторовна
Дата защиты:25.06.2013

Работа направлена на изучение и выявление современных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти. Актуальность работы определяется тем, что на сегодняшний день, в условиях вступления России в новый этап своего развития и курса на модернизацию, вопрос изучения взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти встает на первое место. Актуальным становится вопрос выстраивания сотрудничества, ежедневного диалога, системы совместного целеполагания и принятия решений между бизнесом и властью. В диссертации проанализированы существующие подходы к изучению взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти и проведена типологизация моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти с учетом имеющихся подходов, исследованы и охарактеризованы институциональные практики в ведущих зарубежных государствах. Эмпирическая база исследования представляет собой серию углубленных интервью с представителями деловых кругов, руководителями и сотрудниками бизнес-структур, бизнес-объединений и органов государственной власти, которые были проведены по единому вопроснику. Среди респондентов можно выделить представителей крупных компаний (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «Банк Уралсиб»), консалтинговых компаний (ЗАО «Делойт и Туш СНГ», ООО «Психология и бизнес консалтинг групп»), крупных бизнес-объединений (Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация европейского бизнеса), органов государственной власти (Правительство Московской области) и экспертного сообщества (Институт экономики РАН, Институт современного развития). Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей и характерных черт функционирования модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через бизнес-объединения. Объект исследования –  взаимодействие бизнес-структур и органов государственной власти. Предмет исследования – модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес, бизнес-сообщество, бизнес-структуры, власть, модели взаимодействия, органы государственной власти
Диссертация [*.pdf, 21.60 Mb]
Автореферат [*.pdf, 440.85 Kb]

Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского Союза Кандидатская диссертация

Соискатель:Королев Евгений Александрович
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Туровский Ростислав Феликсович, Егоров Валерий Кузьмич
Дата защиты:03.03.2009

Проблема взаимодействия бизнеса и власти охватывает не только вопросы лоббистской деятельности бизнеса, но и деятельности властей по выстраиванию отношений с бизнесом в своих интересах. Если лоббистская деятельность бизнеса подразумевает одностороннее влияние на власть, то взаимодействие является двусторонним процессом влияния бизнеса и власти друг на друга, в силу чего его изучение носит более разносторонний характер. Кроме того, изучение взаимодействия бизнеса и власти позволяет оценить разнообразные формы их сотрудничества с точки зрения продуктивности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в России отсутствует устойчивая система цивилизованных развитых взаимоотношений бизнеса и власти. Поэтому изучение европейского опыта функционирования такой системы позволит выявить эффективные механизмы взаимодействия бизнеса и власти, которые могут быть использованы в российской политической практике. Исследование процесса взаимодействия бизнеса и власти на примере общеевропейских и национальных институтов власти Европейского Союза (ЕС) позволяет проанализировать механизмы взаимодействия на разных уровнях. Это дает возможность выделить как универсальные эффективные технологии взаимодействия, так и технологии взаимодействия, эффективные только в условиях определенной политико-правовой и социально-экономической среды. На этом основании могут быть усовершенствованы механизмы взаимодействия бизнеса и власти в России.Целью диссертационного исследования является выявление эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе, понимание которых поможет представителям отечественного бизнеса в защите их европейских интересов. Исследование также нацелено на обнаружение эффективных механизмов взаимодействия, которые могут быть использованы в российской политической практике. Объектом исследования выступают существующие отношения между представителями бизнес-сообщества (корпорациями, национальными ассоциациями бизнеса, европейскими федерациями бизнеса) и политическими институтами Европейского Союза. Предметом исследования являются принципы и методы взаимодействия бизнеса и власти.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес, власть, Европейский Союз, политические институты
Автореферат [*.pdf, 198.69 Kb]

Институциональная оптимизация участия бизнес-сообщества в многосторонних организациях «клубного» типа Кандидатская диссертация

Соискатель:Прохорова Алиса Андреевна
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Вилисов Максим Владимирович, Абрамова Ольга Дмитриевна
Дата защиты:19.12.2017

В диссертации рассмотрена практика взаимодействия мировой экономической и политической элит в ряде международных многосторонних лидерских институтов «клубного типа» (АТЭС, АСЕАН, ШОС, БРИКС, «Группа семи/восьми», «Группа двадцати»). Обоснованы особая роль «Группы двадцати» и ее приоритетной группы интересов – «Деловой двадцатки» и соответствующая необходимость повышения эффективности деятельности мировой бизнес-элиты.Для разработки предложений по институциональной оптимизации деятельности «Деловой двадцатки» проведен сравнительный анализ национальных моделей «Деловой двадцатки» с первого делового саммита в Торонто (Канада) в 2010 году до саммита в Берлине (Германия) в мае 2017 года. Рассмотренные практики национальных председательств позволили выделить основные структурные элементы аутрич-группы: Председателя, Шерпу, механизм «Тройки», Целевые группы, Саммиты и консультативные встречи. На основании проведенного анализа предложены возможные направления оптимизации указанных элементов и процесса разработки рекомендаций бизнес-элиты в соответствии с критерием эффективности. Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ, основные выводы и предложенные рекомендации могут быть использованы для оптимизации структурных элементов «Деловой двадцатки» и повышения эффективности взаимодействия мирового бизнес-сообщества и «Группы двадцати».

Объявление о защите (дата размещения 19.10.2017):
защита диссертации состоится 19 декабря 2017 г. в 14:00 по адресу: г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3, ауд. 209.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес-элита, взаимодействие бизнеса и власти, «Группа двадцати», группы интересов, «Деловая двадцатка», межгосударственные институты «клубного» типа, формирование международной повестки дня
Диссертация [*.pdf, 3.75 Mb] (дата размещения 26.09.2017)
Автореферат [*.pdf, 355.26 Kb] (дата размещения 19.10.2017)

Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимизации Кандидатская диссертация

Соискатель:Толстых Павел Александрович
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Темижева Зухрана Эдуардовна, Бинецкий Алексей Эдуардович
Дата защиты:22.06.2006

Одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество является лоббизм. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана. Под воздействием здесь понимают экспертизу законопроектов, рассматриваемых в законодательном органе страны, более полное донесение позиций всех заинтересованных групп до законодателей, выявление коррупционной составляющей в решениях исполнительной, законодательной и судебной власти и многое другое. Но лоббизм можно рассматривать и под другим углом – как капитализацию политического ресурса в финансовый. Ведь не секрет, что чиновник или парламентарий, вступивший в теневые отношения с лоббистом и выполняя его заказ, получает за свои услуги оговоренное финансовое вознаграждение. Все это разные грани лоббизма. Объектом диссертационного исследования является практические стороны лоббистской деятельности в Государственной Думе ФС РФ. Предметом диссертационного исследования выступает структура, технологии и перспективы легитимации лоббистской деятельности в Государственной Думе ФС РФ. Целью исследования является выявление структуры, технологий и перспектив легитимации лоббистского процесса в Государственной Думе ФС РФ.

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:
Ключевые слова:Государственная Дума, лоббизм - government relations (GR)
Автореферат [*.pdf, 318.56 Kb]

Энергетическая безопасность Российской Федерации и оптимальная стратегия развития ТЭК в условиях глобализации Кандидатская диссертация

Соискатель:Школлер Роман Александрович
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Поляков Валерий Васильевич, Мухин Андрей Вячеславович
Дата защиты:10.11.2009

Россия, обладающая значительными запасами газа, нефти и угля, и обеспечивающая значительную долю международного энергобаланса, является ведущей энергетической державой. Своевременные поставки российских энергоресурсов являются необходимым условиям нормального функционирования экономики большинства европейских и некоторых азиатских стран. Обратной стороной такого положения России является высокая зависимость и уязвимость экономики страны от внешней конъюнктуры: в настоящее время поступления от экспорта энергоресурсов обеспечивают порядка 60% валютной выручки от экспорта, а в целом доля ТЭК в ВВП составляет практически 30%. Вопрос энергетической безопасности России, в частности формирования оптимальной стратегии на мировых энергетических рынках, эффективного использования конкурентных преимуществ и повышения энергоэффективности, является столь критичным. Важность обеспечения энергетической безопасности подтверждается Стратегией Национальной Безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой она рассматривается как один из ключевых элементов национальной безопасности. Энергетическая Стратегия Российской Федерации до 2030 года рассматривает энергетическую безопасность как долгосрочный стратегический приоритет государственной политики. Целью диссертационной работы является оценка уровня энергетической безопасности России, определение основных направлений его увеличения и разработка рекомендаций по совершенствованию энергетической политики. Объектом исследования являются российские углеводородные рынки в системе глобальных энергетических рынков. Предметом исследования является энергетическая безопасность России с точки зрения ее положения на внутренних и мировых энергетических рынках. Целью диссертационной работы является оценка уровня энергетической безопасности России, определение основных направлений его увеличения и разработка рекомендаций по совершенствованию энергетической политики.

Специальность:08.00.14 Мировая экономика
Дисс. совет:Д 212.048.07 - Совет по экономическим наукам
Ключевые слова:топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность
Автореферат [*.pdf, 700.67 Kb]

Корпоративная социальная ответственность в современной России: опыт и перспективы развития Кандидатская диссертация

Соискатель:Яровой Александр Ильич
Руководитель:Шохин Александр Николаевич
Оппоненты:Егоров Валерий Кузьмич, Гусев Александр Анатольевич
Дата защиты:26.10.2010

Современное общество живет в условиях острых социальных, экономических и экологических проблем. Поскольку крупный бизнес оказывает существенное влияние на развитие общества и в его руках сосредоточены значительные финансовые и материальные ресурсы, все большее значение приобретает корпоративная социальная ответственность (КСО), отражающая добросовестное ведение бизнеса и его добровольное участие в улучшении жизни общества. Хотя КСО является частной инициативой, существенное развитие она получает за счет стимулирования со стороны представителей гражданского общества и власти. В России такая система стимулирования КСО не сформировалась, несмотря на то что ведение дел представителями крупного бизнеса, конфликтующее с интересами общества и государства, стало обращать на себя внимание еще в 1990-х гг. В результате в отличие от стран Европейского союза, крупный российский бизнес окреп в экономическом аспекте, но не в социальном, а сами возможности развития и распространения КСО существенно ограничены до сих пор. Цель диссертации - определить перспективы развития в России корпоративной социальной ответственности, проанализировав причины ее недостаточного распространения и условия реализации на современном этапе. Для этого, в силу новизны КСО как области научного исследования, необходимо решение ряда теоретических вопросов, способных помочь осмыслению опыта и перспектив КСО и лежащих, как правило, на стыке научных дисциплин. Особое внимание обращает на себя вопрос институционального анализа КСО, без которого, в частности, трудно провести исчерпывающее исследование причин стремительного развития социальной ответственности бизнеса в одних странах и замедленного в других. Недостаточно исследована и такая тема, как предпосылки, возможности и последствия участия институтов власти в стимулировании КСО, крайне актуальная для регионов, где ее развитие замедлено. В связи с этим, объектом исследования является КСО в теории и практике взаимодействия бизнеса и власти, а предметом - политическая институализация социальной ответственности бизнеса в России.  

Специальность:23.00.02 Политические институты, процессы и технологии
Дисс. совет:Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Ключевые слова:бизнес, государственная политика, гражданское общество, Европейский Союз, социальное
Автореферат [*.pdf, 260.87 Kb]