• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ


Введите первые несколько букв фамилии

Введите первые несколько букв фамилии

Показаны работы: 1 — 10 из 1013

Сортировка:   по дате защиты   по имени соискателя   по имени научного руководителя   

Диспозиционные и ситуационные предпосылки принятия решения в условиях неопределенности(на примере задачи «дилеммы заключенного») Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Кузьмичева Жанна Эдуардовна
Руководитель:Хачатурова Милана Радионовна

Данное исследование посвящено изучению процесса принятия прогностического решения о выборе стратегий межличностного взаимодействия в контексте диспозиционных и ситуационных предпосылок. При этом важно понимание этих предпосылок не как их последовательного влияние на принятие решения, а как их одновременного влияния на выбор стратегий межличностного взаимодействия в условиях неопределенности на примере задачи «дилеммы заключенного». Проведенное исследование показало, что ситуационные и диспозиционные предпосылки могут рассматриваться в качестве регулятивных предпосылок принятия прогностического решения о выборе стратегий взаимодействия, сотрудничества или конфронтации. Дефицит времени и отрицательное эмоциональное состояние увеличивают вероятность выбора стратегии конфронтации, а положительное эмоциональное состояние увеличивает вероятность выбора стратегии сотрудничества. Такие диспозиционные предпосылки как открытость новому опыту, сознательность, приязнь и расчет как критерии доверия имеют положительную связь с выбором стратегии сотрудничества. Такие диспозиционные предпосылки как макиавеллизм, бдительность и недостаток как критерий доверия связаны с выбором стратегии конфронтации при принятии прогностического решения в условиях неопределенности. Показано, что при совместном влиянии ситуационных и диспозиционных предпосылок значимым предиктором является взаимодействие дефицита времени и фактора тревожности, что увеличивает вероятность выбора стратегии конфронтации в условиях неопределенности. При этом диспозиционные и ситуационные предпосылки почти с равной вероятностью могут стать ведущими предикторами прогноза выбора стратегий взаимодействия. Такими значимыми предикторами являются фактор саморегуляции и эмоциональное состояние.

Дисс. совет:Совет по психологии
Ключевые слова:дефицит времени, диспозиционные предпосылки, задача «дилемма заключенного», принятие решения, прогноз выбора, ситуационные предпосылки, стратегии межличностного взаимодействия, условия неопределенности, эмоциональное состояние
Диссертация [*.pdf, 2.05 Mb] (дата размещения 27.05.2020)
Резюме [*.pdf, 450.94 Kb] (дата размещения 27.05.2020)
Summary [*.pdf, 362.56 Kb] (дата размещения 27.05.2020)

Модальность системы внимания и синтаксический выбор в английском и русском языках Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Походай Михаил Юрьевич
Руководитель:Мячиков Андрей Викторович

В данной работе исследуется взаимосвязь системы внимания и процесса порождения речи в Русском и Английском языках. Использовалась парадигма перцептивного прайминга с использованием впервые мультимодальных маркеров внимания в английском языке и унимодальных маркеров в русском. После прайминга испытуемые описывали переходные события, и выбранная грамматическая структура анализировалась. Результаты 6-ти экспериментов показывают, что как в Русском, так и в Английском языках перцептивный прайминг с использованием зрительных и моторных маркеров влияет на выбор грамматической структуры в порождаемых предложениях, в то время как звуковой прайминг внимания не произвел такого эффекта. Таким образом данная работа намекает на более глубокую и тонкую взаимосвязь между языком и конкретными механизмами системы внимания, чем считалось ранее.

Дисс. совет:Совет по психологии
Ключевые слова:английский язык, грамматическая структура, пассивный залог, переходные события, Перцептивный прайминг, русский язык, система внимания

Социально–психологические предпосылки психологической готовности к организационным изменениям Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Наумцева Елена Александровна
Руководитель:Штроо Владимир Артурович

Диссертация посвящена исследованию социально-психологических предикторов готовности к организационным изменениям  (идентификации с организацией в целом, идентификации с подразделением, инъюнктивных и дескриптивных норм) и исследованию соотношения их вклада в формирование готовности сотрудников к переменам.Для обработки данных применялся конфирматорный факторный анализ, регрессионный анализ, анализ различий по социально-демографическим признакам проводился с помощью U-теста Манна – Уитни и Н-теста Краскела – Уоллиса. Общая выборка исследования  включает 803 респондента.Для оценки переменных использовались методика «Готовность к организационным изменениям» Д. Холта, опросник Б. Эшфорта, Ф. Маела «Организационная идентификация», шкалы для оценки воспринимаемых норм М. Фишбейна и А. Айзена.Установлено, что идентификация с организацией и подразделением, инъюнктивные и дескриптивные нормы создают значимый вклад в формирование готовности сотрудников к переменам. Самым сильным предиктором готовности к организационным изменениям является инъюнктивная норма в отношении перемен, следующая по силе предсказания – дескриптивная норма в отношении перемен. Менее значимый вклад в формирование готовности имеет идентификация с организацией в целом. Идентификация с рабочей группой (или подразделением) связана с готовностью к изменениям отрицательно. Обнаружены значимые различия в уровне готовности к переменам в зависимости от должности: руководители демонстрируют более высокий уровень в сравнении с рядовыми работниками. Результаты исследования могут быть использованы руководителями и консультантами по управлению для оценки и формирования готовности к переменам.

Дисс. совет:Совет по психологии
Ключевые слова:дескриптивные нормы, идентификация с организацией, идентификация с подразделением, инъюнктивные нормы, организационная идентификация, предикторы психологической готовности к изменениям
Диссертация [*.pdf, 742.13 Kb] (дата размещения 24.07.2020)
Резюме [*.pdf, 1004.74 Kb] (дата размещения 24.07.2020)
Summary [*.pdf, 678.68 Kb] (дата размещения 24.07.2020)

Чувствительность к справедливости как личностный феномен Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Адамян Анна Андреевна
Руководитель:Нартова-Бочавер Софья Кимовна

Данное исследование посвящено изучению чувствительности к справедливости как феномена внутри личностной структуры, в частности - ее соотношения с другими чертами личности нижнего уровня, связанными с ситуациями нарушения справедливости (на примере прощения), и ее роли в качестве предиктора психологического благополучия. Проведенное исследование (N=1693) показало, что чувствительность к справедливости является самостоятельной чертой личности, которая негативно взаимосвязана с психологическим благополучием: присутствуют положительные корреляции с депрессивной симптоматикой, а также отрицательные – с положительным полюсом психологического благополучия для женской выборки. Положительная связь измерений чувствительности к справедливости с депрессивными симптомами объясняется их связями с нейротизмом и самоуважением. Отрицательная связь чувствительности к справедливости с позитивным полюсом психологического благополучия в женской выборке также не является результатом уникального содержания чувствительности к справедливости и полностью объясняется связями с элементами Я-концепции: самоуважением и устойчивостью. Было показано, что чувствительность к справедливости и прощение, как черты личности, проявляющиеся в ситуации воспринимаемого нарушения справедливости, не являются взаимоисключающими альтернативами.

Дисс. совет:Совет по психологии
Ключевые слова:прощение, психологическое благополучие, черта личности, чувствительность к справедливости с позиции бенефициара, чувствительность к справедливости с позиции жертвы, чувствительность к справедливости с позиции нарушителя, чувствительность к справедливости с позиции свидетеля

Методы машинного обучения для контроля качества данных в научных экспериментах Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Борисяк Максим Александрович
Руководитель:Устюжанин Андрей Евгеньевич

В современных экспериментах контроль качества данных играет ключевую роль. С ростом сложности экспериментальных установок контроль качества данных все сильнее и сильнее опирается на методы машинного обучения. В данной диссертации рассматриваются главные свойства систем контроля качества данных и связанные с ними задачи машинного обучения. Во-первых, рассматривается краеугольный камень контроля качества данных - детектирование аномалий. Показано, что существующие методы не полностью покрывают весь спектр задач детектирования аномалий и предлагается новое семейство методов, которые устойчивы к новым видам аномалий и несбалансированным обучающим выборкам. Во-вторых, предлагается алгоритм определения источников аномалий, который увеличивает возможности систем контроля качества данных. Дополнительно рассматриваются задачи сбора обучающих выборок для тренировки алгоритмов контроля качества данных, а именно: ручная разметка и генерация данных средствами компьютерных симуляций. Продемонстрировано, что активное обучение способно значительно снизить нагрузку на экспертов при ручной разметке данных. Чтобы гарантировать корректность обучения на сгенерированных данных, рассматривается задача тонкой настройки компьютерных симуляций и предлагается новое семейство состязательных дивергенций, позволяющих значительно ускорить процедуры тонкой настройки.

Дисс. совет:Совет по компьютерным наукам
Ключевые слова:генерация данных, детектирование аномалий, компьютерные симуляции научных экспериментов, контроль качества данных, методы машинного обучения, ручная разметка, состязательные дивергенции
Диссертация [*.pdf, 6.77 Mb] (дата размещения 7.08.2020)
Резюме [*.pdf, 3.93 Mb] (дата размещения 7.08.2020)
Summary [*.pdf, 3.88 Mb] (дата размещения 7.08.2020)

Влияние ценностей самовыражения на связь между социальным классом и культурным потреблением в Европе: межстрановой анализ Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Корсунова Виолетта Игоревна
Руководитель:Понарин Эдуард Дмитриевич

Работа посвящена исследованию связи между составляющими  классовой позиции и культурным потреблением в сравнительной перспективе. Подобный вопрос уже затрагивался многими исследователями, анализирующими влияние различных социальных характеристик на предпочтения в повседневной жизни. Тем не менее, межстрановые различия в силе связи между классом и культурным потреблением в основном рассматриваются с точки зрения экономических или политических особенностей; при этом из внимания упускаются особенности культурного контекста. В то же время, исходя их идей культурсоциологии и пересмотренной теории модернизации, культурный контекст общества, выражающийся в преобладающих ценностных установках, определяет социальную структуру и степень выраженности неравенства. Исходя из этого, целью данной работы является выявление различий в классовой дифференциации в поле культурного потребления в странах с разным уровнем культурной модернизации. В работе используются данные Евробарометра 79.2, которые содержат информацию о частоте культурных практик в 30 странах Европы. Результаты исследования говорят о том, что в более модернизированных странах увеличивается частота включенности в отдельные культурные практики, такие как посещение кинотеатров и чтение книг. Кроме того, в данных странах наблюдается снижение классовых различий в поле культурного потребления за счет уменьшения влияния культурного капитала. Помимо этого, работа говорит о необходимости учитывать особенности отдельных культурных практик при анализе классовых различий.

Дисс. совет:Совет по социологии
Ключевые слова:классовая позиция, культурная модернизация, культурное потребление, культурные практики, культурный капитал, ценности самовыражения, экономический капитал

Неравенство и школьное образование в России: социальная селекция в локальных образовательных системах Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Савельева Светлана Сергеевна
Руководитель:Александров Даниил Александрович

Исследуется школьная дифференциация в трех локальных образовательных системах (ЛОС) на территориях разного размера и социально-экономического развития (сельский район, малый город и мегаполис). Эмпирической базой послужили опросы школьников и интервью с родителями учеников и работниками школ (в общей сложности 8900 анкет и 150 интервью), организованные в рамках проектов НУЛ СОН НИУ ВШЭ в разных регионах России.При помощи анализа смешанных данных были изучены локальные образовательные системы и сложившаяся в них дифференциация (между школами и классами), а также описаны механизмы селекции. Показано, как особенности школьной дифференциации связаны с территориальным неравенством, образовавшимся внутри локальности, пространственной организацией территории и ее ЛОС, а также микросегрегацией по месту жительства в городских кейсах. Как у школ, так и у родителей есть заинтересованность в сортировке учеников, однако равновесие между стратегиями обеих сторон в образовательной системе достигается в виде межшкольной и/или внутришкольной дифференциации.Применение индекса сегрегации показало, что школьная дифференциация складывается преимущественно на основании социально-экономического статуса семьи, уровня образования матери и образовательных притязаний ученика. Сочетание этих параметров и уровень дифференциации связаны с особенностями локальности. Было показано существование не только универсальных, но и локальных особенностей воспроизводства неравенства через образовательные притязания школьников. Современные концепции объясняют, как происходит социальное воспроизводство через школьную дифференциацию. Данное исследование показывает локальную природу этого процесса.

Дисс. совет:Совет по социологии
Ключевые слова:локальные образовательные системы, межшкольная и внутришкольная дифференциация, социальное воспроизводство и селекция

Факторы профессионального выбора глухих и слабослышащих учащихся средних профессиональных учебных заведений Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Большаков Никита Викторович
Руководитель:Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна

В диссертационной работе осуществлен анализ основных факторов, определяющих профессиональный выбор глухих и слабослышащих (как внутренне гетерогенной группы с особыми образовательными потребностями и социокультурными характеристиками) в контексте социальной и трудовой инклюзии. В качестве эмпирической базы для анализа использовано всероссийское очное анкетирование глухих и слабослышащих, получающих среднее профессиональное образование, а также 21 полуформализованное интервью с учащимися и экспертами. В работе показано, что трансформация подходов к понимаю глухоты, а также изменения, происходящие с системой профессиональной подготовки глухих и слабослышащих (введение системы инклюзивного образования, расширение перечня доступных профессий), открывают перед людьми с инвалидностью по слуху новые возможности и требуют пересмотра основных подходов к работе с данной группой. Это влечет за собой появление различных проблем, включая негативную оценку карьерных перспектив самими учащимися. Однако на сегодняшний день получение среднего профессионального образования является основной стратегией для молодежи с нарушениями слуха. В тексте диссертационной работы представлено описание наиболее значимых характеристик выбора профессии, в том числе в контексте исторического развития системы специального образования в России, проанализирована роль различных акторов, определяющих профессиональный выбор глухих и слабослышащих подростков, выявлены барьеры на пути профессиональной адаптации, а также сформулированы дополнительные факторы профессионального выбора молодежи с инвалидностью по слуху.

Дисс. совет:Совет по социологии
Ключевые слова:глухие и слабослышащие, профессиональный выбор, Совет по социологии, среднее профессиональное образование

Рецепция романов Понсона дю Террайля о Рокамболе в русской культуре второй половины XIX – начала XX вв. Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Лукашкин Алексей Сергеевич
Руководитель:Пенская Елена Наумовна

Настоящее исследование посвящено изучению трансформации и воздействия на русскую литературу, а также на культурный и политический социум популярных французских авантюрных романов второй половины XIX века Понсона дю Террайля, объединенных в цикл «Рокамболь» (1857–71). В работе рассматривается литературная и социокультурная рецепция романов о Рокамболе в России, отраженная в бытовом поведении и закрепленная эпистолярными и мемуарными свидетельствами, ведомственными документами, сочинениями русскоязычных писателей рубежа веков. При публикации романов Понсона дю Террайля на русском языке переводческие стратегии состояли, в частности, в конспектировании оригинального текста и сокращении описаний, или «скучных мест». Рецепция творчества Понсона дю Террайля в русской литературной и бытовой среде была искажена процессом над «Клубом червонных валетов» (1877), шайкой московских аристократов, заимствовавших название одного из эпизодов саги о Рокамболе. В работе на основе художественных и документальных источников выявляется связь между криминальными романами Понсона дю Террайля и преступлениями шайки «червонных валетов». Впоследствии рецепция романов о Рокамболе привнесла новые устойчивые выражения в русский язык — «червонный валет» и «Рокамболь», которые прочно вошли в повседневный узус. Русскоязычные писатели использовали романы о Рокамболе как отсылку к целому пласту литературных текстов, которая функционировала в зависимости от установок автора, что показано на примере прозы Г.И. Успенского, Н.Г. Гарин-Михайловского, А.П. Чехова и других писателей. В работе также изучается феномен «выхода в быт» литературного текста на примере фигуры Ивана Манасевича-Мануйлова, вошедшего в историю как «русский Рокамболь», чья биография опирается на каноны авантюрного романа и может рассматриваться в парадигме «сверхавторства».

Дисс. совет:Совет по филологии
Ключевые слова:культурный трансфер, массовая литература, переводческие стратегии, Понсон дю Террайль, рецепция, Рокамболь, роман-фельетон, сверхавторство, «червонные валеты»

Нейросетевая модель распознавания человека по походке в видеоданных различной природы Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Соколова Анна Ильинична
Руководитель:Конушин Антон Сергеевич

Системы видеонаблюдения ежедневно записывают огромные объемы данных, требующие автоматической обработки и анализа. Одна из наиболее актуальных и важных задач в сфере безопасности — идентификация попадающих в кадр людей. При этом черты лица могут быть скрыты или плохо различимы, что приводит к необходимости распознавания по движениям. Диссертационное исследование посвящено решению задачи идентификации человека в видео по походке. Предложен подход к распознаванию, основанный на рассмотрении движения точек фигуры, а именно оптического потока между кадрами видео. Рассматриваются сдвиги точек в окрестностях различных частей тела человека и исследуется их влияние на качество идентификации. Отдельное внимание уделяется многоракурсному распознаванию: предложено два подхода к усилению устойчивости алгоритмов к смене угла съемки. Кроме того, исследуется возможность распознавания человека по данным, получаемым с сенсора динамического зрения, и предлагаются модификации алгоритма для таких данных. Экспериментальная оценка и анализ предложенных алгоритмов подтверждают работоспособность моделей и их превосходство над аналогами.

Дисс. совет:Совет по компьютерным наукам
Ключевые слова:Визуальное распознавание, задачи идентификации человека, оптический поток, сенсор динамического зрения, системы видеонаблюдения
Диссертация [*.pdf, 14.18 Mb] (дата размещения 13.07.2020)
Резюме [*.pdf, 2.12 Mb] (дата размещения 13.07.2020)
Summary [*.pdf, 3.28 Mb] (дата размещения 13.07.2020)
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10