• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский коллоквиум Большого проекта по прикладной этике «Генеративная и перцептивная модели волевых актов».

Мероприятие завершено

Проблема простейших волевых актов, в частности так называемых произвольных телесных движений, привлекала и продолжает привлекать внимание не только физиологов и медиков, но и философов, которые самым тесным образом связывают ее изучение с тематикой свободы воли и моральной ответственности субъекта за совершаемые им действия. В последние десятилетия эта проблема становится междисциплинарной, ученые не стесняются использовать в своих теоретических обобщениях философские концепции о свободе воли, а ряд экспериментальных данных и выводов физиологов, психологов и нейроученых оказывают значимое влияние на современные философские и этические концепции о свободе воли. В научно-исследовательской литературе последних десятилетий можно выделить два основных направления эмпирических исследований проблемы произвольных движений: во-первых, наблюдения нейрофизиологов за патологическими случаями (такими как тремор, или неконтролируемые, ритмичные колебательные движения отдельных частей тела или всего тела в целом, атаксия, или нарушение согласованности движений,  брадикинезия, или замедленный темп движений, и др.), а во-вторых, лабораторные эксперименты когнитивных психологов и нейроученых, связанных со свободой движений и ставших возможными благодаря прогрессу неинвазивных средств наблюдения за процессами, происходящими в головном мозге. В ходе коллоквиума планируется обсудить целый ряд вопросов, связанных с проблемой волевых актов и, в частности, генезиса произвольных движений. Вот некоторые из них: Является ли способность совершать произвольные движения эволюционным механизмом? У какого вида живых существ помимо людей она встречается? Какова структура акта произвольного движения? Вовлечены ли в формирование произвольных движений помимо физиологических механизмов определенные ментальные процессы? Как именно происходит трансформация ментальных процессов в физиологические процессы? Какие этические следствия влечет за собой принятие генеративной/перцептивной моделей волевых актов?