Большие проекты

Междисциплинарные научные исследования

Кейс московских концептуалистов в культурсоциологической перспективе: сообщество, творчество, effervescence

Мероприятие завершено
Данный доклад посвящен анализу творчества и сообщества московских концептуалистов в культурсоциологической перспективе. «Нулевой точкой отсчета» для данного выступления послужил контринтуитивный вывод исследования, проведенного в прошлом году, суть которого заключается в том, что чтение и письмо отнюдь не являются сугубо «приватными» или «индивидуальными» практиками, как нам обычно подсказывает здравый смысл.Наши информанты, являвшиеся людьми активно читающими или активно пишущими (стоит отметить, что зачастую эти множества пересекались в лице одного и того же человека), утверждали, что, для того, чтобы стать «хорошим» писателем следует проводить много времени в литературной среде, т.е. не просто читать книжки в одиночестве, но и находиться в творческой атмосфере и чувствовать себя причастным к чему-то большему, нежели к собственной книжной полке дома. Однако верно и обратное: чтобы чувствовать себя «своим» в подобного рода «тусовках» желательно самому в той или иной степени заниматься литературным творчеством. Таким образом, якобы крайне индивидуалистичная практика письма оказывается неразрывна сцепленной с членством в тех или иных литературных объединениях.Кейс московских концептуалистов был выбран как крайне иллюстративный к описанному выше «парадоксу». На примере интервью с бывшими членами данного кружка (в особенности, с В. Сорокиным и Л. Рубинштейном) мы намереваемся продемонстрировать, что последующие творческие достижения его участников были во многом инспирированы особым духом их совместного времяпрепровождения, равно как и их социальное взаимодействие вдохновлялось и подпитывалось индивидуальными и во многом несхожими творческими импульсами (здесь важно отметить, что речь не идет о совместном творчестве или соавторстве: сама по себе коммуникация не обязательно имела целью создание какого-либо коллективного культурного артефакта, но опосредованно могла влиять на конструирование таковых). В качестве основных теоретических ресурсов используется концепт «collective effervescence» Эмиля Дюркгейма (в виду того, что, как становится ясно из анализируемых интервью, зачастую взаимодействие между членами кружка было крайне эмоционально заряженным), а также понятие «цепочек коллективных ритуалов», заимствованное нами из работ Р. Коллинза.