• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялась защита кандидатской диссертации Куксо Екатерины Николаевны

31 января состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ Е.Н. Куксо на тему «Распределение профессионального лидерства в общеобразовательных организациях". 

Комитет по защите диссертации Диссертационного совета по образованию Высшей школы экономики проголосовал за присвоение ученой степени кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ выпускнице Аспирантской школы по образованию Екатерине Куксо. Под руководством профессора Константина Ушакова она подготовила и защитила диссертацию «Распределение профессионального лидерства в общеобразовательных организациях». Екатерина исследовала разницу между формальным и неформальным лидерством в педагогических коллективах и пришла к выводу, что директора воспринимаются скорее как «держатели ресурсов», а не как «учителя учителей».

В исследовании, в частности, говорится о том, что в российских школах доминирует иерархическая структура управления, наблюдается высокий уровень профессиональной изоляции учителей и низкая плотность их взаимодействия. Роль лидеров педагогического сообщества скорее отдана тем, кто условно назван «педагогами-звездами» – учителям без какого-либо формального статуса, профессиональный опыт которых важен для коллег. Чтобы «замерить» уровень их влияния, была изучена, в частности, структура сети посещений уроков педагогами. Отчасти это связано с тем, что руководящие работники в школе меньше вовлечены в преподавательскую деятельность из-за административной нагрузки. Автор диссертации предложила решения – как эффективнее использовать потенциал неформальных лидеров для профессиональной поддержки учителей.

Во время дискуссии члены комитета отметили «оригинальную постановку задачи и уникальный набор данных о взаимоотношениях учителей» и то, что сама по себе идея перенести способы сетевого системного рассмотрения организации в педагогическую сферу была амбициозной и непростой задачей. Автору удалось показать неформальные связи учителей как «значимую и влиятельную инфраструктуру»