• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялась защита кандидатской диссертации Куликовой Алены Александровны

12 декабря 2019 года состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ об образовании А.А. Куликовой на тему «Методология использования данных международных сравнительных исследований для изучения учительского корпуса России». Защиту провел Комитет в составе Н.Ф. Ефремовой (ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»), Е.В. Айдаровой (Обернский университет, США), Г.С. Ковалевой (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования») и А.А. Марголиса (ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»)

Диссертация посвящена методологическим проблемам работы с данными международных сравнительных исследований учителей на этапе анализа этих данных. Что нужно проверить, прежде чем проводить различные сравнения?

В настоящее время, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, учитель по-прежнему оказывает большое влияние на процесс обучения школьников. Характеристики учителя непосредственно связаны как с результатами школьников, так и с эффективностью работы школы в целом. Именно поэтому в последнее время растет интерес к международным сравнительным исследованиям (МСИ) учителей, позволяющим получать уникальную информацию для изучения учительского корпуса на больших выборках в разных странах. Однако данные, полученные в результате МСИ, требуют предварительного исследования, так как даже в крупнейших МСИ – таких, как PISA, TIMSS, возникают различные проблемы, например, проблема сопоставимости результатов между странами. Но история этих исследований насчитывает уже более двух десятков лет, они находятся в фокусе внимания исследователей и на данных этих МСИ получено много результатов, как в области теории и методологии, так и в области практики. В отличие от них МСИ, посвященные изучению учителей, появились относительно недавно и работ, посвященных методологическим особенностям анализа данных таких исследований, практически не существует. Также особенностью МСИ учителей является то, что данные собирается методом самоотчета – учителя сами отвечают на вопросы о себе, что может спровоцировать смещение, вызванное социальными ожиданиями.

В работе обсуждаются результаты исследований TALIS-2013 и NorBA. Для обработки результатов анкетирования учителей, обоснования психометрического качества инструментария, валидности и надежности измерений, построения шкал использовались методы классической и современной теории тестирования IRT.

Алёной Александровной были описаны методологические подходы, позволяющие убедиться в сопоставимости результатов, полученных в разных контекстах, – и при международном сравнении, и при сравнении на национальном уровне. Так, например, обязательно необходимо убедиться, что все участники исследования одинаково понимают вопросы анкеты – это можно сделать с помощью специальной процедуры: «DIF анализ». В частности, в работе было показано, что учителя из разных возрастных групп понимают вопросы не одинаково и это важно учитывать при интерпретации результатов.

Разработанная методология позволила провести сравнение учителей разных возрастов и учителей из разных стран. Один из полученных результатов касается молодых педагогов: молодые учителя дают наименее социально-ожидаемые ответы и по своим характеристикам больше схожи с молодыми учителями стран, который занимают низкие позиции в МСИ образовательных достижений учащихся. Почему это так и как с этим дальше работать предстоит выяснить в новых исследованиях.

Члены Комитета единогласно проголосовали за присуждение А.А. Куликовой ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ об образовании.