• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол "Корпоративная библиотека"

20 мая в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) состоялся круглый стол "Корпоративная библиотека". В нем приняли участие ведущие издательства, специализирующиеся в области деловой литературы, отечественные корпоративные университеты и учебные центры компаний, эксперты и исследователи, изучающие корпоративное образование и экономику знаний.

Профессор Андрей Кузьмичев, представляя участников круглого стола, среди которых были издатели и эксперты, представители корпоративных учебных центров, особо отметил, что тема корпоративных университетов стала актуальна именно в текущем году. Он обратил внимание всех на то, что в начале 2008 года на рынке деловой литературы появились издания по этой теме: например, фундаментальный труд Генри Минцберга "Требуются управленцы, а не выпускники МВА", выпущенный издательством "Олимп-бизнес"; книга Самуэля Мэлоуна "Корпоративный учебный центр", изданная "Гревцов паблишер"; книга Вениамина Каганова "Корпоративный университет. Норильский никель", изданная "Вершиной".

Наталья Жадько, бизнес-тренер и автор книги "Тренинг для тренеров на 100%: секреты интенсивного обучения", рассказала о том, как развиваются корпоративные библиотеки в современной России. По ее мнению, старая "ведомственная" библиотека сильно трансформировалась в новую, где сохранилась советская "профсоюзная" часть — ныне это раздел о "корпоративной культуре", и активно создается закрытая, формируемая исключительно для целей и задач самого бизнеса. Владимир Писляков, зам. директора научной библиотеки ГУ-ВШЭ по управлению электронными ресурсами, отметил в своем выступлении, что современные библиотеки, включая библиотеки компаний, активно используют при формировании фондов электронные ресурсы.

Справа Владимир Писляков
Справа Владимир Писляков
Вячеслав Болтрукевич, представляющий книжную редакцию ИКСИ, рассказал о том, как в прошедшие два года изменилась издательская политика в области продаж. По его мнению, переход на прямые продажи позволяет наращивать объемы продаж и расширять линейку. Роман Каплин из издательства "Омега Л", в презентации представил алгоритм формирования корпоративной библиотеки, используемой в его компании. Вагис Имашев из "Гревцов Паблишер" рассказал о том, почему выбор издателей пал на такую новую тему как корпоративный учебный центр.

Главный редактор издательства "Вершина" Михаил Абакумов рассказал о том, что еще год назад идея выпустить книгу по такой тематике казалась спорной, и представил ее автора — ректора корпоративного университета "Норильский никель" Вениамина Каганова. Показав книгу участникам круглого стола, Вениамин Каганов отметил, что в ней воссоздается не просто история создания одного из первых корпоративных университетов в современной России: по его мнению, создание таких образовательных организаций — новый этап в развитии современного бизнеса. С этим мнением согласился Марат Удовиченко, генеральный директор компании "Образ" и издатель журнала "Корпоративные университеты".

Светлана Творогова представила основные результаты анкетирования, проведенного среди участников мероприятия — издательств и корпоративных учебных центров. Согласно данным исследования, издательства активно сотрудничают с корпоративными клиентами, связи с ними формируются в первые год-два работы издательства. При этом структурно связи с корпоративными заказчиками редко выделены в отдельное направление работы — опрошенные издатели чаще говорили о готовности / желании создать специальное подразделение, отвечающее за работу с корпоративными клиентами. Корпоративные учебные центры являются новым направлением работы для издательств — пока они представлены среди клиентов значительно реже институтов бизнес-образования, но издательства готовы идти навстречу их запросам, подстраивая, в том числе, свою тиражную политику под потребности корпоративных университетов.

Вагис Имашев
Вагис Имашев
Исследование показало, что четкого образа корпоративного университета пока не сложилось — опрошенные центры различаются по всем основным параметрам: кого привлекают в качестве преподавателей, какие учебные материалы используются, как разрабатываются учебные курсы и т.п. Именно учебные центры являются основным "хозяином" корпоративной библиотеки — отвечают за подбор и закупку литературы. Возможно, это одна из причин весьма заметных различий между библиотеками. В целом сотрудничество между издателями и корпоративными учебными центрами пока находится в самом начале формирования, и то, каким оно будет в дальнейшем, зависит, в том числе, от участников круглого стола.

Для того чтобы сделать эти перспективы более управляемыми и прогнозируемыми, Александр Соколов предложил издателям обращаться к методологии Форсайт. Это растущее во всем мире направление исследований позволяет не просто предугадывать, каким может быть будущее, но включать все заинтересованные стороны в работу на достижение наиболее перспективных и привлекательных сценариев. В России уже есть опыт реализации подобных проектов, в том числе в сфере определения потребности в кадрах и требований к компетенциям работников. Журнал "Форсайт", выпускаемый Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ позволяет познакомиться с наиболее интересными Форсайт-проектами в России и за рубежом.

Тему подготовки кадров продолжила Наталья Ковалева, представившая некоторые данные Мониторинга экономики образования — проекта, реализуемого совместно ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ и Министерством образования и науки России. Богатый фактологический материал и яркое выступление показали всем участникам, что эта тема предлагает много вопросов для последующего обсуждения.

Михаил Абакумов и Вениамин Каганов
Михаил Абакумов и Вениамин Каганов
В завершении круглого стола директор ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг обобщил прозвучавшие точки зрения и отметил, что проведенное мероприятие стоит считать лишь первым шагом в развитии диалога между активно развивающимися корпоративными учебными центрами, издательствами и исследовательскими центрами.