RU

«Нельзя сейчас преподавать студентам принципы функционирования экономики середины XX века»

В Международном институте экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ прошла Четвертая московская международная конференция по финансовой экономике. Об особенностях этой конференции и роли МИЭФ в подготовке экономистов в России новостной службе ВШЭ рассказал научный руководитель Лаборатории финансовой экономики Кристиан Джуллиард.

Кристиан Джуллиард
Кристиан Джуллиард
— Какие исследования, которые были представлены на конференции, охватывают актуальные вопросы экономики и могут быть применены на практике?

— Это академическая конференция, однако многие выступления могут быть интересны широкой аудитории и имеют практическое применение. Например, у нас были доклады на тему пенсионной системы, правового регулирования банкротства, финансовых рычагов (кредитного плеча), причин возникновения финансового кризиса и так далее. Были доклады о важности, процедурах и подготовке к проведению IPO (первоначального публичного предложения акций). Также были представлены исследования на тему высокочастотного трейдинга, в процессе которого используются современное оборудование и алгоритмы для быстрой торговли ценными бумагами, и исследование макроэкономических последствий потрясений на финансовых рынках. Мы обсудили стандарты бухгалтерской отчетности, которые в первую очередь имеют практическое значение. Был доклад, посвященный ценным бумагам.

В ходе конференции мы также рассмотрели модель оптимального управления компанией, это один из многочисленных критериев общественного благосостояния. У нас также есть исследование на тему того, как политическое воздействие влияет на производительность компании, — очень интересная тема, которая дает пищу для размышлений. Один из докладчиков исследовал, как государственное финансирование влияет на корпоративное управление и, следовательно, производительность компании в России.

Практически все исследования могут быть интересны широкой аудитории как в России, так и за рубежом, поскольку они затрагивают тему общественного благосостояния. Для изучения связей между экономикой и политикой мы используем данные, полученные в России, но результаты исследования могут быть применимы и к другим странам.

— Что отличает российскую экономику и финансовые рынки от мировых?

— В первую очередь, это стратегия развития рынка. Российский финансовый рынок развит довольно слабо. Несоблюдение принципа правовой определенности способствует оттоку инвестиций. Капитал утекает из России, в то время как страна должна привлекать инвесторов. Также немаловажным является вопрос кредитно-монетарной политики. Одним из распространенных решений проблемы во многих странах мира является полная независимость Центрального банка. И это не политическое, а экономическое решение.

Попробую объяснить это на простом примере. Предположим, вы политик, который выдвигает свою кандидатуру на выборах, и вы знаете, что напечатав деньги, вы сможете простимулировать рост экономики в краткосрочной перспективе. Но стимулирование краткосрочного экономического роста приведет к инфляции. Очевидно, что если вы баллотируетесь на выборах, у вас возникнет желание подстегнуть экономику, что вы в итоге и сделаете. Но избиратели не дураки, общественность будет ожидать подобных действий, что приведет к еще большей инфляции. Вот почему многие экономисты настаивают на полной независимости Центрального банка.

— Какова роль МИЭФ в обучении экономистов в России?

— МИЭФ — уникальный институт в России, он придерживается образовательного стандарта, принятого в развитых странах. Студенты обучаются здесь по программам, сопоставимым или идентичным программам Лондонской школы экономики, Массачусетского технологического института или Чикагского университета.

Помимо программ мирового уровня, МИЭФ обеспечивает тесную связь преподавательской и научной деятельности. Исследование — это взгляд на реальность через своеобразный микроскоп и понимание того, что мы делаем правильно или неправильно, к чему нам надо стремиться, чего остерегаться. Так же, как и преподавание.

Качественное обучение неотделимо от исследовательской деятельности. Нельзя сейчас преподавать студентам принципы функционирования экономики середины XX века, мы должны создавать новые концепции, что МИЭФ и старается делать. Я думаю, его выпускники будут строить достойное будущее России, будут способствовать развитию ее экономики, движению вперед.