• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изменение климата: подборка материалов НИУ ВШЭ, которые помогут разобраться в вопросе

За последние тридцать лет суммы страховых премий за катастрофы, вызванные климатическими явлениями, возросли в три раза, а число незастрахованных случаев — в 8-10 раз

С 30 ноября по 11 декабря в Париже проходит Конференция ООН по климату, на которой главы государств и правительств, ученые и представители неправительственных организаций обсуждают проблемы устойчивого развития и защиты окружающей среды. Основная цель конференции — добиться соглашения об уменьшении выброса парниковых газов — с тем, чтобы повышение средней температуры на Земле не превысило 2°C по сравнению с доиндустриальной эпохой.

Необходимость выработать единую стратегию по борьбе с негативными климатическими изменениями была обозначена еще на Саммите Земли, проходившем в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Тогда же была принята соответствующая конвенция ООН (сейчас ее участниками являются почти 200 стран).

Ежегодные Конференции сторон (COP) по внедрению отдельных положений конвенции начали проводиться с 1995 года. На COP3, проходившем в Японии, был принят знаменитый Киотский протокол, согласно которому ряд стран взяли на себя обязательства сократить выбросы парниковых газов. Однако спустя 12 лет на конференции в Копенгагене сторонам не удалось договориться о новом соглашении, которое должно было прийти на смену киотскому.

Нынешняя парижская конференция (COP21), на которую соберутся около 50 тысяч участников, имеет вполне конкретную цель: подписать официальный документ, применение которого позволит ограничить повышение средней температуры на планете в пределах 2°C по сравнению с доиндустриальной эпохой.

Достигнуть этого соглашения будет непросто, у него много противников, считающих, что подобные бюрократические меры могут замедлить рост экономики многих стран, прежде всего развивающихся. Неоднозначные мнения высказываются и относительно самой постановки проблемы: насколько именно человеческая деятельность влияет на климат, который на Земле меняется постоянно?

Специально для читателей сайта Высшей школы экономики мы подобрали наиболее интересные материалы, которые помогут лучше разобраться в этой теме.

Мир бесповоротно вступил в новый энергетический уклад. А мы — еще нет

Один из главных вопросов на парижском саммите по климату — будущее возобновляемой энергетики. О мифах, которые окружают эту отрасль, ее экономических и экологических эффектах и о возможностях, которые Россия пока не упустила, рассказывает заведующий Центром развития возобновляемых источников энергии Института энергетики НИУ ВШЭ Георгий Ермоленко.

Снижение рождаемости в бедных странах притормозит изменения климата

Уменьшение рождаемости в развивающихся и бедных странах могло бы сократить мировые выбросы углекислого газа к 2030 году на 1,6 млрд тонн в год, подсчитал доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.

Решение климатических проблем не так уж дорого и даже выгодно

Борьба с климатическими изменениями требует тесного международного сотрудничества, но пока политика и краткосрочные экономические интересы стран мешают реализации общего плана действий. Где выход из ситуации? На этот вопрос пытались найти ответ участники прошедшей в НИУ ВШЭ международной конференции «Новая экономика климата: перспективы для России».

Ориентация на «зеленый рост» повысит конкурентоспособность России

Разработка и внедрение новых технологий в сфере природопользования приведет к более рациональному использованию минерально-сырьевой базы страны и повышению эффективности ее воспроизводства, снижению уровня загрязнения окружающей среды, а также снизит ущерб от природных и техногенных катастроф, отметили авторы аналитического доклада «Прогноз научно-технологического развития России: 2030. Рациональное природопользование».

К 2030 году самолеты станут более экологичными

В информационном бюллетене ИСИЭЗ НИУ ВШЭ охарактеризованы три перспективных направления технологических разработок, способных повысить экологичность авиатранспорта. Ожидается, что к 2050 году количество полетов гражданской авиации вырастет вдвое. Это приведет к дефициту нефти, усилит эмиссию парниковых газов и общую негативную нагрузку на окружающую среду. Поиск технологических решений в ответ на эти глобальные вызовы лежит в плоскости повышения топливной эффективности воздушных судов — через сокращение объемов потребления традиционного топлива и снижение выбросов парниковых газов — и предполагает оптимизацию, в частности облегчение, конструкции воздушного судна, двигателя, бортового оборудования, и улучшение средств контроля и мониторинга систем управления самолетом.