• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ поможет регионам перевести дополнительное образование на новые принципы работы

4-5 декабря Высшая школа экономики и Минобрнауки России провели всероссийскую научно-практическую конференцию «Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг». Более 100 участников из 30 регионов получили рекомендации, как проводить модернизацию дополнительного образования на местах.

Дополнительное образование детей — спортивные секции, кружки танцев, технического творчества, клубы туристов и проч. — в последние годы находится в центре внимания федеральной власти, подчеркнул в своем выступлении на конференции директор Департамента дополнительного образования и воспитания детей Минобрнауки России Александр Страдзе. В прошлом году о «недопустимости свертывания системы внешкольного дополнительного образования» сказал в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин, поручив правительству и регионам разработать новые финансовые и организационные механизмы ее работы. Также президент сказал, что семьи должны иметь возможность выбирать между разными центрами дополнительного образования, в том числе негосударственными.

На местах далеко не всегда в полной мере понимают, как реализовать эти и другие инициативы на практике. Поэтому министерство обратилось в Высшую школу экономику с просьбой разъяснить новшества коллегам в регионах (аналогичную миссию Вышка выполняла, например, при внедрении нового закона «Об образовании в Российской Федерации») — обеспечить информационную, методическую поддержку предстоящих изменений. Для этого, в частности, и была проведена конференция, на которую приехали сотрудники органов управления образованием регионов и муниципалитетов, руководители дворцов творчества и других организаций дополнительного образования.

Федеральная власть рекомендовала регионам не сокращать сеть организаций дополнительного образования, и это имеет под собой серьезные основания

С 1 января 2016 года организации дополнительного образования по всей стране переходят на нормативное финансирование: чем популярнее кружок, спортивная секция или изостудия, тем больше детей их посещают, тем больше денег она получает от государства (этот принцип давно действует в общем образовании). Для этого перехода эксперты ВШЭ разработали пошаговую инструкцию, которая была представлена участникам конференции. Как сообщила директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, до конца 2015 года необходимо установить порядок расчета нормативных затрат, затем порядок расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания для организаций, установить территориальные коэффициенты к базовым нормативам с учетом специфики регионов и муниципалитетов и т.д.

Федеральная власть рекомендовала регионам не сокращать сеть организаций дополнительного образования, и это, по мнению директора Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, имеет под собой серьезные основания. «В 1990-е годы были обычными ситуации, когда система образования теряла дорогую недвижимость, где с советских времен располагались дворцы пионеров, ставшие дворцами творчества, — рассказал он. — Сейчас риски другие: в ходе оптимизации, которую проводят в том или ином регионе, организации дополнительного образования закрывают или присоединяют к большому комплексу, в составе которого она может растерять квалифицированные кадры и традиции. На конференции мы дали коллегам рекомендации, как избежать таких ситуаций: в каждом случае должны создаваться общественные комиссии для анализа рисков и недопущения нарушений прав детей. Готовится проект поправок в закон, согласно которому закрытие организации дополнительного образования будет невозможно без решения такой комиссии — точно так же закрытие сельской школы невозможно без решения сельского схода».

К государственному финансированию дополнительного образования решено допустить частника, то есть сделать бесплатными занятия в негосударственных кружках и секциях, чьи услуги будут признаны качественными. Это будут стимулировать «выход из тени» значительную часть частного сектора дополнительного образования — организации, которые ведут образовательную деятельность, но лицензию на нее не получают, работая под вывеской центров досуга, культуры или спорта, подчеркнул Сергей Косарецкий. Поправки в действующее законодательство уже внесены в Госдуму, и их принятие позволит регионам оплачивать занятия детей в частных организациях дополнительного образования.

Помимо конференции, ВШЭ провела серию вебинаров, на которых коллегам из регионов разъяснили новшества государственной политики в сфере дополнительного образования и особенности их внедрения. Подобные консультации университет планирует проводить и в дальнейшем. В «майском» указе президента № 599 обещано обеспечить охват дополнительным образованием не менее 75% детей от 5 до 18 лет к 2020 году (на начало 2015 года этот показатель составил 64%), в регионах приняты планы реализации Концепции развития дополнительного образования детей, участие в разработке которой принимали эксперты ВШЭ. Развитие современных моделей дополнительного образования предусмотрено в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Ключевым мероприятием станет поддержка на конкурсной основе регионов, внедряющих новые организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования.