• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии развития как ответ на меняющиеся тренды

В новом номере журнала Форсайт» (Т. 10, № 1) рассматриваются стратегии развития национальной экономики, а также взаимодействие различных акторов инновационного процесса в формировании «умной специализации» регионов и управлении цепочками поставок.

Алексей Пономарев и Ирина Дежина в статье «Подходы к формированию приоритетов технологического развития России» оценивают влияние целевых ориентиров социально-экономического и научно-технологического развития на реализуемость различных стратегических сценариев. Авторы предлагают модель определения научно-технологических приоритетов России и возможные инструменты их коррекции и реализации. Она призвана способствовать реализации эксплицитно сформулированных долго- и среднесрочных стратегических целей и задач национального развития. Оцениваются мировые тренды и их влияние на экономику России, обозначены технологические области, развитие которых эти тренды будут  стимулировать.

В условиях динамичного развития новых знаний и технологий компании вынуждены оперативно реагировать на меняющийся спрос, максимально диверсифицируя продукцию и стратегии ее коммерциализации. В статье «Интернационализация систем «продукт — услуга»: глобальная, региональная или национальная стратегия?» Гленн Перри, Оскар Бустинца, Ферран Вендрелл-Эрреро и Николас О’Риганна примере музыкальной индустрии рассматривают целесообразность использования национальных, региональных либо глобальных стратегий для продвижения систем «продукт — услуга». По результатам опроса, охватившего 15 стран, выявлена группа «неосведомленных» потребителей, интересующихся музыкой, но переставших ее приобретать. Авторы оценивают потенциал тех или иных стратегий, нацеленных на возвращение подобных потребителей на музыкальный рынок.

Ключевым элементом локально ориентированной инновационной политики для стран ЕС становится «умная специализация». Элиас Караяннис и Эвангелос Григорудис в статье «Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность» анализируют связь между созданием знаний, инновационной активностью и повышением региональной и национальной конкурентоспособности на основе «умной специализации». Представлены шаги по разработке соответствующей стратегии. Оценивается применимость для этой цели концепции четырехзвенной спирали, которая расширяет модель тройной спирали, отводя обществу роль ключевого игрока в инновационном процессе наряду с государством, деловыми и научными кругами.

В статье «Управление цепочками поставок в государственном секторе: модель «тройной спирали» и координация инновационных экологических инициатив» специалисты из Университетов Западной Англии и Южного Уэльса — Азли Абд Разак, Мартин Роулинг, Гарет Уайт, Рэйчел Мэйсон-Джонс — предлагают разрабатывать экологические стратегии на уровне цепочек поставок, а не отдельных организаций, что повысит эффективность их реализации. Взаимодействие государства, бизнеса и университетов позволяет стимулировать экологические инициативы в масштабах цепочек поставок. В качестве инструмента оптимизации цепочек поставок предложена единая схема экологического менеджмента и аудита (Eco-Management and Audit Scheme, EMAS).

В условиях экономических санкций становится особо актуальной тема зависимости российской экономики от импорта высокотехнологичных товаров. В статье «Трансфер зарубежных технологий: оценка зависимости российской экономики от импорта высокотехнологичных товаров» Андрей Гнидченко, Анастасия Могилат, Ольга Михеева и Владимир Сальников предлагают подход к совершенствованию соответствующего классификатора Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который позволит его детализировать. Авторы формулируют собственную оценку глобального рыночного положения России по сегментам высокотехнологичной продукции и степени зависимости экономики от импорта высокотехнологичных товаров.

Глобальные цепочки стоимости играют все более значимую роль в мировой экономике, поэтому совершенствование методологической и эмпирической баз исследований и механизма принятия решений в этой области — весьма актуальная задача. Специалисты НИУ ВШЭ Татьяна Мешкова и Евгений Моисеичев в статье «Анализ глобальных цепочек создания стоимости: возможности форсайт-исследований» рассматривают тенденции развития глобальных цепочек стоимости и меры для повышения эффективности участия в них России. Показано, что форсайт может внести существенный вклад в управление глобальными цепочками стоимости, так как позволяет мобилизовать доступные аналитические ресурсы и скоординировать действия стейкхолдеров для повышения глобальной конкурентоспособности страны.

В Москве вышедший номер «Форсайта» можно купить в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), в Перми — в магазине «Пиотровский» (ул. Луначарского, 51А). Бумажные и электронные версии журнала распространяются также по подписке.

Редакция журнала «Форсайт»