RU

Выполнит ли Россия условия Киотского протокола?

17 сентября в Государственном университете - Высшей школе экономики прошел Международный семинар на тему "Экономическое моделирование и прогнозы динамики выбросов парниковых газов в России". Эта тема обсуждается в рамках соблюдения Россией Киотского протокола, в частности, его долгосрочной реализации в период до 2020 года.

17 сентября в Государственном университете - Высшей школе экономики прошел Международный семинар на тему "Экономическое моделирование и прогнозы динамики выбросов парниковых газов в России". Эта тема обсуждается в рамках соблюдения Россией Киотского протокола, в частности, его долгосрочной реализации в период до 2020 года.

Протокол был принят в 1997 году в дополнение к рамочной конвенции об изменении климата. Россия же его ратифицировала в 2004 году. Цель конвенции - предотвратить негативные изменения климата за счет снижения выбросов в атмосферу парниковых газов. На настоящий момент протокол подписан 175 странами. Одно из обязательных условий соглашения - к 2012 году снизить уровень выбросов на 5 % по отношению к показателям 1990 года. Впрочем, эти ограничения распространяются не на всех участников процесса.

— Для развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Бразилия, это обязательство не является жестким, - пояснил руководитель Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ГУ-ВШЭ Георгий Сафонов. — Объясняется это исторической ответственностью развитых стран, которые в силу высокого промышленного роста раньше начали загрязнять окружающую среду.

В России была большая дискуссия о целесообразности ратификации протокола. Скептики, в число которых входил и тогдашний советник президента Андрей Илларионов, убеждали, что предусмотренные протоколом ограничения приведут к стагнации производства и экономическому спаду.

Специалисты ГУ-ВШЭ попытались проанализировать зависимость загрязнения окружающей среды от "различных сценариев внешних условий и вариантов проведения внутренних реформ". Ученые использовали для прогноза несколько базовых моделей. В частности, модель отраслевого баланса, позволяющую учесть процессы замещения старых технологий новыми; эконометрическую модель, дающую прогноз каждого из интересующих показателей по годам; и, наконец, модель общего равновесия, которая позволяет получить данные об исходном и конечном состоянии экономики.

Специалисты ГУ-ВШЭ попытались проанализировать зависимость загрязнения окружающей среды от "различных сценариев внешних условий и вариантов проведения внутренних реформ". Ученые использовали для прогноза несколько базовых моделей. В частности, модель отраслевого баланса, позволяющую учесть процессы замещения старых технологий новыми; эконометрическую модель, дающую прогноз каждого из интересующих показателей по годам; и, наконец, модель общего равновесия, которая позволяет получить данные об исходном и конечном состоянии экономики.

— Проблема в том, что отсутствует целостная система учета выбросов, — сказала руководитель климатических проектов Центра эффективного использования энергии Инна Грицевич, — в результате достоверных данных нет. Наглядный пример: в Челябинской области количество выбросов за несколько месяцев увеличилось в разы, а затем вернулось на прежний уровень. Оказалось, что при замерах были введены некие новые параметры, которые потом были отменены.

Несмотря на зыбкость некоторых выводов, специалисты прогнозируют, что условия Киотского протокола будут выполнены и уровень выбросов в ближайшие 10-15 лет не превысит показатели 1990 года. Этому способствует " благоприятная конъюнктура": в 1990 году уровень загрязнения был очень высок, и превзойти его трудно (это касается не только России). Именно поэтому 1990-й был выбран критической точкой отсчета.

— По нашим данным, к 2015 году количество выбросов уменьшится на 10-15% по сравнению с показателями 1990 года, — отметил Сафонов, — а к 2020 году - на 5-10%.

Ученые также убеждены, что и сценарий удвоения ВВП никак не повлияет на увеличение загрязнения "как минимум до 2012 года, даже при условии сохранения существующей технологической базы в энергетике и промышленности". Таким образом, и выполнение обязательств по Киотскому протоколу не препятствует экономическому росту, и промышленный подъем не наносит непоправимого ущерба окружающей среде.

Однако электроэнергетическая переориентация некоторых отраслей экономики вызывает у специалистов опасения. Так, по данным РАО "ЕЭС России", увеличивается число электростанций, переходящих на резервное топливо - с газа на мазут. Это дороже и крайне неэкологично - в 2005-2006 годах из-за подобной смены топлива выброс парниковых газов увеличился на 10-12%. Кроме того, из-за повышения цен на газ (110-120$ за тыс. куб. м) и стабильно приемлемых цен на уголь (50$ за тонну) многим предприятиям, в частности, небольшим котельным зачастую с устаревшим оборудованием станет выгодно переходить на угольное топливо. Как следствие возможны дополнительные выбросы в атмосферу вредных веществ.

Еще один принципиальный аспект Киотского соглашения - предоставление квот "на загрязнение". На практике это довольно прибыльные инвестиционные проекты.

— Россия заключает контракт с Японией о переводе, скажем, котельной в Новосибирской области с угля на биотопливо, выбросы от которого не вредят экологии, — сказал г-н Сафонов. — Японцы поставляют оборудование, налаживают производство. В результате, допустим, 1 млн. тонн углекислого газа не попадает в атмосферу. Таким образом, этот объем Япония может поставить себе в "зачет". При этом Россия получает прибыль - от 5-10 евро за тонну, соответственно 5-10 млн. евро за 1 млн. тонн.

В вопросе квотирования основополагающий фактор - мировые цены на энергоносители. Высокие цены способствуют накоплению квот, низкие - сокращению. По оценке специалистов ГУ-ВШЭ, снижение мировых цен на 30% приводит к сокращению сэкономленных квот на 308 млн. тонн углекислого газа, а тридцатипроцентный рост - увеличению объема квот на 221 млн. тонн. Достаточный объем накопленных квот в конечном счете покрывает увеличение уровня загрязнения.

Экспертное сообщество подчеркивает, что в рамках внутренней и внешней российской энергетической политики необходимо следовать единой энергетической и климатической стратегии, обеспечивая взаимосвязанность и долгосрочность. Это позволит получать прибыли от продажи энергоносителей в условиях регулируемого спроса, а также обеспечит России лидирующую роль на международных переговорах по будущей мировой климатической политике.

 

Екатерина Головина, корреспондент экспертного канала ВШЭ-OPEC