RU

Исследователи из разных стран будут вместе искоренять образовательное неравенство

Институт образования ВШЭ вошел в состав партнеров-основателей Международного института образовательных возможностей — ассоциации университетов и исследовательских центров, изучающих проблемы неравенства в образовании. На учредительной встрече в Вашингтоне представители России, США, Германии, Израиля, Саудовской Аравии и Чили договорились о совместных ежегодных конференциях, публикациях и исследованиях.

Тема неравенства в образовании является одной из ключевых для образовательной политики во всем мире, рассказал директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий, принявший участие в учредительной встрече. Она используется в предвыборных дебатах, ей уделяют внимание первые лица государств, но примеров действительно успешных программ и проектов мало, тенденции неблагоприятны — в мире растет неравенство в целом и образовательное неравенство в частности.

В этой ситуации необходима кооперация на международном уровне для обсуждения перспективных решений, совместных разработок, создания единых баз данных и лучших практик. «Традиционно тему неравенства обсуждают лишь политики и исследователи, а Международный институт образовательных возможностей предполагает вовлекать в эту работу также лидеров некоммерческих организаций, работников системы образования, — считает Сергей Косарецкий. — Институт не будет ни от кого зависеть в оценке эффективности национальных моделей и проектов, что повысит авторитет его рекомендаций».

В своем докладе в Вашингтоне Сергей Косарецкий представил результаты исследований Института образования ВШЭ, посвященных образовательному неравенству в России, — в частности, о зависимости качества образования в школах от характеристик семей и социального состава учеников. Российские исследователи оперируют теми же источниками данных и методами сопоставления, что и коллеги из других стран, обсуждение ведется на одном языке.

Для зарубежных коллег, изучающих неравенство в образовании, Россия интересна своим прошлым — примеры «позитивной дискриминации» и иных мер обеспечения равенства возможностей, использовавшихся в СССР, сохраняют актуальность сегодня. Но и настоящее тоже вызывает интерес — например, увеличение доступа российских детей к дошкольному и дополнительному образованию. Ресурсы неформального образования в расширении образовательных возможностей, вероятно, станут одной из тем повестки следующих встреч учредителей института.

Нам, в свою очередь, интересно то, чего пока нет в России, подчеркивает Сергей Косарецкий: например, в других странах выделяют группы школьников и школ для адресной поддержки, педагогов специально готовят для работы в школах со сложным социальным составом, в том числе с детьми, не владеющими русским языком. Знакомство с зарубежным опытом «выравнивания» в сфере образования поможет найти лучшие решения для России с учетом нашей специфики, считает он: «Вместе с ведущими экспертами из разных стран мы будем разрабатывать меры по обеспечению равенства образовательных возможностей, адекватные современному этапу развития социума и технологий».

В России сейчас начинается масштабная работа по расширению образовательных возможностей детей и сокращению неравенства в образовании — соответствующее поручение дал Владимир Путин по итогам Госсовета в декабре прошлого года. В ближайшее время планируется развернуть проекты в рамках Федеральной целевой программы развития образования по улучшению качества образования в школах с устойчиво низкими результатами.

Планируется, что в 2018 году в России пройдет конференция Международного института образовательных возможностей, на которой будет обсуждаться, в том числе, российский опыт работы обеспечения равенства образовательных возможностей — проекты по увеличению охвата дошкольным и дополнительным образованием, поддержка отстающих школ.