RU

«Умные» стратегии — основа эффективного развития территорий

В фокусе нового номера Форсайта (Т. 10, № 3) — различные аспекты инновационного развития российских регионов, результаты форсайт-исследования «Китай-2025» и новые стратегии привлечения потребителей в розничной торговле.

Китай стремится стать глобальным игроком на рынке высокотехнологичной продукции, сформировать крупнейший потребительский рынок в мире. В связи с этим Евросоюз организовал форсайт-исследование по оценке будущей инновационной деятельности в Китае. В статье «Китай-2025: научный и инновационный ландшафт» авторы Эпаминондас Кристофилопулос и Ставрос Манцанакис представляют основные результаты этого проекта и приводят четыре вероятных сценария инновационного развития страны. 

Усиливающаяся конкуренция в розничной торговле вынуждает компании искать новые методы привлечения и удержания клиентов. Марисела Родригес, Франсиско Паредес, Гаофенг Йи в материале «Навстречу будущему потребительскому опыту: тренды и инновации в розничной торговле» анализируют инновационные подходы к повышению эффективности компаний, основанные на улучшении потребительского опыта. Они предлагают новую модель совершенствования покупательского опыта, базирующуюся на синергической комбинации методологий дизайнерского мышления и маркетинговой разведки. 

В условиях экономических санкций, введенных в отношении России в 2014 году, особое значение приобретают высокотехнологичные отрасли хозяйства как важнейший источник замещения импортной продукции на внутреннем рынке. Одной из ключевых мер их поддержки является развитие специализированных кластеров за счет развития связей между компаниями всех уровней и научными организациями. В публикации «Потенциальные высокотехнологичные кластеры в российских регионах: от текущей политики к новым точкам роста» Степан Земцов, Вера Баринова, Алексей Панкратов и Евгений Куценко предлагают оригинальную методику выявления потенциальных кластеров и знакомят с результатами ее апробации в регионах России. 

В последние годы заметно актуализировалась проблема развития монопрофильных городов. В статье Надежды Замятиной и Александра Пилясова «Монопрофильные города России: блокировки и драйверы инновационного поиска» эта проблема рассматривается сквозь призму принятых в зарубежной практике методологических подходов. Они основываются на концепции «зависимости от колеи», в рамках которой выявляются факторы, блокирующие инновационный поиск в «новой промышленной политике». Показаны возможности и направления развития инновационного поиска в монопрофильных городах России. 

Современные города как сложные системы должны гибко адаптироваться к изменчивым внешним условиям. Это можно реализовать только при помощи управленческих инновационных механизмов, таких как концепция «умного города». В работе Марины БойковойИрины Ильиной и Михаила Салазкина «"Умная" модель развития как ответ на возникающие вызовы для городов» обсуждаются ее преимущества, необходимые условия для реализации и препятствующие факторы, подходы к ее воплощению, оцениваются перспективы развития рынка соответствующих технологий, а также текущая готовность российских городов к принятию этой модели. 

Современная модель инновационного развития региона предполагает взаимодействие власти, бизнеса и университетов. Авторы статьи «Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций» Валерий Макаров, Сергей Айвазян, Михаил Афанасьев, Альберт Бахтизин и Ашхен Нанавян вводят понятие инновационное пространство — совокупность потенциальных связей между исследовательскими организациями и инновационно активными предприятиями. Количественная оценка таких взаимодействий — один из наиболее сложных аспектов анализа инновационных процессов. По мнению авторов, размер пространства инноваций и эффективности его использования зависит от инновационной активности региона. Это можно увидеть на примере Республики Башкортостан. Расчеты, проведенные с помощью «вычислимой модели общего равновесия», подтвердили высокую потенциальную значимость этого фактора.

В Москве вышедший номер «Форсайта» можно купить в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), в Перми — в магазине «Пиотровский» (ул. Луначарского, 51А). Бумажные и электронные версии журнала распространяются также по подписке.

Редакция журнала «Форсайт»