• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская школа должна научиться работать с неуспешными учениками

Сессия «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия», ПМЭФ-2019

Сессия «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия», ПМЭФ-2019
© Высшая школа экономики/ Алексей Соболевский

Об этом заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на сессии «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия», которая состоялась на ПМЭФ-2019.

Участники сессии назвали самые серьезные, по их мнению, достижения российской системы образования за последние 10 лет, а также самые острые проблемы, которые необходимо экстренно решать.

По мнению Елены Шмелевой, руководителя Фонда «Талант и успех», самое большое достижение — организация системной работы с детьми, проявившими выдающиеся способности. Эту работу система образования ведет вместе с социальными партнерами. Традиционная педагогика обогащается новыми технологиями и успешно решает задачи, которые перед ней ставят государство, наука и бизнес.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов назвал одним из достижений повышение социального статуса учителей — их зарплата за прошедший период выросла в 1,5 раза. «Это отразилось на качестве приема на педагогические направления подготовки. Средний балл ЕГЭ у поступающих увеличился с 60 до 70, и теперь это люди с амбициями», — пояснил он.

Другое достижение — серьезный рост качества образования. С 2006 до 2015 года доля российских участников международного исследования PISA, не достигающих порогового уровня функциональной грамотности, снизилась во всех трех предметных областях — с 39 до 20% по чтению, с 26 до 19% по математике, с 25 до 22% по естественным наукам. «Это позволило нам переместиться в международных сопоставлениях на более высокие позиции», — отметил Ярослав Кузьминов.

Однако доля неуспешных школьников в России по-прежнему высока в сравнении с европейскими показателями, считает ректор НИУ ВШЭ, и это приводит к дальнейшей экономической неуспешности значительной части граждан. В России научились работать с талантами, но не научились создавать особые условия для детей из семей с ограниченными экономическими возможностями и низким уровнем образования родителей. Если и дальше игнорировать эту проблему, есть риск появления дополнительного источника социального напряжения.

Российская массовая школа отстает от лучших мировых практик в части обеспечения детям возможности выбора предметов, особенно в старших классах. По мнению Ярослава Кузьминова, эта проблема решена только в Москве, где произошло укрупнение школ, а в большой школе возможностей выбора всегда больше. В других крупных городах пока не решаются на подобные изменения.