• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В очередной номер журнала «Форсайт» (Т. 14, № 2) вошли материалы, представляющие сценарии экономического и технологического развития в посткризисный период, а также эмпирические исследования связей между пользовательским восприятием технологий и их распространением. 

Максим Васиев, Кесин Би, Артем Денисов и Владимир Бочарников в статье «Влияние пандемии COVID-19 на устойчивость экономики Китая» продемонстрировали, как коронавирусная пандемия влияет на ключевые отрасли китайской промышленности и межрегиональные поставки. Смоделированы сценарии изменений в производстве и потреблении, предложена эффективная модель поддержания производства и сбыта в условиях постэпидемического кризиса.

Сценарии, иллюстрирующие потенциальные возможности и риски для развития цифровых финансовых технологий, представлены в материале «Финтех как фактор трансформации глобальных финансовых рынков». Сергей Белозеров, Елена Соколовская и Юн Сик Ким выделяют три сценария — преобладание традиционных компаний, сегментирование рынка, доминирование цифровых игроков. Ключевым фактором, предопределяющим реализацию того или иного сценария, выступает уровень международного сотрудничества в сфере регулирования деятельности цифровых финансовых компаний.

В публикации «Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса и конкурентное давление в обрабатывающей промышленности» исследуется связь между внутренними факторами конкурентоспособности малых и средних компаний обрабатывающей промышленности и восприятием их руководителями уровня конкуренции в отрасли. Александр Калита и Александр Чепуренко приходят к заключению, что высокий технологический уровень, внедрение CRM-системы или доступность внешнего финансирования — недостаточные условия для обретения уверенных позиций на мировом рынке. 

Ирина Дежина, Тамам Нафикова, Тимур Гарееви Алексей Пономарев анализируют стоимостные факторы, в частности, налоговую нагрузку, объясняющие разницу в ценах на отечественное и импортное телекоммуникационное оборудование на российском рынке. В статье «Налоговое стимулирование конкурентоспособности телекоммуникационных компаний» рассмотрена отраслевая структура себестоимости в сфере производства и сконструирована модель расчета налоговой нагрузки на отечественные предприятия, использующие импортные компоненты. Предложены инструменты тарифного регулирования, позволяющие компенсировать разрыв в ценах на внутреннем рынке в целях стимулирования технологического развития отечественных производителей.

Масштабные инвестиции, направленные на укрепление лояльности потребителей к технологическим платформам и экосистемам, зачастую дают обратный эффект. Пур Пурванто, Кусванди Кусванди и Фатмах Фатмах в работе «Интерактивные приложения с искусственным интеллектом: факторы доверия пользователей» рассматривают эффекты управляемости, синхронности и двунаправленности применительно к воспринимаемой производительности цифровых помощников и удовлетворенности ими пользователей. Выявлено, что наибольшую озабоченность у потребителей вызывают аспекты доверия и защиты личных данных. Доверие служит укрепляющим фактором, определяющим положительную связь между управляемостью, синхронностью, двунаправленностью и воспринимаемой производительностью. От последнего из перечисленных аспектов напрямую зависит удовлетворенность пользователей программ — цифровых ассистентов.

В фокусе статьи «Что влияет на пользовательский выбор системы персонализированных рекомендаций?» — факторы привлечения клиентов и увеличения продаж через совершенствование систем персонализированных рекомендаций. Гаофенг Йи рассматривает специфику взаимодействия клиентов с подобными системами. Анализируются аспекты, определяющие принятие покупателями рекомендаций, предлагаемых системой. Полученные результаты на примере китайских студентов свидетельствуют, что готовность пользоваться рекомендательными системами напрямую зависит от восприятия взаимодействия с другими пользователями.

В публикации «Форсайт для карьерного развития» исследуются возможности эффективного планирования карьерной траектории. Анна Кононюк, Анна Паяк, Алисия-Эва Гудановска, Анджей Магрук, Эва Роллник-Садовска, Юстына Козловска и Анна Сачио-Шиманьска представляют методологию и результаты обследования, позволившие оценить современное состояние и уровень подготовки карьерных консультантов. Сопоставляются желаемые характеристики профильных курсов и программ с восприятием полученного выпускниками образования в плане навыков операционализации методов и инструментов исследования будущего. Анализируется уровень компетенций специалистов и его соответствие реальной практике профориентации. 

Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и Google Play. Печатные версии журнала по мере их выхода можно приобрести в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), а также по подписке.