RU

Всеобщее гражданское общество

Гражданское общество в процессе развития и укрепления неизбежно становится коммерческим и бюрократическим. Это один из выводов, содержащихся в докладе декана Школы российских исследований ГУ-ВШЭ "Теоретические вопросы гражданского общества" Леонида Ионина, представленного 19 декабря.
Леонид Ионин
Леонид Ионин

Гражданское общество в процессе развития и укрепления неизбежно становится коммерческим и бюрократическим. Это один из выводов, содержащихся в докладе декана Школы российских исследований ГУ-ВШЭ "Теоретические вопросы гражданского общества" Леонида Ионина, представленного 19 декабря.

 

Гегель, Вебер, Маркс

В своей работе профессор Ионин анализирует этапы становления гражданского общества и изменения представления о нем от самых истоков.

— Тогда и Локк, и Токвиль, и Гегель считали, что гражданское общество находится вне аристократического, монархического государства и противостоит ему, — говорит г-н Ионин, — гражданское общество было неким "зонтиком" для всего, что вне государства.

Затем по мере зарождения рынка и возникновения капитализма, который был признан силой, поощряющей самостоятельное развитие общества, представления изменились.

— Капитализм, рынок стали считаться частью гражданского общества, — продолжает профессор, — Вебер в своих работах отмечал этическую силу капитализма, который дает и хозяевам, и рабочим большую свободу. В особенности хозяевам, которые в отличие от рабовладельцев избавляются от необходимости содержать не только раба, но и его семью.

В ХIX веке с появлением социалистов, утопистов капитализм стали считать антисоциальной идеей.

— Маркс, например, считал гражданское общество лишь надстройкой, маскирующей класс капиталистов, — поясняет г-н Ионин, — и предлагал от гражданского общества в таком виде избавиться. Но Маркс был не деспот и не варвар и считал, что гражданское общество необходимо, но его движущей силой должен стать пролетариат.

 

Взаимопроникающие сегменты

Дискуссии на темы, что же считать ГО, насколько оно зависимо / не зависимо от государства, какие слои общества в его авангарде, продолжаются до сих пор. И со времен эпохи Просвещения к единому мнению так и не пришли.

— Сейчас принято воспринимать общество как взаимодействие трех сфер: НКО, госуправления и бизнеса, — продолжает профессор Ионин, — я же считаю такое разделение искусственным.

По мнению ученого, эти три сегмента настолько взаимопроникающие, что четкую грань между ними провести невозможно. Кроме того, члены гражданского общества выступают и в других сферах и являются членами негражданских групп.

Профессор считает, что треугольник "НКО — бизнес — государство" просто удобен для "учета" организаций "третьего сектора": не нужно разрабатывать методик и глубоких подходов, а можно просто использовать формальную градацию. В то время как ГО, как никакое другое "всеобщно", потому что подчиняется законам полного приятия и равенства.

— Здесь имеет смысл говорить "о двойном гражданстве", — продолжает профессор, — потому что, строго говоря, каждый бизнесмен, даже когда он ищет пропитание на помойке или работает на огороде; каждый причастен к государству, которое в конечном счете и есть порождение гражданского общества — его волеизъявления. К тому же государство — это инструмент реализации целей ГО, что предполагает партнерские отношения.

Г-н Ионин также апеллирует к тому, что основные черты ГО, такие как солидарность, равенство, доверие, уважение, в той или иной степени присущи и бизнесу, и госаппарату.

 

Парадоксы институализации

Леонид Ионин
Леонид Ионин

Их, по утверждению профессора Ионина, два, и оба они неизбежны, потому что возникают из самой логики жизни.

Парадокс первый: бюрократизация "третьего сектора".

— Это вполне естественно, — считает ученый, — чем крупнее институт, тем больше он сливается с государством или бизнесом; чем он стабильнее, тем активнее ведется разделение сфер влияния, разрастается иерархическая структура.

В итоге происходит подмена ценностей. Общественники, которые заявляли о своих стремлениях лоббировать интересы граждан, начинают работать на себя — делать карьеру. Что само по себе естественно и не зазорно, но зачастую "раскручивание" собственного имени и получение регалий защиту демократических гражданских идеалов отодвигает на задний план.

Парадокс второй: коммерциализация.

Известно, что финансирование "третьего сектора" — это его главная проблема. Скудные бюджетные гранты; частное спонсорство (у небольших организаций оно нерегулярное и недостаточное, на солидные иностранные гранты могут рассчитывать только крупные игроки); самостоятельная коммерческая деятельность, которую ведут единицы.

— Ситуация, безусловно, непростая, — резюмирует г-н Ионин, — никто не спорит, что полученные от спонсоров деньги идут не "в карман", а на непосредственную деятельность. Но бывают случаи, в которых финансовые сделки ведут к потере гражданской невинности.

Для того чтобы "соблюсти невинность" и не подорвать саму гражданскую идею, профессор предлагает развести ГО как общество равенства доверия и свободы и капитализм с его жесткими законами, не забывая при этом об их тесной взаимосвязи.

Екатерина Головина

Фотографии Ивана Морякова

Контактный телефон: (495) 623-88-03 (Прасолова Оксана Олеговна)

Ссылки:

  • Школа российских исследований ГУ-ВШЭ