Лаборатория социологических исследований ГУ-ВШЭ окончила цикл полевых исследований о вовлеченности населения в предпринимательскую деятельность. Об этом и о том, как вырабатываются навыки научной работы у студентов и аспирантов Вышки, рассказывает руководитель лаборатории, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
Тема «предпринимательство»
Он занят по преимуществу в потребительском секторе и производит товары массового спроса, то есть работает в среде с высокой конкуренцией. Большинство из предпринимателей ориентированы на внутренний, а не на внешний рынок. На новейшие технологии рассчитывают лишь немногие из них, зато большинство нацелены на создание рабочих мест не только для самих себя, отмечает координатор GEM по России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
Согласно результатам Global Entrepreneurship Monitor (GEM), уровень предпринимательской активности в минувшем году не претерпел драматических изменений. Как и в прежние годы, мониторинг фиксирует, что предпринимательская активность, как правило, снижается по мере «взросления» экономики. Однако страновые особенности создают довольно сложную гамму вариаций вокруг тренда, отмечает координатор GEM по России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
Малый и средний бизнес в странах переходной экономики, включая Россию, имеет мужское лицо. Одна из причин этого — женщины-предприниматели подвергаются дискриминации со стороны банков.
О развитии малого и среднего предпринимательства говорилось 9 апреля на двух сессиях в рамках X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества: "Развитие предпринимательства и человеческий фактор: Россия и страны ЦВЕ" и "Предпринимательство и региональное развитие".
История предпринимательства и история его поддержки — это две отдельные истории. Почти не связанные между собой. Об этом шла речь 19 марта на семинаре серии "Институциональные проблемы российской экономики".
Насколько велик потенциал предпринимательства в России? Кто готов начать новое дело? Как в этом смысле выглядит наша страна на фоне остального мира? Эти вопросы были рассмотрены на состоявшемся 3 марта семинаре Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.
"Кризис — это время возможностей", — любят повторять российские чиновники. Однако малому и среднему бизнесу воспользоваться этими возможностями очень трудно, показывает исследование профессора ГУ-ВШЭ Андрея Яковлева.
23 октября в ГУ-ВШЭ была представлена база данных проекта Global entrepreneurship monitor (GEM). Причем рассматривалась она не только как источник актуальной информации и межстрановых сравнений развития бизнеса, но и как инструмент для внедрения в вузовское образование исследовательского процесса.